Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В современном обществе огромную роль играет духовно-нравственное воспитьание детей дошкольного возраста, которое начинается в семье. Именно там зарождаются доброта, духовность, любовь и другие качества личности. То, что закладывается с ранних лет в семье, остается на долгую жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании
детей дошкольного возраста.
Семья – первый наш коллектив, естественная среда обитания. Ребенок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В семье закладываются корни, из которых потом вырастают и ветви, и цветы, и плоды. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Актуальность опыта:
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую не считаются важными и вызывают лишь недоумение. Сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад
Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей.
Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Возникло много вопросов:
- Как выстроить систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников?
- Какие формы работы является более эффективными, и способствуют развитию традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, сохранению и укреплению семьи?
Для организации совместной деятельности был создан семейный клуб «Лучики». Был разработан план работы по духовно-нравственному воспитанию в содружестве с семьей.
Наш детский сад и Волжский историко-краеведческий музей (ВИКМ) не один год плодотворно сотрудничают в создании единого музейно-образовательного пространства для воспитания подрастающего поколения граждан нашей страны. С огромным удовольствием родители вместе с детьми посещают занятия в филиале МБУ «ВМВК» «Картинная галерея» по программе «Эстетическая академия для маленьких детей и их родителей». Такие совместные посещения, призваны развивать воображение, зрительную память, чувственно – эмоциональную среду, познавательную активность детей и взрослых. Они воспитывают доброту, отзывчивость.
Наши субботние встречи в городской картинной галереи, были интересны детям и родителям, они узнали много нового о различных жанрах живописи, научились работать с гуашью, пластилином, акварелью, даже «печатали» на станке - получились прекрасные графические гравюры. Настоящим открытием для детей и нас, педагогов, оказались наши талантливые папы. Они и с пластилином на ты, и рисовать красками оказывается могут не хуже художника. В новой обстановке у детей и родителей рождались новые идеи на основе увиденного и в ходе совместного обсуждения проявлялся интерес к продуктивной совместной деятельности. Ребята приносили свои семейные творческие работы в группу, для оформления совместных выставок.
Активное участие родителей в педагогическом процессе позволило нам создать мастерскую семейного творчества «Очумелые ручки». Деятельность мастерской направлена, прежде всего, на совместное творчество детей с их родителями, раскрытие творческого потенциала ребенка. Занятия в мастерской проходили в форме показательно-практических мастер-классов, игр-занятий. Практико-ориентированное взаимодействие с семьями, использование инновационных технологий, интерактивных форм общения способствовало приобретению родителями нового опыта общения с детьми, выработало определенную модель взаимодействия с ними. Наиболее интересными прошли такие мероприятия, как мастер-класс «Флаг России», который подготовила и провела мама Цыганковой Ксении; мастер-класс «Изготовление куколок-кувадок»; мастер-класс «Верные друзья», который прошел в МБУДО ДЮЦ «Русинка», в выставочном зале, картинной галерее.
Мои воспитанники приняли участие в городском проекте «Ладная неделя» с целью укрепления и сохранения семейных ценностей и традиций. В рамках «Ладной недели» прошли мастер-классы с родителями и детьми по изготовления народной куклы «Лады». Дошколята совместно с родителями дома рисовали «Рисунок семьи», изготавливали поделки к выставке «Семья талантами богата», пекли «ладушки-оладушки». Финалом «Ладной недели» стал совместный концерт «Талант рождается в семье». Родители вместе с детьми и педагогами представляли номера художественной самодеятельности: исполняли вокальные композиции, пели частушки, танцевали, показывали инсценировки. «Ладная неделя» показала, насколько важна теплая творческая атмосфера сотрудничества и взаимодействия как в детском саду, так и дома.
Досуг выходного дня – интересная и достаточно новая форма сотрудничества для родителей и детей нашей группы : совместное посещение театральных представлений в ДК «Октябрь». Сказку о Новогоднем Чуде и Доброте, которую нам показали юные артисты театральной студии, понравилась детям и родителям. Фотоссесия с героями представления пополнила семейные альбомы, которые есть у каждого ребенка в нашей группе. Ребята увлеченно рассказывали в садике, какой замечательный выходной они провели вместе.
Нетрадиционная форма работы с семьей «Родительская почта» помогает мне наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью.
Для поддержания интереса молодых родителей, стараемся разнообразить формы совместных встреч, например, проводим семейные вечера, фестивали, беседы «За чашкой чая не скучаем».
Очень увлекательным и полезным прошел семейный вечер «Маленький волжанин». Мероприятие было организовано с целью привлечения внимания к семье, укрепления привязанности к членам своей семьи, вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность. Информативно наполненная и вызвавшая душевный отклик была семейная ромашка «Я-Волжанин», изготовленная совместно с родителями. Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи. Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи. Каждая семья выбрала свой девиз : «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство».
Одной из новых для нас форм взаимодействия с семьями воспитанников стали совместные экскурсии выходного дня. Рождественская экскурсия с посещением храма Иоанна Богослова, познакомила детей и родителей с христианской культурой нашего народа и казачьего быта
В нашем детском саду стало доброй традицией проведение обрядовых праздников, как «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Троица», совместно с родителями.
Л. Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в современном мире. В данное время нами начинает реализовываться новый совместный проект «Наши добрые дела «Рождественская история». Наши ребята и родители выступили с концертом «Доброта нужна всем людям» в реабилитационном центре для детей-инвалидов «Надежда»
Наше сотрудничество, партнерство, дружба с родителями имела свои «плоды». Дети и родители стали дружнее, сплоченнее, эмоционально отзывчивей.
Мы надеемся, что сложившаяся система работы способствует развитию традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения, сохранению и укреплению семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания....
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жи...
Консультация для родителей "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Именно в семье зарождаются основы духовно-нравственного воспитания....
Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...
Консультация для родителей "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогичес...
«Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – важнейшая часть воспитательного процесса, так как целенаправленное формирование моральных качеств с первых лет жизни ребенка...