Сценарий родительского собрания в младшей группе "Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Рябцева Татьяна Васильевна

Сценарий родительского собрания в младшей группе "Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditelskogo_sobraniya_v_mladshey_gruppe.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания в младшей группе

Тема: «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»

 Форма проведения: круглый стол

Цель и задачи:

повысить уровень педагогической культуры родителей; дать родителям знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка; заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада.

Предварительная работа:

Анкетирование родителей «Создание условий для игровой деятельности в семье». Провести с детьми игру «Выбери игрушку». Объявление о проведении родительского собрания. На стенах группы высказывания классиков и педагогов о роли игры в жизни ребенка. Два стола с одинаковым набором принадлежностей для игры на кухне.

Материалы и инструменты:

- ладони из картона (синий, желтый, красный)

- скорлупа, пластилин

- манка, фасоль и поднос

- макаронные изделия

- сухие завтраки – колечки

- нитки, пластиковые стаканчики

- клей, картон, кисть

Ход собрания

В 1: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам настроиться, немного поиграть.

В 2:  Игра – приветствие «Цветные ладони»

Цель: Установить контакт между родителями, сформировать у них эмоционально - положительный настрой.

Родители хаотично двигаются. Воспитатель держит три “ладони”, вырезанные из цветного картона синего, красного и желтого цвета. Варианты сигналов: красная “ладонь” надо пожать руку, синяя “ладонь” – погладить по плечу, желтая “ладонь” – поздороваться “спинками”. А теперь улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

В 1: Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества.

  Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.

Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

В 2: - При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей.

Анализ результатов анкетирования «Создание условий для игровой деятельности в семье» (Приложение 1)

По результатам анкетирования можно сказать:

(подводятся итоги анкетирования родителей в соответствии с вопросами

В 1: «А у нас, в детском саду, мы играем»

(воспитатель рассказывает о видах игровой деятельности, используемых в детском саду и демонстрирует наглядно атрибуты для различных игр)

Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками; Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры, больницу, дочки-матери, магазин, парикмахерская. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность. Театральные игры - пальчиковый театр, настольный театр, игры-драматизации. Эти игры развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль. 

В 2:  «Давайте вместе поиграем» - практическая часть.


Упражнение «Я начну, а вы продолжите»

«Игра – это…»

Игра – это (весело, интересно, увлекательно …) - ответы  родителей

Любая игрушка должна быть какой? (ответы родителей)

1. эстетичной;

2. безопасной (в плане краски, качества материала);

3. развивать;

4. развлекать ребенка.

Упражнение «Игры на кухне»

В 2:

- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие.

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины.

Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие?

Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы?

(родители делятся на 2 команды, рассматривают принадлежности для возможных вариантов игр на кухне, представляют свои ответы. Воспитатель поощряет словестно правильные варианты ответов, вносит свои дополнения).

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

3. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

4. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

5. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки - колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

В 1:  Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок»

Накануне собрания с детьми проводится игра «Выбери игрушку» - детям предложены игрушки (кукла, мяч, скакалка, сенсорный куб с деталями вставками, настольно-печатная игра, машина). Ответы детей записываются воспитателем.

Родители угадывают, какую игрушку мог выбрать их ребенок. Ответы детей и взрослых сравниваются.

Заключительная часть

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. В завершении мне хочется пожелать вам удачи.

Играйте со своими детьми, они в этом очень нуждаются и вы, между прочим, тоже, ведь с помощью игры вы становитесь ближе друг к другу, начинаете больше узнавать друг о друге, можете повлиять на душевное состояние и поведение вашего ребёнка (Приложение 2).

Игра – помощник нам, бесспорно,

Игре все возрасты покорны.

Взаимодействие в игре

Поможет понимать друг друга,

Нам стать внимательней, добрей,

И разрешить вопрос досуга.

Играйте с нами! Придумывайте сами!

Играйте с друзьями!

Удача за вами!

В 2: Уважаемые родители! Спасибо за внимание! До новых встреч!

  Приложение 1

Анкета для родителей

«Создание условий игровой деятельности в семье»

1.        Есть ли у ребенка отдельная комната (уголок, где может играть и хранить свои игрушки)?

  а) да

  б) нет 

  в) частично

2.        Что предпочитает Ваш ребёнок?

  а) просмотр мультфильмов и телепередач 

  б) активные игры (подвижные)

  в) обучающие и развивающие игры 

  г) чтение художественной литературы

  д) компьютерные игры.

  3.  Как часто и по какому поводу Вы покупаете ребёнку игрушки?

  а) как подарок по особым случаям 

  б) часто по просьбе ребёнка

  в) редко, при наличии средств.

