"Создание педагогических условий для развития музыкально-игрового и танцевального творчества у детей дошкольного возраста"
статья
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Мастер – класс
«Создание педагогических условий для развития музыкально-игрового и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»
Автор: музыкальный руководитель:
Петухова Татьяна Алексеевна
«Самое лучшее, что есть в жизни –
это свободное движение под музыку»
А.И. Буренина.
.
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в ходе активного педагогического общения.
Задачи:
- Повысить теоретический и практический уровень подготовки педагогов – участников мастер-класса по данной теме.
- Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм организации танцевально - игровой деятельности.
- Привлечь внимание педагогов - участников мастер-класса к проблеме широкого использования музыкально-игрового и танцевального творчества в художественно - эстетическом развитии детей.
Ход мастер-класса
Актуальность проблемы в системе современного дошкольного образования происходят инновационные процессы, характеризующиеся изменением мировоззрения педагога и идеологии образования. Обновление содержания дошкольного образования привело к необходимости поиска новых форм взаимодействия педагога и ребёнка. Один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитания личности посредством музыкального искусства – это музыкально-игровая деятельность. В ней сочетаются музыка, движение и слово, что является природосообразным способом развития детей. Музыкально-игровая и танцевальная деятельность дошкольников — это различные способы, игровые приемы, средства познания детьми музыкального искусства через игру и танец с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Развитие музыкально-игрового и танцевального творчества осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Оно заключается в выразительной передаче детьми особенностей образа и во многом зависит от музыки, подсказывающей характерные движения и придающей им своеобразие и выразительность. От степени увлеченности ребенка и понимания им поставленной задачи будет зависеть качество создаваемого им творческого продукта.
Музыкально-игровое творчество:
Играя, ребенок способен свободно выражать свои интересы, желания. В игре происходит творческая переработка пережитых ребенком впечатлений, на основе которых возникает новая идея, новый образ. Играя, дети сами сочиняют и напевают несложные мелодии, сопровождая ими игровые действия: например: убаюкивая куклу, сочиняют колыбельную; исполняя танец, с удовольствием музицируют на детских музыкальных инструментах; играя в игру, передают разные образы персонажей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Поем знакомые стихи»
- Я приглашаю двух педагогов…. нужно спеть стишок в соответствии с характером текста:
1) «Спать пора, уснул бычок».
2) «Наша Таня громко плачет».
Можно брать любые стишки из сборников детских песен, загадок и т.д.
- А сейчас творческая игра «Мини-рассказы» (с элементами звукоподражаний и песенных импровизаций).
Цели игры: помочь детям создавать песенные импровизации, соответствующие настроению и характеру действий персонажей;
развивать внимание дошкольников.
Описание игры.
- Я рассказываю историю, ваша задача - в нужных местах исполнить вокальные импровизации.
Настало утро, пропел радостно петушок … . Часы пробили шесть часов … . Стало слышно, как пастух заиграл на рожке, созывая стадо, … . Коровы начали собираться и довольно замычали … .
Дети собирались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице - … и пешком пошли по улице- … . Когда они пришли к другу, каждый поздравил его.
Важным педагогическим условием, способствующему самостоятельному созданию детьми музыкально-игровых образов, является ознакомление их с яркими музыкальными произведениями, отражающими жизненные явления, различные ситуации. Музыка – это организующее начало. Дети чувствуют ее выразительность, их движения подчиняются образному содержанию музыкального произведения. Музыка углубляет эмоциональное переживание ребенка в процессе творчества, помогает направлять их действия при поисках средств воплощения.
В целях развития музыкально-игрового творчества музыкальные произведения и связанные с ними игры необходимо постепенно усложнять. Сначала используются игры, состоящие из зафиксированных движений (например, народные хороводные), затем игры, в которых возможна вариативность движений и далее – игры различной тематики, в которых детям предлагается самим придумать построение движений. Если сюжет игры захватывает детей, они увлечены образами, то их действия становятся достаточно выразительными и естественными. Старшие дошкольники способны овладеть некоторыми закономерностями сюжетно-композиционного построения и могут выступать одновременно и в роли режиссера, и в роли актера, планируя ход игры, договариваясь о последовательности действий. Таким образом, творческий характер действий детей выражается в восприятии и переживании музыки, в развитии игрового образа, в построении композиции игры, применении отдельных сюжетных движений. И роль педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку в поиске средств выражения музыкально-игрового образа, адекватных музыкально-поэтическому содержанию произведения.
Использование педагогом творческих заданий придает обучению развивающий характер, это развитие осуществляется поэтапно:
на первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, воробьев, танцы веселых лягушат, зайчат, передача образов хитрой лисы, неуклюжего медведя, ершистых петушков, играющей кошки и т. д.). На втором этапе задания усложняют: развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон», «Скок, скок, поскок», «Лиса по лесу ходила» русские народные прибаутки; «На горе-то калина», «Ходила младешенька по борочку и т. д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс.) На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей: («Котик и козлик» муз. Е. Тиличеевой, «К нам гости пришли» муз. А. Александрова, «У медведя во бору», «Пошла млада за водой» русская народная мелодия и т. д.). На четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумывают композиции музыкальной игры («На мосточке», музыка А. Филипенко; «Жили у бабуси», русская народная песня; и т. д.).
