Рабочая программа воспитателя подготовительная группа
рабочая программа (подготовительная группа)

Зуева Елена Анатольевна

Цель программы –создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно – воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС. 

Задача программы –создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovitelnaya_gruppa.docx169.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

ул. Чкалова, д. 1, г. Югорск, 628260

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

Тюменская область,

Телефон / факс (834675) 7-79-95

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Подготовительной к школе группы № 8

на 2023-2024 учебный год

Разработали воспитатели:

Бурмакова Н.В.

Зуева Е.А

г. Югорск 2023

Раздел 1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цель реализации Программы (с учетом требований ФГОС ДО)

3

1.1.2

Задачи (с учетом требований ФГОС ДО)

3

1.1.3

Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников подготовительной к школе группы

3

1.1.4

Значимые для разработки Рабочей программы индивидуальные особенности контингента воспитанников группы

4

1.1.5

Современные образовательные технологии

6

1.1.6.

Срок реализации программы  

6

1.1.7

Планируемые результаты реализации программы

6

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1.2

Планируемые результаты реализации программы

8

Раздел 2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.1

Содержание работы с воспитанниками по образовательным областям

9

2.1.2

Содержание взаимодействия с семьями воспитанников группы

24

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2.2

Описание направлений, выбранных учреждением из числа парциальных программы

26

2.3

Специфика национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

28

Раздел 3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Условия реализации программы

31

3.1.1

Учебный план группы

31

3.1.2

 Режим дня группы

33

3.1.3

Режим занятий, обучающихся(организованной образовательной деятельности группы)

34

3.1.4

Материально- техническое оснащение

35

3.1.5

Комплексно – тематическое планирование

37

3.1.6

Педагогическая диагностика

108

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

3.2

Описание материально-технического и методического обеспечения

114

3.3

Список литературы.

115

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

1.1.1Цель программы –создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно – воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.  

1.1.2Задача программы –создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

1.1.3Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников подготовительной к школе группы

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.1.4. Значимые для разработки Рабочей программы индивидуальные особенности контингента воспитанников группы

Режим пребывания воспитанников в группе.

    В соответствии с режимом функционирования МАДОУ «Детский сад «Гусельки» режим пребывания детей в группе составляет 12- часов (с 7:00 до 19.00 часов).

Реализация Программы осуществляется в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.

Контингент воспитанников подготовительной к школе группы № 8

Списочный состав группы – 14человек (6 девочек, 8мальчиков).

Относительно здоровых детей –13 человека, детей с ОВЗ – 1 человек.

Реализация Программы осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерацииявляющемся родным для всех воспитанников детского сада.

Формы реализации рабочей образовательной программы.

        При организации форм реализации рабочей образовательной программы учитывается принцип интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное и речевое развитие, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

        Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, при решении проблемных ситуаций, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

                Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей контингента воспитанников

Ф.И.О.

год рождения

1

Васина Дарья Дмитреевна

25.04.2017

2

Губкин Кирилл Максимович

25.05.2017

3

Джавидян Давид Гарикович

27.03.2017

4

Дмитрюк Андрей Данилович

21.01.2017

5

Елихова Алёна Дмитриевна

13.07.2017

6

Ермакович Матвей Александрович

17.02.2017

7

Жук Даниил Дмитриевич

13.01.2017

8

Карибова Рената Магомедовна

16.04.2017

9

Дудорова Вероника Евгеньевна

08.07.2017

10

Мищенко Данила Дмитреевич

28.05.2017

11

Можаров Михаил Максимович

10.04.2017

12

Можарова Виктория Максимовна

10.04.2017

13

Русаков Николай Анатольевич

03.11.2017

14

Сайфутдинова Татьяна Динисовна

25.01.2017

1.1.5. Современные образовательные технологии

п/п

Название технологии

Автор

1.

Здоровьесберегающие

О.Меликян - Видеокурс с записями пальчиковых игр, В. В. Цвынтарного. «Играем пальчиками и развиваем речь», Т.В. Гордеева «Массаж и пальчиковая гимнастика с предметами»;

Е. А. Исаева «Гимнастика для глаз», мультимедийная гимнастика по Э.С. Аветисову;

Т.В. Нестерюк «Дыхательная и звуковая гимнастика», О.Ю. Ермолаев-Томин – «Дыхательная гимнастика»; Т. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников»; Ю. Кириллова «О здоровье всерьез». Корригирующая гимнастика «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников», Н.Г. Коновалова «Традиционные оздоровительные гимнастики и самомассаж в детском саду»

2.

Информационно-коммуникативные

Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина, Кораблёв А. А.  Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе.

3.

Проектная деятельность (исследования)

Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина

4.

Личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми

И. С. Якиманская

5

Программа ТРИЗ «Умка»

Г.С. Альтшуллера

1.1.6. Срок реализации рабочей программы. В течение учебного года.

1.1.7. Планируемые результаты реализации программы.

https://disk.yandex.ru/i/4LTQbooVQVwf7A

1.2. Планируемые результаты в части формируемой участниками образовательных отношений

Образовательная область

Парциальная программа

Вид деятельности

Планируемый результат

Физическое развитие

 «Шахматы для детей»

Совместная со взрослыми

- развит уровень личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности;

- приобретены теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;

- освоены новые виды деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения);

-создана «ситуация успеха» для детей, имеющих сложности в общении, в том числе детей-инвалидов

Социально-коммуникативное развитие

«Наследие Югры: на пути к истокам»

Совместная со взрослыми

- сформировано ценностное отношение к культуре и природе ХМАО-Югры

- развито чувство патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к малой Родине;

- сформирована активная жизненная позиция к природоохранной деятельности у всех участников образовательного процесса

Познавательное развитие

«Дети и денежные отношения»

Совместная со взрослыми

- освоены базовые принципы использования финансов на личном опыте;

- привито бережное и экономное отношение обучающихся к деньгам;

- сформированы социально-личностные качества и ценностные ориентиры обучающихся, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Образовательная область

Парциальная программа

Вид деятельности

Планируемый результат

II Содержательный раздел

2.1 Содержание работы с воспитанниками по образовательным областям

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи для подготовительной группы:

https://disk.yandex.ru/i/EWChmIiJt6In4g

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Основные цели и задачи для подготовительной группы:

https://disk.yandex.ru/i/brC1QbXmEerEtg

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи для подготовительной группы:

https://disk.yandex.ru/i/AjwFijHa9z87hw

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи для подготовительной группы:

https://disk.yandex.ru/i/Z2N-kG88HB6_Kw

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Основные цели и задачи для подготовительной группы:

https://disk.yandex.ru/i/8_OWdu9p8rQZtg

Возрастные особенности детей

Математические представления

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы.

Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры.

Память

К концу дошкольного возраста, т.е. к 6—7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале. Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти.

Мышление

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преображающее. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры. Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют также развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развитости у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способность просто механически замещать в игре одни предметы другими, придавая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На втором этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действия с ними.Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями, составляет рассказ по картинке, составляет логические цепочки.

Речевое развитие

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

Представление об окружающем мире

Ребенок должен иметь представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта.

2.1.2 Содержание взаимодействия с семьями воспитанников группы (план работы)

Месяц

Название

Цели

Ответственный

Сентябрь

1. Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок 6 -7лет».

Знакомство родителей с требованиями программы по воспитанию и развитию в детском саду детей 6-7 лет.

Воспитатели

Бурмакова Н.В.

2. Консультации: «Домашнее задание и как его надо выполнять», «Всё о развитии детской речи», «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».

3. Традиция нашей группы – ведение «книги добрых дел»,

Психолого–педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.

Развить желание делать добрые дела

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

4. Проект «Деревья наши друзья»

Активизация совместной работы детей и родителей.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

5. Анкета для родителей: «Что вы ждете от детского сада в этом году?»

Выяснить отношение родителей к воспитанию и обучению детей в МАДОУ.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

Октябрь

1.Проект «Мой город»

Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

2. «Физкульт – ура! Ура! Ура!» (памятки, рекомендации на тему ЗОЖ, профилактики нарушения плоскостопия, осанки; комплексы упражнений). 

4. Консультация «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения».

Пропагандировать ЗОЖ,ознакомить с мерами профилактики плоскостопия, нарушения осанки.  Предложить комплексы упражнений, интересные подвижные игры. 

