"Педагогическое мастерство"
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_masterstvo_vospitatelya_gkp.docx | 35.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическое мастерство воспитателя»
«Умение воспитывать — это все – таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере. Как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом».
А. С. Макаренко.
Дошкольный период в жизни человека является очень важным, и воспитатель несет весьма немалую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Воспитатель – это самый первый учитель, которого встречает ребенок после мамы и папы. Хороший воспитатель будет отдавать детям только самые лучшие знания и умения, вкладывать в них свою душу. Это весьма нелегкий труд, отнимающий массу не только душевных, но и физических сил. А главной наградой для воспитателя является результат его трудов, счастливые дети и довольные родители.
Современное дошкольное образование довольно быстро развивается и совершенствуется, в связи с чем, и воспитатель обязать постоянно поддерживать свои профессиональные навыки, развивая педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство — это самый высокий уровень педагогической деятельности, который проявляет себя в творчестве воспитателя, в его постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. В каждом отельном случае мастерство воспитателя и есть творчество. Каждый педагог ищет свои способы воздействия на детей в той или иной ситуации. В работе с детьми не может быть шаблоном и однообразия. Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям в области образования.
А.С.Макаренко, рассматривая работу воспитателя, говорил, что деятельность воспитателя есть, в сущности, деятельность организатора. И мастерство воспитателя не что иное, как мастерство организатора жизни детей. Мастерство – это умение создавать педагогические ситуации, стимулирующие эффективное развитие детей. Не сиюминутное решение вопросов в паре «воспитатель-ребенок», а организация творческой коллективной деятельности способны создавать условия для воспитательного воздействия на коллектив и каждую личность.
Педагогическое мастерство – это высокое искусство воспитания и обучения детей. Знания и основанные на них умения – это основа содержания мастерства воспитателя. К важным умениям воспитателя относятся: «умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение «цель- средства - результат» применительно к ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородным приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями». (Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн.для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. – С. 418-419.)
Воспитатель обязан быть внимателен к окружающей обстановке, предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Педагог должен быть тактичным, соблюдать меры приличия, уметь держать себя подобающим образом, не ввязываться в ссоры с родителями, следить за своей речью, так как дети способны подражанию, не ущемлять детей, их родителей. Воспитатель должен уметь видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние, переключать с одного вида деятельности на другую. Оптимизм весьма важен в работе воспитателем. Столкнувшись с трудностями педагогического процесса, он не опускает руки, а ищет способы их решения. Никогда не следует плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, чтобы они принимали необходимые меры, а наоборот, верить в возможности каждого воспитанника, подбадривать и поощрять ребенка в его стремлении быть хорошим. В этом мудрость воспитания.
Педагогическая деятельность воспитателя является достаточно многогранной и интересной, а для развития своего мастерства требуется постоянное совершенствование различных умений и навыков в работе с детьми. Эти умения можно условно поделить на конструктивные, коммуникативные, гностические, организаторские и специальные.
- Конструктивная и проектированная деятельность предполагает прогнозирование развития ребенка в условиях дошкольного учреждения, подбор индивидуальных методов работы с ним.
- Коммуникативные умения – это способность воспитателя находить быстрый контакт как с детьми, так и с родителями.
- Гностические умения – это умения, с помощью которых воспитатель изучает ребенка и весь детский коллектив. Изучение ребенка необходимо для более углубленного знания его внутреннего мира и возможностей в целом, что является весьма важным в решении возникших проблем воспитания и развития воспитанника.
- Организаторские умения предусматривают систему действий воспитателя и воспитанников по выполнению разнообразных видов деятельности.
- Аналитическая деятельность – это анализ проделанной работы, с целью корректировки дальнейшего учебно-воспитательного процесса.
- К специальным умениям воспитателя относятся: способность к пению, чтению стихов, актерское мастерство и навыки садовника по выращиванию растений, а также масса других интересных занятий.
Многогранно развитый воспитатель всегда вызывает только восхищение, как у детей, так и у родителей.
Каждый педагог должен обладать уникальными умениями передачи своих знаний детям. Воспитатель должен заниматься самообразованием, интеллектуально развиваться, постоянно использовать новые технологии в своей работе с детьми. Мастерство воспитателя в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников.
«Организация и содержание деятельности в группах кратковременного пребывания»
Группа кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма организации дошкольного образования в режиме неполного дня. ГКП создается для детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих детские сады, с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказания консультативно-методической поддержки их родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.
