Консультация.
консультация (подготовительная группа)

Консультация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Музейная педагогика»

Музей – это смесь искусства и истории,

филологии и басни, документа и романа,

которая посылает нам через многие годы луч света

и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

Актуальность темы «Музейная педагогика»- является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Концептуальность заключается в разработке образовательных проектов, что в конечном итоге способствует погружению в изучаемую проблему, приобретению личного внутреннего опыта, применимого в будущем.

В личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.

В настоящее время исследованиям в музейной педагогике уделяется значительное внимание, но рассматриваются преимущественно традиционные образовательные формы: экскурсия, клубные и кружковые занятия с элементами театрализации и музейные уроки в школе (Б. А. Столяров, Л. М. Шляхтина, С. В. Фокин

В то же время область активных игровых методов и приемов в работе музейного педагога дошкольного образовательного учреждения недостаточно изучена.

Новизна и заключается в разработке занятий по ознакомлению с музейной педагогикой с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий. Пидкасистый, Г. К. Селевко, Ж. С. Хайдаров можно взять за основу в дошкольном учреждении

Дети знают, что такое музей, имеют представления о его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения

Цели:

- Формировать гражданско-патриотические чувства у детей

- Создать целостную картину мира на основе знакомства с экспозициями музеев.

- Расширить кругозор; воспитать познавательные интересы и способности.

- Совершенствовать образовательный процесс средствами основного и дополнительного образования.

- Приобщить ребенка к миру народного (декоративно-прикладного) и изобразительного искусства.

- Обогатить представления детей о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства, о его назначении и особенностях.

-Сформировать «образ музея» как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения разнообразной направленности (исторические, художественные, профильные и т.д.)

- Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве, сравнивать свой образ жизни с образом жизни и других людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве, выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры.

- Развивать художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление ребенка и обогащать его словарь.

- Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Задачи:

- учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

- формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

- вызывать уважение к другим культурам;

- развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Идея

Моя педагогическая идея – формирование у детей духовно-нравственного отношения к своему поселку, городу, республике, стране, к культурному наследию своего народа и родному языку.

Результативность

- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

- У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. В результате пропагандисткой работы педагогов увеличивается число, совместных с родителями посещений выставок города.

Дети экспериментируют в создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов.

В процессе восприятия произведений искусства дети обращают внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и др.).

Дети проявляют устойчивый интерес к музейной живописи.

Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....