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

5. Беседы «О необходимости проводить вакцинацию против гриппа»,

«Что нужно знать о своем ребенке»

Активизация родителей в работу группы, и развитие позитивных взаимоотношений между д\с и родителями.

Медсестра:

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

Ноябрь

1.  Акция: «От сердца к сердцу», «Любимые лапки»

Привлечь родителей к совместному участию.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.Учитель-логопед:

2.Памятка для родителей: «Правила пожарной безопасности».

Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

3. Изготовление кормушек для птиц        

Привлечь родителей к совместному участию.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

4. Выставка детских рисунков ко дню матери. «Мама – солнышко моё!»

Воспитывать любовь, уважение к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

Декабрь

1. День окружающей среды и охраны природы.

Привлечь родителей к совместному участию.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

2. Индивидуальные беседы «Формируем навыки самообслуживания у ребёнка», «Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила».

Ознакомление родителей с задачами по формированию навыков самообслуживания.   Соблюдать правила поведения в группе, поощрять тёплые взаимоотношения друг с другом.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

3. Родительское собрание: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Осуществление педагогического просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

4. Конкурс на самую оригинальную елочную игрушку

Привлечение родителей к работе детского сада.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

Январь

1. Проект  «Искорки добра»

Расширить представление о волонтерском движении

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

2. Консультации «Речевое развитие детей 6-7 лет», «Всё о детском питании», «Как выбрать ребенку игрушку», «Левша или правша».

Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома. Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы д\с и семьи

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

Февраль

1.Акция «Копилка добрых дел»

Привлечение родителей к работе детского сада; развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

2. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».

Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки. Прививать любовь к мужчине (папе, дедушке).

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

3. Фотогазета «Мой папа лучше всех!»

Привлечь мам и детей к оформлению выставки, воспитывать желание делать подарки.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

4. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?», «Витаминная азбука здоровья»

Выявление и анализ информации об условиях здорового образа жизни в семьях воспитанников.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

Март

1. Выставка детского творчества к 8 марта «Моя мамочка».

Прививать детям любовь к творчеству и уважение к маме

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

2. Фотогазета «Мамочка любимая.»

Привлечь мам и детей к оформлению выставки, воспитывать желание делать подарки.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

3. Совместное создание в группе «Огород – на окне».

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, продолжать знакомство детей с растениями, уходу за ними.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

4. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка»

Осветить родителям требования программы   по изо деятельности старших групп.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

Апрель

1. Памятка.  «Как предупредить авитаминоз весной».

Предложить ряд витаминов и добавок к пище детей весной.

Медсестра:

2. Консультация. «Режим будущего школьника»

Выявление волнующих вопросов у родителей по теме: «Режим будущего школьника»

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.Педагог-психолог:

3. Привлечение родителей к субботнику на участке группы.

Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

Май

1. Организация выставки - поздравления ко Дню Победы.

Привлечь родителей к участию в празднике, воспитывать чувство патриотизма у детей

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

2. Итоговое родительское собрание «Готовность ребенка к школе».

Дать родителям информацию об уровне готовности детей к школе.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.Педагог-психолог:

Учитель-логопед:

3. Памятка родителям: «Безопасное поведение детей на дороге».

Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома.

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

4. Оформление стенгазеты «Наши выпускники говорят…»

Создание положительных эмоций у детей и их родителей

Воспитатели:

Бурмакова Н.В.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

2.2. Описание направлений, выбранных учреждением из числа парциальных программ

Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, в соответствии с ФГОС ДО отражает:

1) направления из числа парциальных и иных программ, созданных участниками образовательных отношений самостоятельно, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, приоритетным направлениям развития образования;

2) специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

3) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

4) способы и направления поддержки детской инициативы.

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении выстроен на основе выбора и сочетания примерной основной образовательной программы, парциальных программ, дополнительных образовательных программ, педагогических технологий, представляющих федеральный, региональный и локальный компоненты образования.

Исполняя Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.», а также в рамках реализации регионального компонента, в целях реализации «Концепции развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (приказ Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 1066/196от 30.06.2017), духовно-нравственного развития (приказ Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.07.2017 № 1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа–Югры»), учитывая специфику и образовательные интересы и потребности обучающихся МАДОУ реализует следующие программы:

п/п

Наименование

программы

Цель

Задачи

п/п

Наименование

программы

1.

«Шахматы для детей»

Создание        благоприятных условий для развития личностного                потенциала ребенка, в том числе развитие интеллектуальных

способностей через обучение игре в шахматы.

-расширить кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

-закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание;

-развить мелкую моторику рук, глазомер;

-воспитать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.

1.

«Шахматы для детей»

2.

«Конструирование с детьми раннего возраста»

«Умные пальчики: конструирование в детском саду»

Развитие        у        дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе конструирования.

-развить у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

-обучить конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

-сформировать        предпосылки        учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить

начатое дело до конца, планировать будущую работу;

-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением

2.

«Конструирование с детьми раннего возраста»

«Умные пальчики: конструирование в детском саду»

3.

«Наследие Югры: на пути к истокам»

Формирование        основ ценностных ориентиров

Создать        условия        для        целостного         развития  личности, обладающей        национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, малой Родины

3.

«Наследие Югры: на пути к истокам»

4.

«Дети и денежные отношения»

Формирование первичных социальных компетенций

воспитанников

в сфере личных

и семейных финансов

- формировать первичные экономические представления;

-  развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность;

- развивать экономическое мышление дошкольников;

- воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики

4.

«Дети и денежные отношения»

Реализация парциальных образовательных программ на 2022-2023 учебный год

п/п

Наименование

программы

Старший дошкольный возраст

1.

«Лего-конструирование»

1 раз в неделю

2.

 ««Наследие Югры: на пути к истокам»

2 раза в месяц

3.

 «Шахматы для детей»

1 раз в неделю

5.

«Дети и денежные отношения»

2 раза в месяц

2.3 Специфика национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

Национально-культурный состав воспитанников учреждения

    При организации образовательного процесса в МАДОУ учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями (процент детей, не относящихся к русскому этносу, среди воспитанников МАДОУ, в общем количестве детей – 8,2%). В образовательном процессе МАДОУ используется краеведческий материал, иллюстративная серия учебных пособий «Детям об истории Ханты-Мансийского округа - Югра». Проводятся различные мероприятия: развлечения «Дружная семья», «Все мы разные», «Игры разных народов»; проектная деятельность (конструирование или создание макета и презентация своего города, главной улицы); мастерская (изготовление коллажа или панно) досуги совместно с детьми и родителями по тематике изучения культуры народов Российской Федерации и воспитанию толерантности в учреждении.

     Благополучный микроклимат в МАДОУ способствует комфортному, радостному пребыванию детей в учреждении, что положительно сказывается на психическое, физическое, нравственное здоровье воспитанников.

Социокультурное окружение

     Социокультурные особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры также не могут не сказаться на содержании психолого-педагогической работы в МАДОУ:

• ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых: нефтяников, газовиков, строителей; в округе проживают малочисленные народы Севера, воспитанников знакомят с условиями жизни, промыслами народов ханты, манси; систематически дети посещают этнографические выставки, музеи, совершают экскурсии по городу, в природу.

• на территории детского сада массивная растительность: большое количество кустарников, деревьев разных пород - сосен, лиственниц, берез, рябин, калины, сирени, малины, смородины, цветников, что создает большие возможности для полноценного развития и воспитания детей.

     Социокультурные мероприятия в работе с детьми позволяют адаптировать ребенка к социуму и школьному обучению.

Климатические особенности региона

     В образовательной программе дошкольного образования МАДОУ учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится город Югорск - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

     Дошкольный возраст в развитии ребёнка - это период когда закладывается фундамент его здоровья, физического и психического развития. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни.

    Известно, что современные дети, особенно проживающие в суровых условиях Севера, в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, что приводит к серьезным функциональным нарушениям различных органов и систем организма.

    Сохранение здоровья детей, проживающих в условиях Севера, является одной из актуальных проблем современной медицины и педагогики. Экстремальные климатические условия влияют не только на состояние здоровья, но и способствует созданию иной модели, образа жизни с собственным ритмом, привычками и особенностями. Эти особенности необходимо учитывать при организации жизни детей в МАДОУ.

