«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность»
статья (подготовительная группа)
Дошкольное детство – особый период в жизни человека: закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир. Научно доказано, что этот багаж является основой при формировании интеллекта личности в целом. Отсюда ясно, какой это продуктивный, насыщенный период жизни, и как важно, именно в этот период, помочь ребёнку развить свои способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность»
Романова Вера Андреевна
Воспитатель МБДОУ «ЦРР- детский сад 123»
Дошкольное детство – особый период в жизни человека: закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир. Научно доказано, что этот багаж является основой при формировании интеллекта личности в целом. Отсюда ясно, какой это продуктивный, насыщенный период жизни, и как важно, именно в этот период, помочь ребёнку развить свои способности.
А уровень развития речи – это главный фактор, который отображает уровень общего развития ребенка. Недостаточное развитие речевых средств, обуславливает, в свою очередь, снижения уровня познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, что приводит, в дальнейшем, к появлению затруднений в овладении школьной программой. И, как следствие, у детей развиваются различные комплексы неполноценности.
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности : общения, познания, познавательно-исследовательской. Поэтому развитие речи ребенка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ .
Театральная деятельность – это самый яркий , интересный, активный вид детского творчества. Она глубоко лежит в детской природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. А игра - это единственная центральная деятельность ребенка , имеющая место во все времена и у всех народов.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Овладенье речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.
Основной вид деятельности дошкольников – игра, игровое общение – это непринужденное общение. А именно театральная игра, в которой ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует все стороны речи. Именно театрально – игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир не только умом, но и сердцем, выражать свое собственное отношение к добру и злу.
Педагог должен обеспечить максимальную активность детей в преобладающем самостоятельном процессе познания (творчества), сочетание коллективных и индивидуальных форм организации детей. А в театральной игре есть возможность создать необходимые условия, в которых ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять.
Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это также развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление.
Как правило, детям – дошкольникам еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей.
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи.
Сегодня дошкольные учреждения руководствуются в своей работе ФГОС ДО, в которых содержание программы структурировано по пяти образовательным областям: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие». Театральная игра – это такой вид деятельности, который можно использовать в любой образовательной области, одновременно решая одну из главных задач – развитие речи.
И только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники овладеют правильной, чистой, красивой речью.
Список используемой литературы:
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
- Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004.
- Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошк. учреждений. Мн., 2002.
- Петрова Т.И. Театральные игры в детском саду. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cправка о наличии собственного инновационного педагогического опыта «Развитие речи дошкольников через театрально – игровую деятельность»
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность п...
«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность»
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Овладенье речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном ...
«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность».
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир не только умо...
«Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность»
Дошкольное детство – особый период в жизни человека: закладываются основы здоровья, умственного, трудового, эстетического развития, активно познается окружающий мир. Научно доказано, что этот ба...
Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность
Основная задача любого ДОУ - речевое развитие дошкольников по ФГОС....
статья Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир не только умом, но и сердцем, выражать с...
Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность.
Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир не только умом, но и сердцем, выражать свое собств...