Основными функциями группы кратковременного пребывания являются:
• охрана жизни и здоровья детей;
• забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
• коррекция физического и психического развития и здоровья детей;
• обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка.
В настоящее время наиболее востребованными являются:
«Адаптационная группа» — для детей раннего возраста, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОО;
«Группа развития» — для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;
группа «Будущий первоклассник» — для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;
(существуют и другие формы ГКП).
Для того чтобы создать ГКП на базе дошкольного учреждения необходимо изучение социального заказа на открытие той или иной формы группы кратковременного пребывания. Целесообразно проведение анкетирования среди родителей детского сада и социологического опроса среди населения. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о наличии запроса общественности в открытии группы определенной направленности.
ГКП любого вида создаются в дошкольных образовательных учреждениях при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения (в пределах выделенных средств).
Организация групп кратковременного пребывания предполагает наличие в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) свободного помещения для осуществления учебно-воспитательного процесса: групповые комнаты для детей, музыкальный зал, кабинет психолога; а также раздевалку для детей и родителей и умывальная комната. Специально оборудованные помещения должны отвечать педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам пожарной безопасности (групповая ячейка, освещенность, температурный и воздушный режим в соответствии с требованиями СанПиНа, детская мебель (столы, стулья, шкафы для игрушек, пособия и т.д.) в соответствии с ростовыми показателями детей).
Групповые комнаты и специализированные помещения ДОУ должны соответствовать возрасту детей и полностью приспособлены для многообразной деятельности.
Работа групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации:
1. Положение о группах кратковременного пребывания (Положение о группе определяет нормативную базу работы группы, направление, цель и задачи деятельности группы, организацию работы (комплектование, распорядок и. т.д.), содержание и основные формы работы).
2. Приказ учредителя об открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения групп кратковременного пребывания.
3. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании групп кратковременного пребывания.
4. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором отражается деятельность групп КП для детей, не посещающих ДОУ с указанием конкретных образовательных услуг, предоставляемых учреждением в разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем.
5. Договор с родителями (законными представителями), желающими пользоваться услугами группы кратковременного пребывания (в том числе и дополнительных).
6. Штатное расписание.
7. Должностные инструкции
Также для работы ГКП необходимо наличие следующих документов:
- заявление родителей о зачислении ребенка в ГКП;
- договор с родителями (законными представителями);
- режим дня и распорядок жизнедеятельности группы (режим работы группы кратковременного пребывания устанавливается в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями и возможностями детей, а также с учетом потребностей родителей (законных представителей);
- расписание занятий (сетка непосредственной образовательной деятельности) с учетом рекомендаций СанПиН;
- списочный состав детей;
- образовательные программы;
- медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка;
- табель посещаемости;
- базисный учебный план;
- перспективный план работы по разделам образовательной программы;
- планирование воспитательно-образовательной работы.
Комплектование ГКП осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу, в соответствии с уставом дошкольного образовательного учреждения. Наполняемость групп кратковременного пребывания устанавливается в зависимости от вида группы в соответствии с положением о ГКП данной направленности. Зачисление детей в ГКП происходит на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребёнка.
Отношения между образовательным учреждением, имеющим группы кратковременного пребывания, и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
Возможные модели функционирования групп кратковременного пребывания.
Модель 1. Организация кратковременного пребывания детей в ГКП в 2-3 смены. (Например: дети приходят к определенному времени на короткий срок: с 09.00 до 12.00, с 12.00 до 15.00, с 15.00 до 18.00.)
Модель 2. Организация кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении.
Модель 3. Организация кратковременного пребывания детей в закрепленной группе детского сада.
Модель 4. Пребывание родителей в группе вместе с ребёнком.
Содержание образовательного процесса в ГКП определяется образовательной программой дошкольного образовательного учреждения. Учитывая специфику групп КП, образовательный процесс должен быть организован максимально компактно, так, чтобы в условиях сжатого времени не упустить ни одного важного направления развития ребенка и, в тоже время, не превратить его жизнь в смену занятий по "учебным предметам".
Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, программа должна обеспечивать разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, художественно-эстетическому, познавательно-речевому.
Целесообразным является использование парциальных образовательных программ, т.к. неспециализированные комплексные программы развития детей довольно трудно адаптировать к условиям кратковременного пребывания ребенка в детском саду. Обусловлено это, прежде всего тем, что комплексные программы в основном рассчитаны на пребывание ребенка в детском саду целый день, а также особенностью комплектования группы - группы кратковременного пребывания комплектуются в течение всего года и, в основном, по разновозрастному принципу. Кроме того, выбранная программа должна «позволить» организовать режимные моменты таким образом, чтобы целый ряд важнейших воспитательно-образовательных задач решался в комплексе.
Программа должна:
-соответствовать принципу развивающего образования;
-сочетать принципы научной обоснованности;
-обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей;
-строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей;
-основываться на комплексно-тематическом принципе построения воспитательно-образовательного процесса.
Участниками воспитательно-образовательного процесса являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.
В планировании воспитательно-образовательного процесса обязательно учитывается одна из требований к организации деятельности групп кратковременного пребывания, а именно - рациональность использования времени, проводимого ребенком в детском саду.
Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей также зависит от нескольких факторов, а именно: модель, по которой функционирует группа, вид группы, возраст детей, посещающих группу.
Образовательный процесс в ГКП строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием. На занятиях широко используются наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия); словесные (вопросы, указания, объяснения); игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, в виду особенности восприятия детей данного возраста рассказ воспитателя используется редко. Возможно проведение в группе тематических вечеров, мероприятий, утренников, праздников. Эта форма работы помогает ребёнку привыкнуть к новой для него обстановке, способствует созданию хорошего настроения во время пребывания в ДОУ и формирует желание снова и снова охотно идти в детский сад (без слез).
В зависимости от направления работы группы определяются цели и задачи воспитательно-образовательного процесса, обоснованные в положении о группе кратковременного пребывания.
Организация воспитательно-образовательного процесса невозможна без тщательной подготовки в первую очередь воспитателей, непосредственно работающих с детьми. Воспитатель должен достаточно четко представлять себе, какие цели реализуются при построении педагогического процесса, какие результаты должны быть достигнуты, уметь конструировать, анализировать, выстраивать перспективу развития каждого ребенка в группе на основе психолого-педагогической диагностики.
Деятельность специалистов, работающих в ГКП, состоит из систематической, построенной на диагностической основе, коррекционной работы с воспитанниками и консультативной помощи. Для этого психолог и другие специалисты должны подобрать диагностический инструментарий, быть готовыми к тесному сотрудничеству с педагогами, врачом-педиатром, родителями, выработать программу действий индивидуально с каждым ребенком и с группой в целом.
В работе педагогов в ГКП предусматриваются различные формы взаимодействия с родителями детей с целью обеспечения непрерывности воспитания и обучения ребенка. Ребенок, поступающий в детский сад на кратковременное пребывание, практически все свое время проводит в кругу семьи. Влияние семьи настолько велико, что педагогическая работа с ребенком в детском саду представляется невозможной без учета особенностей быта и воспитания детей в семье. Это с одной стороны, с другой стороны - сами родители предъявляют определенные требования как к образовательной работе в детском саду, так и к системе взаимодействия педагога с семьей. Поэтому необходимо устанавливать тесную связь между семьёй и ДОУ для получения информации об уровне развития и актуальном состоянии каждого ребенка, которая будет лежать в основе последующего планирования педагогических воздействий, их корректировки и организации работы с родителями. Рекомендуется привлечение родителей к руководству ДОУ (через участие в работе родительского комитета, попечительского совета). А также необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями с целью вовлечения родителей в образовательный процесс. При этом нельзя забывать об эффективности индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов, способностей и возможностей; на основе систематического обсуждения с родителями успехов и проблем их ребенка.
Показателем результативности работы в этом направлении является:
- удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с педагогами и руководителями ДОУ;
- удовлетворенность работой ДОУ;
- удовлетворенность степенью информированности о детском саде в целом;
- о деятельности группы,
- о ребенке и т.д.
Формы работы с родителями в ГКП:
- родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы);
-день открытых дверей (экскурсия-знакомство с учреждением, общие рекомендации при поступлении ребёнка в ГКП);
- совместные игровые сеансы родителей и детей;
- открытый просмотр занятий;
- консультации, семинары, практикумы, тренинги;
- наглядные методы работы: стенды, ширмы, папки-передвижки, выставки детских работ, буклеты и т.п.;
-совместные праздники и развлечения;
- открытый просмотр занятий (непосредственная образовательная деятельность).
Воспитатели постепенно включают родителей в совместные игры, занятия; учат использовать игрушки, предметы, игровое пространство, события, происходящие в детском коллективе.
Изменение степени участия родителей в педагогическом процессе происходит по схеме:
бразовательная деятельность в ГКП осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), основной формой организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра (с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка).
Работа с детьми предполагает использование самых разнообразных дидактических, развивающих игр, занимательные упражнения, игры-экспериментирования, игровые и проблемные ситуации, элементы моделирования и проектирования.
Важнейшим моментом является организация предметно-пространственной среды, несмотря на то, что деятельность организуется в различных помещениях, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).
В групповом помещении должна быть выделена рабочая часть для занятий и пространство для свободной деятельности. Зоны для сюжетно-ролевых игр, экспериментирования, дидактических игр, конструирования, ручного труда, чтения и рассматривания книг, предусмотрено панно для экспозиции детских работ.
На территории детского сада оборудовать площадку для проведения прогулок, спортивную площадку, экологический центр, огород.
Организация предметно-развивающей среды в группах имеет свою специфику: в группах раннего возраста больше открытого пространства, зон с сенсорной направленностью, игровая зона для развития основных движений. В группах более старшего возраста должны быть оборудованы уголки для занимательной математики, опытно-экспериментальной работы, по краеведению и экологическому воспитанию, а также театральные уголки и зоны художественной и речевой направленности. Все группы оснащены дидактическими и техническими средствами обучения, детской литературой в соответствии с реализуемой программой. А для педагогического состава необходимо наличие учебно-методического комплекса (методической литературы, наглядно-демонстрационного и дидактического раздаточного материала по разделам реализуемой программы).
Существуют также некоторые требования к организации предметно-развивающей среды:
- предметно-развивающая среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и нормам;
- дизайн групп может быть разнообразным в зависимости от условий и возможности учреждения;
- мебель, предметно-игровая и развивающая среда должна соответствовать психофизиологическим особенностям детей данного возраста;
- оформление групп – приближенно к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика оформления);
- предметно-игровая среда – разнообразна, многофункциональна и вариативна.
- игровое пространство должно соответствовать потребностям ребенка в социальном развитии.
- для приобщения ребенка к миру природы важно иметь в группе природные уголки;
Необходимо определить предметную сферу для сюжетно-ролевых игр, театрализованных игр, конструирования, художественного творчества и др.
Наблюдение, уход за растениями и животными позволит реализовать потребность ребенка в общении с живым миром, в формировании элементарных трудовых навыков.
Особенностью данных групп является задача выполнения базового компонента средствами развивающих игр в условиях кратковременного пребывания детей, поэтому предметно-развивающая среда должна быть обеспечена по возможности максимально разнообразными учебными и дидактическими пособиями.
Организуя предметно-развивающую среду, надо учитывать, что игровая мебель должна быть предпочтительно легкой и на колесных устройствах, чтобы дети сами могли создавать свой «интерьер». Обязательным условием является соблюдение санитарно-гигиенических требований. Площадь помещения не должна быть меньше предусмотренных норм. Помещение для группы выделяется светлое, просторное. Стены лучше окрашивать от пола до потолка или оклеивать светлыми обоями (но имеющими сертификат соответствия).
Также можно «углубить» 1-2 стены, разрисовав их пейзажем с хорошей перспективой. С целью зрительного увеличения комнаты, можно одну стену оборудовать зеркальными покрытиями (это также хорошо и для наблюдения детей за своими движениями, их красотой и пластикой). Лучше использовать не обычные занавески, а только верхние ламбрекены или жалюзи. Каждое дошкольное учреждение при оформлении группы исходит из своих условий и возможностей. Дизайн группы может быть разнообразным.
Так как обязательным условием является достаточное пространство для движения детей, то чем меньше будет в такой комнате вещей, тем лучше.
Цветы также целесообразно размещать и как украшение. Комнатные растения в декоративных целях в углублениях стен, в различных нишах, а также на полу вдоль окна в специальных подставках.
Пристального внимания в плане охраны здоровья и предупреждения утомляемости детей в процессе организованной или самостоятельной деятельности, заслуживает необходимость обеспечения данной группы рациональной детской мебелью. (Важно, чтобы размеры столов и стульев соответствовали росту детей, имели соответствующую маркировку).
На полу желательно иметь сплошное ковровое покрытие. Важно чтобы предметно-развивающая среда, игровая среда, все материалы, их композиция соответствовала психофизиологическим особенностям данной возрастной группы (раннего, младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста).
Обучение и развитие детей целесообразно осуществлять в разных формах организационной деятельности – и подгруппами, и индивидуально, и фронтально, и на улице, и в форме путешествий, сказочных превращений и т.д., но всегда предполагается использование обилия различных игр и игрушек. Предпочтение отдается различным дидактическим и развивающим играм по всем направлениям развития и обучения детей.