    Прежде всего, к ним относятся: трудности двойной адаптации (к климатическим особенностям региона после отпуска и к условиям детского сада одновременно); негативное влияние природных факторов на организм ребенка; существенное снижение общей работоспособности в критические периоды года (актированные дни, низкая температура воздуха); короткий день, нехватка кислорода; длительное пребывание в закрытом помещении и непродолжительные прогулки на воздухе.

     Данные проблемы МАДОУ решает совместно с родителями, используя разные формы работы:

- индивидуальные беседы-консультации;

- консультации для родителей в информационных рубриках;

- родительские собрания;

- дни открытых дверей;

- действие дополнительного образования (кружок по физическому развитию) также способствуют положительным результатам физкультурно-оздоровительной работы с детьми;

- функционирует тренажерный зал.

     При организации жизни детей в группе, кроме основных принципов построения режима учитываются особенности конкретного сезонного периода года и их влияние на: состояние и функционирование органов и систем организма ребенка; уровень общей работоспособности; возникновение естественных движений. В зависимости от погодных условий и расположенности площадки детского сада разработан график прогулок с учетом зависимости продолжительности

прогулок от температурного режима.

     Известно, что Север накладывает свой отпечаток и на психологическое развитие детей. На них влияют резкие перепады атмосферного давления, длительное пребывание при искусственном освещении, высокая влажность воздуха, сильные и частые ветра, длительная и жесткая зима с очень низкими температурами, дождливое и недостаточно теплое лето с заморозками, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни. Для решения данных проблем, побуждаем детей к совместной познавательно-экспериментальной деятельности не только в группе, но и во время прогулок на веранде, на участке детского сада, используя игровую мотивацию, которая подвигает детей к деятельности, пробуждая у них интерес к познанию, используются: сюрпризные моменты, индивидуальный подход, учет интересов, особенностей, мнение родителей (законных представителей) воспитанников, что позволяет отслеживать психоэмоциональное состояние каждого ребёнка в период особых климатических условий.

     В МАДОУ используются комплексы мероприятий, обеспечивающие полноценное развитие детей, с учетом преодоления деприваций во время организации образовательного процесса: используются комплексы мероприятий, обеспечивающих полноценное развитие детей: рационально организуется учебно-воспитательный процесс, учитываются возрастные и гигиенические регламенты непосредственно-образовательной деятельности (длительность, количество, нагрузка, чередование разных видов деятельности); систематически проводятся физкультминутки, релаксационные и динамические паузы; непосредственно-образовательная деятельность проводится в игровой, непринужденной обстановке, с временным пребыванием в непосредственно-образовательной деятельности по желанию ребенка; во взаимоотношениях с детьми осуществляется личностно-ориентированный подход, исходя из интересов и способностей детей; большое внимание уделяется эмоциональному комфорту (создаются ситуации успешности); учитывается полоролевое воспитание детей, используются игровые нетрадиционные методы, обеспечивающие гигиену нервной системы, психологическое, физическое, нравственное здоровье.

  Так как у детей на Севере контакт с окружающим миром затруднен, что мешает накоплению житейских понятий, расширению кругозора детей, им дается возможность самостоятельной организации разнообразной деятельности: знакомство с экологическими представлениями, овладение способами познавательной деятельности, проявление гуманного отношения к объектам природы, изучение краеведения, формирование представления о мире, красоте окружающей природы родного края.

     Так же для преодоления сенсорной депривации в условиях Севера, где дети лишены возможности познавать окружающий мир с помощью тактильного восприятия, используются в работе схемы, иллюстрации, познавательная литература, музыкальное сопровождение. В доступной форме используются приемы экспериментирования, опыты с природным материалом: снегом, песком, почвой; наблюдения за таянием снега; замерзанием и кипением воды; знакомство с основными состояниями веществ в природе: жидким, твердым, газообразным, зависимость неживой и живой природы от климатических условий.

