Консультация на тему "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Галина Васильевна Никитина

Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать настоящими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения

 в воспитании детей

«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать настоящими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей».

В.А. Сухомлинский

В жизни каждого человека семья является первой устойчивой группой родных и близких людей, играющих главенствующую роль, первой ступенькой становления его самосознания. Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении, здесь закладывается нравственный облик и профессиональное самоопределение.

На этапе дошкольного детства ведущим социальным институтом, призванным обеспечить разностороннее развитие ребенка, является система дошкольных учреждений. Гармоничное взаимодействие их с семьей является залогом полноценности бытия ребенка, раскрытия и реализации ее потенциала, выхода на новые орбиты социальной реальности. И все-таки высшая ответственность за воспитание детей в этом взаимодействии принадлежит семье.

Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Принципиально важно знать родителям то, что ребенок с самого рождения исключительно эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир: своих родителей, свой дом, самого себя. Если его мир враждебный, отталкивающий, не любящий, то тревожность влияет на его речь, поведение, способность общаться и учиться. Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: « Вы меня любите?». И ответ для него исключительно важен. Он должен диктоваться не только чувством безусловной любви, но и поведением родителей, проявляющих в своих поступках безоговорочную любовь.

Не получая пристального внимания от родителей, дети излишне тревожатся, чувствуют, что все на свете важнее для родителей, чем дети, поэтому отстают в эмоциональном, психическом развитии, хуже контактируют со сверстниками  более замкнуты.

В дошкольные годы ребенок полностью отождествляет себя со своей семьей, прежде всего с родителями, его эмоциональный мир почти полностью зависит от атмосферы в семье. Именно здесь он познает и осваивает модели нравственного поведения, взаимодействия с другими людьми, природой и т.д.

Семья оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка и его всестороннего развития.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Полноценное воспитание дошкольника  происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и ДОУ.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности детского сада. Введение федерального государственного образовательного стандарта придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта — это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

В центре стандарта — требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, среди которых — сотрудничество с семьей.

Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди основных принципов:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государств.

Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работ:

  1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей. Оно достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям , но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методом и приемами воспитания дошкольников и в известной мере овладели ими.
  2. Взаимопомощь  в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей.
  3. Использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с жизнью детей дома, в семье, педагогические беседы с родителями и др. членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания, конференции, лектории, вечера вопросов и ответов, наглядные формы педагогической пропаганды. Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с отцом или матерью ребенка создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом.
  4. Привлечение родительского комитета к деятельности дошкольного учреждения.

Дошкольными образовательными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в воспитании и развитии детей. Воспитание в семье и работа педагогов в ДОУ дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитие.

Таким образом, деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.

Золотые правила воспитания для родителей

  1. Любите своего ребенка,  и пусть он никогда не усомнится в этом.
  2. Принимайте ребенка таким, какой он есть - со всеми своими достоинствами и недостатками.
  3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  4. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства, почаще ставьте себя на его место.
  5. Создайте условия для успеха ребенка: дайте ему возможность почувствовать себя сильным , умелым, удачливым.
  6. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  7. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  8. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  9.  Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
  10. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете! Это чудо – ваш ребенок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения"

Организацию лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию  нужно проводить как можно раньше, желательно в условиях специализированного дошкольного учреждения....

Консультация для воспитателей "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей"

Экспериментирование, являясь основой любого знания, предоставляет взрослым возможность воспитывать ребенка наиболее приспособленным к окружающей жизни, соответствующим ее требованиям, целеустремленным...

Консультация для воспитателей «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для педагогов "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей"

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...

Консультация для родителей: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию детей».

laquo;От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»...

Методическая разработка «Проблема воспитания одаренных детей в семье и дошкольных учреждениях»

Ребёнок в семье – не только большая радость, но и большая ответственность. Наивно полагать, что воспитание одарённых детей в семье – занятие менее сложное, чем воспитание детей со средними...