При компоновании фонда игрушек надо позаботиться о том, чтобы игрушки были разные: дидактические, сюжетно-образные, музыкальные, театральные, спортивные, игрушки-забавы. Обязательны театр игрушек и обилие материалов по сенсорике (различные башенки, пирамидки, вкладыши, матрешки, геометрическая мозаика и пр.).
В группе малышей желателен безопасный мини-стадион в виде мягких канатов, для упражнений в равновесии (их можно сшить и самим); подвесная карусель с колокольчиками, лесенка-горка и пр. Хорошо, если в такой группе находится «сухой бассейн», наполненный цветными шариками. Если есть возможность использования не одного помещения, удобно рядом разместить мини-зимний сад с живыми растениями, животными. Здесь можно разместить аквариумом с рыбками, террариум, клетки птицами, мини-фонтанчик, столик с мягкой глиной для творчества, развития рук, сброса психоэмоционального напряжения. Такой «садик» мог бы иметь другое назначение – отдых, зал релаксации. Интересна стилизация оформления помещений, например под джунгли. Можно все помещение преобразовать в лесную полянку с фонтанчиком, дорожками, стульчиками-пеньками (с упором для спины). Можно поставить «волшебный сундучок», в котором хранится природный материал (шишки, семена, орехи, камушки, ракушки и т.д.).
Организуя предметно-развивающую среду, конечно же, нельзя забывать о том, что деятельный, инициативный ребенок может быть только там, где он чувствует себя в теплом уютном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.
Созданная таким образом предметно-развивающая среда в ДОУ - целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.
Основой комфортного пребывания ребенка в ДОУ является созданный в нем психологический климат. Взаимоотношения воспитанников и педагогов строятся на основе общечеловеческих ценностей равноправного партнерства, уважения к достоинству маленького человека. Позиция взрослых – исходить из интересов ребенка, политика общения – сотрудничество.
Преимущества пребывания ребенка в ГКП очевидны:
- развитие у ребенка самостоятельности, навыков самообслуживания;
- система занятий с детьми, направленных на физическое развитие, развитие речи, интеллекта, общего кругозора, художественных, музыкальных способностей;
- разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, примеров для подражания в процессе игровых действий, отношений; постоянное руководство со стороны взрослого;
- формирование умения общаться со сверстниками, жить в коллективе (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать с позиции сотрудничества);
- получение навыка самостоятельности в налаживании различного рода контактов, получение опыта взаимодействия с другими людьми, детьми без непосредственного участия мамы.
Список использованной литературы
Аверина И. Е. Группы кратковременного пребывания: Организация и содержание работы. – М.: Айрис, 2004 – 176с.
Бахаровская М. Н. Руководителю ДОО: Адаптационная группа кратковременного пребывания Организация и содержание работы.- Изд-во: Учитель, 2012 – 80с.
Бабунова Т. М. (редакция) Группа кратковременного пребывания: Для детей раннего возраста. – М.: Сфера, 2010 – 112с.
К.Ю. Белая. Методические рекомендации к организации работы по группам кратковременного пребывания детей в ДОУ. Приглашает детский сад — М.: Линка-Пресс, 2002. — С. 76.
Г. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе Нормативно - правовое обеспечение и порядок организации групп кратковременного пребывания в ДОО. - Изд-во:АРКТИ – 248с.
Королёва С. Из опыта работы// Дошкольное образование – 2002 №1 – с.48
Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями//Дошкольное образование – 2002 №11 – с.10
Микляева Н.В. Группы кратковременного пребывания Педагогическое сопровождение. – М.: ТЦ – Сфера, 2009 – 96с.
Стеркина Р., Князева О., Маханева М.. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования//Дошкольное образование – 2002 № 11 – С.2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»
Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога.
Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение . Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства выдвинут научно- теорет...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."
Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...
Положение о проведении институционального конкурса педагогического мастерства «Ступени мастерства - 2020» в номинациях «Молодой специалист - 2020», «Воспитатель наставник - 2020», «Профессионал - 2020»
Конкурс педагогического мастерства «Ступени мастерства – 2020» проводится в целях повышения престижа и статуса педагогической профессии в обществе, повышения открытости образования, общественного и пр...
Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Мастерство педагога-успех ученика»
Муниципальный конкурс педагогического мастерства«Мастерство педагога-успех ученика»Мастер-класс по речевому развитиюТема: «Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников...
Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Мастерство педагога-успех ученика». 2023г.
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...