    Из-за специфических природных условий, основной задачей МАДОУ является «Сохранение и укрепление здоровья детей». Для этого проводятся мероприятия:

- прогулки с детьми;

- утренняя гимнастика, «Тропа здоровья», физкультурные минутки;

- виды гимнастики: дыхательная, сюжетная, спортивная мини - тренировка, музыкально-ритмические движения,

- подражательные движения, подвижные игры, оздоровительный бег;

- активный отдых: физкультурные развлечения, праздники, недели здоровья, выезды в природу совместно с родителями;

- индивидуальная работа с детьми, имеющими различного рода отклонения в состоянии здоровья;

- спортивные и подвижные игры (зимой - катание на санках, ходьба на лыжах; в теплый период года - катание на самокатах);

- создаются условия для самостоятельной двигательной деятельности детей: поделки из снега - лабиринты, дуги для подлезания, ледовая дорожка, метание в цель, снежные корты для хоккея.

- создана предметно-развивающая среда МАДОУ, которая помогает максимально компенсировать неблагоприятные условия проживания детей в районах Крайнего Севера, с учетом гендерного воспитания.

III.Организационный раздел

3.1. Условия реализации программы

3.1.1.Учебный план группына 2022-2023 учебный год. Пояснительная записка.

Учебный план учреждения соответствует ряду требований, имеющих отношение к структуре учебного плана, а именно: наличие пояснительной записки к учебному плану и собственно плана. Учебный план как нормативный документ обладает следующими характеристиками:

• полнота учебного плана учреждения в контексте реализации ФГОС ДО;

• нацеленность на удовлетворение потребностей воспитанников и их родителей (законных представителей) и реализацию интересов детей;

• целостность учебного плана (взаимосвязь и взаимодополняемость компонентов) и соответствие структуры требованиям к структуре документа;

• рациональность использования часов части, формируемой участниками образовательного процесса;

• отсутствие перегрузки воспитанников, т. е. соответствие объема периодов образовательной деятельности плана допустимой нагрузке, согласно санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Учебный план учреждения является составляющим компонентом Программы, входящим в состав организационного раздела, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ДО, определяет объем нагрузки для каждой возрастной группы детей на текущий учебный год. Учебный план утверждается в составе Программы.

Учебный план призван обеспечить введение в действие и реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей).  

Учебный план учреждениясоставлен на 5 дневную учебную неделю:

• определяет максимально допустимый объем нагрузки на воспитанников;

• определяет состав и структуру обязательных разделов примерной программы, а также части, формируемой участниками образовательного процесса;

  • гарантирует всем воспитанникам получение обязательного образования в соответствии с ФГОС ДО.

• предоставляет воспитанникам возможность для реализации индивидуальных образовательных потребностей, развития своих способностей.

Учебный план создан с учетом соответствующих норм, содержания социального заказа, особенностей и интересов потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг. Социальный заказ отражен в части, формируемой участниками образовательного процесса.

№ п/п

Подготовительная группа

(6-7 лет)

1.

Длительность занятий

30 мин

2.

Общее количество занятий

14

3.

Количество часов организованной

образовательной деятельности

7ч 00мин

Образовательная область

Организованная образовательная деятельность (ООД)

Подгот.

Группа

количество занятий в неделю

«Речевое развитие»

Развитие речи

Чтение художественной литературы

Ступеньки грамоты*

1

1

1

«Социально-коммуникативное развитие»

 «Социокультурные истоки»*

0,5

Безопасность (формирование основ безопасности)

1

«Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

2

Ознакомление с миром природы/ Ознакомление с предметным окружением и социальным миром

Дети и денежные отношения*

1

0,5

«Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность. Рисование

1

Изобразительная деятельность. Лепка

0,5

Изобразительная деятельность. Аппликация

0,5

Художественный труд

Конструирование*

1

1

Музыка

2

«Физическое развитие»

Физическая культура

Шахматы для детей*

3

1

Количество занятий

Обязательная часть/часть, формируемая участниками образовательных отношений

14

14/4

Время для реализации Программы

из них:

8ч 35мин

100%

объем обязательной части Программы

78%

Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, под знаком *

22%

3.1.2.Режим дня группы.

Режим дня МАДОУ «Детский сад «Гусельки» на 2023-2024 учебный год

№ п/п

Режимные моменты

1.

Прием обучающихся на свежем воздухе.

07.00-07.20

2.

Самостоятельная игровая деятельность. Индивидуальная работа с обучающимися.

