Консультация: "Музыка как часть образовательной среды в детском саду"
статья
Консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_muzyka_kak_chast_obrazovatelnoy_sredy_v_dou.docx | 19.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Музыка как часть образовательной среды
в детском саду»
Автор: музыкальный руководитель:
Петухова Татьяна Алексеевна
Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. (Василий Александрович Сухомлинский)
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие им музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на ДМИ. Музыкальные занятия –это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На занятиях осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его особенностей. Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, часть педагогической работы по музыкальному воспитанию ведет воспитатель. Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов, способностей.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки, обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по определенной системе. В повседневной жизни детского сада роль путеводителя в мир музыкального развития отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие режимные моменты из жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых и творческих играх детей, утренней гимнастике, в свободной деятельности, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи. Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя, он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда создают среду, побуждающую ребенка к действию. Детям дают необходимые атрибуты для игры: игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму и т. д. Дети играют в «музыкальные занятия», «театр», выступают с концертами по «телевидению». Музыка может входить как составная часть и в другие занятия. Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине. Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой углубляют восприятие музыки, она становится более понятной и доступной. Например, если, идя на прогулку в парк или лес, дети обратят внимание на красивую стройную березку, то воспитатель должен предложить детям внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, а еще лучше спеть песню или завести хоровод. Таким образом, воспитатель закрепит детские впечатления, полученные от непосредственного наблюдения природы при помощи музыкального произведения. Кроме того, летом воспитатель может проводить на прогулках игры с пением. Это придаст прогулкам содержательность. Заранее разученный на музыкальных занятиях музыкальный материал, связанный с темой природы, позволит детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое явление природы, каждое время года по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.
Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых написаны оперы или детские музыкальные игры. («Сказка о царе Салтане», «Теремок», «Гуси-лебеди»). Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность. Музыка используется и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т.д.) В тесной связи с музыкальным воспитанием находится работа над развитием речи дошкольников. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи.
Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой - дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии музыкального образа.
Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает хорошее настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых специалистов ДОУ «Музыка как часть образовательной среды в детском саду»
Консультация для молодых специалистов ДОУ«Музыка как часть образовательной среды в детском саду» Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно с...
«Музыка как часть образовательной среды в детском саду»
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, опре...
«Музыка как часть образовательной среды в детском саду»
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, опре...
Музыка как часть образовательной среды в детском саду
Успехи в музыкальном развитии детей тесно связаны с работой воспитателя....
Консультация для воспитателей «Музыка как часть образовательной среды в детском саду»
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культуро...
Консультация для воспитателей «Музыка как часть образовательной среды в детском саду»
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, пон...
Консультация для педагогов "Музыка-часть образовательной среды в детском саду"
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя....