Конспект ОД в подготовительной группе « Культура поведения за столом»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Закрепить знания детей о культуре поведения за столом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_ns.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе «Сервировка стола. Культура поведения за столом»
Цель: Закрепить знания детей о культуре поведения за столом.
Задачи: Закреплять знания детей о предметах посуды, правилах поведения за столом, умении правильно сервировать стол.
Воспитывать культуру поведения, умения вести себя в гостях.
Воспитатель. Послушайте стихотворение, посмотрите на предметы, которые находятся у меня на столе и постарайтесь угадать, о чём сегодня пойдёт речь.
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками, разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке или в грязном ручейке.
Дети. Мы будем говорить о посуде, о том, как правильно нужно кушать.
Воспитатель. Верно, сегодня на занятии мы с вами коснёмся вопросов поведения, т. е. этикета за столом, а ещё будем учиться правильной сервировке стола. Этикет - слово французское, различают дворцовый этикет, дипломатический этикет и столовый этикет. Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам. Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее - из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей. Рядом валялись кости и объедки. Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось. Люди отошли от подобных обычаев. Поясните мне, чем сейчас отличается приём пищи от древнего?
Дети. Сейчас люди кушают из посуды, пользуясь столовыми приборами и салфетками.
Воспитатель. Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на дикарей не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания. Вспомните пожалуйста, о чём я обычно напоминаю вам за столом.
Дети. Убери локти со стола. Возьми правильно вилку. Кушай аккуратно. Не чавкай. Суп кушать нужно так, чтобы другие тебя не слышали и т. п.
Воспитатель. Наверное, вы обижались на меня. Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды. Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте мой рассказ про девочку Карину.
Однажды её пригласили в гости в одну семью, где было очень много детей. Придя домой она мне поведала такую историю. Отметьте, пожалуйста, для себя, что не понравилось Карине. . Пошла Карина в гости. Подходит к дому, куда её пригласили. Из открытых окон дома, так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Можно войти?» «Входи»! - ответила хозяйка дома, - «Все уже за столом. Присаживайся». Но не успела Карина сделать и двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой набил рот до такой степени, что щёки раздулись как мячик, а изо рта крошился прямо на стол хлеб. «Как неприлично», - подумала Карина. «Лучше сяду с Дашей, которая меня пригласила и сейчас пьёт компот. И тут же вскрикнула, потому что Даша стала выплевывать косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб. «Как вам не стыдно так некрасиво есть»! - в слезах крикнула Карина. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами. «Извините, - вздохнула Карина, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я пойду домой». И ушла. Плохой конец! А вы, ребята, как думаете, что же не понравилось моей внучке? Дети отвечают.
Воспитатель. А сейчас я хочу вам загадать задачки, которые могут возникнуть во время приема пищи.
Задачка 1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?
ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.
Задачка 2. Прозвенел звонок, и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. - Фу! - вдруг, громко говорит мальчик за соседним столиком. - Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.
Задачка 3. Вася чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.
ответ: Есть надо беззвучно. Жуют и глотают пищу так, чтобы никто ничего не слышал!
Задачка 4. Толя потянулся за хлебом через весь стол, попав рукавом прямо в компот Бориса.
ответ: Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать. Воспитатель. Молодцы! Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды и решили как их можно избежать. Теперь можно приступить к сервировке стола. Что же такое сервировать стол?
Дети. Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи.
Воспитатель. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить всем, кто садится за стол наибольшее удобство. Прежде чем приступить к сервировке стола проведём небольшую физминутку. (Дети произвольно имитируют строки стихотворения или повторяют движения воспитателя)
. Мы дежурные сегодня. Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать? Будем руки чисто мыть
. Потом фартуки наденем, Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим, а на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный. Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо, В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим, вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай, а потом уж разложи.
От тарелки справа нож, ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся, на тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки нужно вилку положить.
Когда станем есть второе, будет с вилкой нож дружить.
Воспитатель. Для того, чтобы определить необходимые предметы для сервировки стола к обеду, я вам приготовила загадки. Слушайте внимательно, постарайтесь их отгадать и внимательно следите как я буду сервировать стол (по мере того, как дети называют нужные предметы для сервировки стола, я одеваю фартук и косынку и сервирую стол для завтрака).
Воспитатель. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани.
Дети. Скатерть.
Воспитатель. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям.
Дети. Цветы.
Воспитатель. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан.
Дети. Салфетка.
Воспитатель. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов.
Дети. Посуда.
Воспитатель. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку?
Дети. Прибор.
Воспитатель. Итак, ещё раз повторим. Для того, чтобы накрыть стол, что нам необходимо?
Дети. Скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы. Практическая работа. (Закрепление под руководством воспитателя) Дети выполняют практическую работу «Сервировка стола к завтраку», учатся расставлять приборы, необходимые к завтраку. Воспитатель. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и научились хорошо сервировать стол к завтраку! Я вами очень довольна и на память хочу подарить вам вот эти красивые памятки по этикету «Как вести себя за столом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной группе " Как хлеб на стол пришел"
конспект Нод с учетом ФГТ...
План - конспект занятия в подготовительной группе "Как хлеб на стол пришёл?"
Создаём условия для развития речи , используем современные ИКТ технологии....
НОД в подготовительной группе "Культура поведения"
quot;Культура поведения"...
Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»
Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.Закрепить понятие «столовые приборы»....
Конспект ООД в средней группе "Культура поведения за столом" по МИП
Для реализации МИП в ДОУ было проведено ООД в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи на тему "Культура поведения за столом"....
Конспект досуга для подготовительной группы «Правила поведения при пожаре»
Цели: закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности; формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и об...
Конспект в старшей - подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»
Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше. Познакомить с другими...