07.20-08.10

3.

Утренняя гимнастика

08.10-08.20

4.

Игры. Самостоятельная деятельностьобучающихся

08.20-08.40

5.

Подготовка к завтраку. Завтрак

08.40-08.50

6.

Игры. Самостоятельная деятельностьобучающихся

08.50-09.00

7.

Организованная образовательная деятельность/Самостоятельная деятельность

09.00-09.30 (1 подгр)

Перерыв между занятиями 10 мин.

09.40-10.10 (2 подгр)

8.

Игры. Самостоятельная деятельностьобучающихся

10.10-10.15

9.

Второй завтрак

10.15-10.20

10.

Игры. Самостоятельная деятельностьобучающихся

10.20-10.40

11.

Организованная образовательная деятельность

10.40–11.10

12.

Подготовка к прогулке. Прогулка

11.10-12.30

13.

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.30-12.40

14.

Подготовка к обеду. Обед

Подготовка к дневному сну.

12.40-12.55

15.

Дневной сон

12.55-15.25

16.

Пробуждение, гигиенические, закаливающие процедуры, самостоятельная деятельность

15.25-15.35

17.

Полдник

15.35-15.40

18.

Игры. Самостоятельная деятельностьобучающихся

15.40-15.50

19.

Организованная образовательная деятельность/ Самостоятельная деятельность

15.50-16.20 (1 подгр)

16.30-17.00 (2 подгр)

перерыв 10 мин.

20.

Подготовка к прогулке

Самостоятельная игровая деятельность на прогулке

Индивидуальная работа с обучающимися

17.00-18.40

21.

Подготовка к ужину. Ужин

18.40-18.55

22.

Самостоятельная деятельность.

Уход обучающихся домой.

18.55-19.00

3.1.3Режим занятий, обучающихся (организованная образовательная деятельность и часть, формируемая участниками образовательных отношений)

Режим занятий  

МАДОУ «Детский сад «Гусельки» на 2023-2024 учебный год (корпус 1)

Дни недели

Подготовительная к школе группа № 8

Понедельник

09.00-09.30

Худ-но-эстетическое развитие: Лепка/Аппликация

10.40-11.10

Познавательное развитие:

Окружающий мир

16.30-17.00

Худ-но-эстетическое развитие: Музыкальная деятельность (муз. зал)

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

15.50-16.20

Худ-но-эстетическое развитие: Конструктивная деятельность

Вторник

09.00-09.30

Познавательное развитие: МП

12.00-12.30

Физическое развитие: Физическая культура (улица)

15.50-16.20

Познавательное развитие: Природа

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

16.30-17.00

Познавательное развитие Шахматы для детей

Среда

09.00-09.30

Познавательное развитие: МП

10.40-11.10

Познавательное развитие: Сенсорные эталоны и познавательные действия 

16.30-17.00

Физическое развитие: Физическая культура (бассейн)

Четверг

09.00-09.30

Речевое развитие: Развитие речи

10.40-11.10

Худ.-но-эстетич. развитие: Рисование 

16.30-17.00

Худ-но-эстетическое развитие: Музыкальная деятельность (муз. зал)

Пятница

09.00-09.30

Соц-но-комм-е развитие: Формирование безопасного поведения/Формирование основ гражданственности и патриотизма

10.40-11.10

Физическое развитие: Физическая культура (спорт. зал)

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

15.50-16.20

Соц-но-комм-е развитие: Наследие Югры: на пути к истокам/ Познавательное развитие: Дети и денежные отношения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя, подготовительной группы, по программе"Детство"

Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателя подготовительной группы (6-7 лет) с учётом ФГОС дошкольного образования. Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рож

Рабочая программа для детей 6-7 лет подготовительной к школе группы «Смешарики» на 2016-2017 учебный год разработана на основе:основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рожден...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы по программе "Детский сад 2100"

Рабочая образовательная программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) ...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на основе программы : "Миры Детства: Конструирование Возможностей"

Рабочая программа разработана в соответствии с ООП «Миры детства конструирование возможностей» под редакцией Т.Н. Дороновой (авторский коллектив: Т.Н.Доронова, С.Г. Доронов, Н.В. Тарасова,...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной  группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...