  4.  Какую игрушку Вы предпочитаете купить?

  а) куклы или машинки

  б) развивающие игры (настольно-печатные игры, конструкторы и т.

  в) мягкая игрушка

  г) игрушки, имитирующие военные действия

  5.  Часто ли Ваш ребёнок ломает игрушки?

  а) очень редко 

  б) иногда

  в) постоянно

  6.  Как Вы относитесь к сломанным игрушкам и порванным книгам?

  а) ремонтируем 

  б) не обращаем внимания

  в) выбрасываем.

7.        Моему ребёнку всегда доступны бумага, пластилин, краски

  а) да 

  б) нет 

  в) иногда

11.         Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком?

  а) мама 

  б) папа 

  в) старший (младший) ребёнок 

  г) бабушка

  д) дедушка 

  е) друзья 

  ж) играет один

  «Незаконченное предложение»

Родителям предлагается закончить следующие предложения:

1.        Любимая игра моего ребёнка – это ____________________________________________________________

2.        Папа любит с ним играть в _____________________________________________________________

3.        Мама любит с ним играть в _______________________________________________

Приложение 2

ПАМЯТКА

Как играть на кухне с детьми

Готовим и играем на кухне вместе с детьми.

Вот уж самое НЕ место для игры, так это кухня, можете сказать вы.
А мы с вами, конечно, не согласимся.
Где мамы проводят так много времени после рабочего дня?
Конечно, на кухне – приготовить ужин и обед на завтра, накормить всю семью по очереди (к сожалению, в современной семье редко все собираются за столом в будние дни), перемыть и прибрать, а потом совершенно усталой добраться до дивана и телевизора.

А ребенок? Будет ли он ждать, когда у мамы появится второе дыхание, когда она соберется с силами и мыслями и будет готова поиграть, почитать, помечтать?
А может, не надо разделять эти процессы во времени и пространстве?


Если обращаться и играть с ребенком во время домашних хлопот на кухне:
- мы поможем ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы
- поможем ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий
- поможем научиться терпению
- самым коротким и 
действенным путем научим важным домашним работам
- дадим понять, как заботимся о своей семье
- освоим современный способ обучения и 
развития ребенка – обучение естественным образом
- сделаем для ребенка сам процесс учения практичным
- станем ближе и интереснее друг другу, у нас появятся общие интересы. Пусть они очень «местного» значения, ценности-то они не теряют.

Вкусные слова.

Цель: расширение словарного запаса, ознакомление с окружающим миром.
Мама: «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга».
По очереди называть слова и «выкладывать» на ладошку. 
Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», «вареные», «растительные» слова.

Охота на слова.

Цель: Дать понятие об овощах, способствовать 
развитию внимательности и наблюдательности, развивать быстроту переключаемости, активизировать словарь.
Какие слова можно достать из борща? 
Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.) на слова можно «охотиться», которые достаем из 
винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще.

Помощники.

Цель: Упражнять в словообразовании сложных слов.
Как можно одним словом назвать прибор, который…варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?

Готовим сок.

Цель: Формирование и развитие навыка образования относительных прилагательных от существительных.
Образуем слово: «Из яблок получается сок…(яблочный), из груш - (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из…»

Покупки.

Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:
1.В каких из этих предметов «живет» звук «Р» (либо другой звук)
2.Назови все, что НЕ надо будет готовить – варить или жарить.
3.Что для тебя здесь самое вкусное?
4.Что самое тяжелое (легкое)?

Раскладываем и пересчитываем.

Цель: Закреплять навыки счёта, упражнять в сравнении количество предметов.
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное 
количество приборов.

Охота на цифры и буквы.

Цель: Упражнять в умении различать и называть цифры (буквы), закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Обратитесь к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. 
Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают? А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? 
Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы? И т. д.

Выдумщик.

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру 
высказывания.
Предложите ребенку придумать сказку или историю про… старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы и т. д.), если нужны ребенку подсказки помогите ему, задавайте наводящие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста".

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общег...

Роль сюжетно–ролевой игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строитьс...

Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;Задачи:- Сформировать у родителей знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;- Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к и...

Родительское собрание «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»

Игра – приветствие «Цветные ладони»Анализ результатов анкетированияИгра в развитии и воспитании ребенка сообщение«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр през...

Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;Задачи:- Сформировать у родителей знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;- Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к и...

Родительское собрание Тема: «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»

Родительское собрание Тема: «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста» Форма проведения: круглый стол Цель и задачи Повысить уровень педагогической культуры родителей; Да...

Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста.

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;Задачи:- Сформировать у родителей знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;- Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к и...