Вот и вы сейчас придумаете музыкальные композиции к пьесе «Голодная кошка и сытый кот» муз. В. Салманова и песне «Жил-был у бабушки серенький козлик» рус. нар. мел.. Приглашаю 2 персонажей на роли кошки и кота.
- Сначала внимательно слушаем музыку...
- обдумываем характер и действия каждого персонажа….
- берем необходимые атрибуты….
- исполняем композицию.
Приглашаю на роли бабушки, козлика и волка.
- Слушаем музыку...
- обдумываем характер и действия каждого персонажа….
- берем необходимые атрибуты….
- исполняем композицию.
Танцевальное творчество:
Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. В танцевальном творчестве дети опираются на те базовые умения и навыки, которые получили на музыкальных занятиях, поэтому очень важно обучить детей «языку движений». Не менее интересными могут быть детские творческие проявления, воплощенные в разнообразных формах:
- импровизация под музыку разного характера;
-простейшие танцевальные композиции на основе комбинирования знакомых танцевальных элементов;
- сочинение новых танцевальных композиций в условиях игровых ситуации.
Как и музыкально-игровое, танцевальное творчество развивается поэтапно: Основная задача начального этапа работы – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей. Это упражнения с воображаемыми предметами – мячи, скакалки, снежки, воздушные шары и др. Здесь приемлемы игровые упражнения типа «Зеркало», «Угадай, что мы показываем»; игры и танцы на развитие коммуникативных способностей: «Разноцветная игра», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др.
Этот этап работы можно рассматривать как интенсивный тренинг. Поэтому уже с начала учебного года в разминку, на каждом занятии, включаю ритмические движения с элементами творческих заданий, которыми должны овладеть дети данного возраста к концу года: («идем, как цапля по болоту», «скачем как лошадка и белка», «идем как мишка», «бежим, как маленькая мышка, не слышно, на носочках» и т. д.)
Танцевальные композиции продумываются так, чтоб они были творчески доступными двигательным возможностям детей; понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и образов и т.д.). Обычно творческие умения у детей проявляются к старшему дошкольному возрасту. Но формировать эти навыки необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Это коммуникативные и сюжетные танцы: «Осенний ветерок» муз. А. Гречанинова, «Вальс лисы» муз. Ж. Колодуба, «Грустное настроение» А. Штейнвиль, «Смелый наездник» муз. Р. Шумана и др.
- Я хочу предложить вам придумать и показать творческие этюды и композиции к пьесам: «Мишка пришел в гости» муз. М. Раухвергера, «Два петуха» муз. С. Разоренова, «Вальс игрушек» муз. Ю. Ефимова.
Приглашаю 4персонажей на роль мишек, ведь они не могут быть одинаковыми! Один веселый, другой добродушный и неуклюжий, третий…….
- Сначала внимательно слушаем музыку...
- обдумываем характер и действия персонажа….
- берем необходимые атрибуты….
- исполняем композицию.
- А сейчас пьеса «Два петуха» муз. С. Разоренова. Ее очень любят дети, и я думаю, что вы сразу догадаетесь почему, услышав пьесу!
- Так почему? Да! Она очень задиристая и веселая, здесь ничего не нужно обговаривать, нужно сразу изображать. Приглашаю 2 педагогов.
- берем атрибуты..
- А пьесу «Вальс игрушек» муз. Ю. Ефимова, мы не будем прослушивать, будем сразу импровизировать. История такая: наступил вечер, дети ушли из детского сада домой, а игрушки остались. А что же они делают, когда остаются одни?
Творческие проявления могут формироваться не только в условиях обучения на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности детей на основе применения творческих заданий, стимулирующих возникновение танцевальных и музыкально-игровых ситуаций, от совместного участия педагога и детей в творческой деятельности. При формировании танцевального и музыкально-игрового творчества важным является организация и оборудование предметно-пространственной среды, окружающей ребенка. Это применение разнообразных пособий, атрибутов, элементов танцевальных костюмов, музыкальных инструментов, игрушек и др. Необходимо установление связей с семьей, поскольку именно в семье возможно продолжение и реализация творческих замыслов ребенка. Родители и педагоги должны вместе поддерживать стремления и интересы детей проявить свои способности в разных видах музыкальной деятельности
Рефлексия.
Уважаемые участники мастер – класса, в игровом упражнении «Весёлые ручки» предлагаю оценить свою деятельность во время нашей совместной работы. Предлагаю выполнить действия руками:
- хлопки в ладоши – работа прошла полезно, плодотворно;
- «фонарики» – хорошо;
- руки «отдыхают» – не совсем удовлетворён.
Список литературы:
- Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в д/с» 1989г.
- Михайлова М. А., Воронина Н. В. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия Холдинг» 2000 г.
- Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика» М. «Линка–пресс» 2006 г.
- Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе» СП. «Детство–пресс» 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»
Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие,...
Консультация для педагогов МДОУ № 68 на тему: «Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...
« Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста»
Педагогический практикум по физической культуре ....
« Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста»
Презентация к практикуму...
План по самообразованию Тема: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»
План по самообразованиюТема:«Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста»...
"Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста"
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...
Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста
Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем...