Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников в ДОУ.
методическая разработка (старшая группа)
Конспекты занятий, сценарий утренников и праздников,беседы.проекты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий утренника во второй младшей группе:
«В гостях у Ежика Пых-пых».
Цель: Повышать эмоциональный настрой каждого ребенка, предоставляя ему возможность проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность. Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об осени, о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах.
2. Развитие умения замечать красоту осенней природы.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Действующие лица:
Ведущая
Осень
Ежик Пых-Пых
1.Выход детей под музыку.
Ведущая: Мы сегодня собрались с вами на праздник, который приходит к нам каждый год – это праздник осени. Посмотрите, какие красивые украшения развесила красавица Осень.
Слышите, красивая музыка звучит, это Осень к нам торопится.
Звучит музыка -выход Осени.
2. ВЫХОД ОСЕНИ
Осень: Здравствуйте, мои маленькие друзья!
Я - Осень золотая, на праздник к вам пришла.
В: В лес осенний мы пришли
Повстречаться с Осенью
Нам под ноги Осень
тихо листья бросила
Посмотрите- ка какие
листья разные. цветные
Мы листочки соберем
с ними танцевать пойдем.
3.ТАНЕЦ С ЛИСТОЧКАМИ.
В: Впереди осенний лес
В нем полным полно чудес
Положим листья под пенечек
И пойдем гулять в лесочек.
(Дети складывают листья под пенек и садятся на стульчики)
В: Ребята, смотрите!
на лесной опушке
Домик маленький стоит!
Кто же в этом домике
Тихо-тихо спит?
Тук-тук-тук, кто здесь в домике живет?
Кто нам двери отопрет?
Нет никого!
(Ведущий поворачивается к детям и в это время в окошке домика появляется Ежик и сразу прячется).
Вед: Интересно. кто в домике живет?
(Из домика опять выглядывает Ежик)
Вед. Вижу, вижу. это веселый Ежик пришел с нами поиграть
Малышей моих поразвлекать
Ребята. давайте поздороваемся с Ежиком.
“Здравствуй, ежик!”
Ежик:
Здравствуйте дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки
Я лесной колючий еж
на сосну и ель похож
На спине ношу иголки
чтоб боялись меня волки.
В: Ежик, оказывается, ты очень любишь играть с детками?
Ежик: Да. я очень люблю играть в разные игры.
В: Тогда тебе обязательно нужно подружиться с нашими ребятишками.
Ежик: Мне нужно собрать шишки, поможете дружно, ребятишки?”
ИГРА” СОБЕРИ ШИШКИ”.
Ежик: Вот спасибо, малыши, повеселили от души!
МУЗЫКА ДОЖДЯ
Ежик: Ой дождик пошел!
ТАНЕЦ “КАП-КАП-КАП, ДОЖДИК ПОШЕЛ”.
Вед: Дети очень любят играть, веселиться. Правда. ребята, поиграем с Ежиком? Дождь идет -прячемся под зонтик, солнышко -веселимся.
ИГРА “СОЛНЫШКО И ДОЖДИК”
Ведущая: Дождь прошёл, и под пенёчком
Быстро выросли грибочки!
Эй, грибочки выходите.
Да свой танец покажите.
Осень: Посмотри- ка на полянке
Ядовитые поганки
У них красные уборы
А зовут их?
Дети: мухоморы.
Осень: Мухоморы выходите и для нас вы попляшите.
ТАНЕЦ МУХОМОРЧИКИ.
Ежик: Да, мухоморы красивые грибы. только не съедобные.
А вот беленький грибок -приколю его на бок.
Прощается Ежик.
Осень: Что ж ребята пора и мне прощаться
В лес осенний возвращаться
На прощание друзья.
Угостить хочу вас я.
(Угощает и уходит).
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Курумканский детский сад «Росинка» | Нютагай засагай бюджедэй һургуулиин урдахи болбосоролой эмхи зургаан Хурамхаанай "Росинка" гэһэн хүүгэдэй сэсэрлиг | ||
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |||
671640, Республика Бурятия, с. Курумкан, ул. Балдакова, д. 61. e-mail: kursrosinka@yandex.ru тел. 8(30149) 41 765 | 671640, Буряад Улас, Хурамхаан тосхон, Балдаковай гудамжа, 61. e-mail: kursrosinka@yandex.ru утас 8(30149) 41 765 |
Конспект НОД по финансовой грамотности
для старших дошкольников
«Путешествие мышат в страну финансов»
Разработала:
Мохоева Марина Ивановна – воспитатель 1 категории
с. Курумкан
2022г.
НОД по финансовой грамотности для детей
старшего дошкольного возраста
«Путешествие мышат в страну финансов»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».
Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный.
Интегрированные виды детской деятельности: Познавательно-игровая, коммуникативно-познавательная, игровая.
Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;
- Уточнить от чего зависят потребности человека;
- Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
- Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
Развивающие:
- Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
Воспитательные:
- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Материалы и оборудование: иллюстрации по тематике НОД, плоскостные мышата, кошельки, раздаточные материалы (монеты) и купюры, изображения домиков, товаров, канцелярские принадлежности.
Вводная часть:
Воспитатель: «Здравствуйте»!
Сегодня я хочу познакомить вас с двумя братцами мышатами.
А вот и они! (показ плоскостных мышат) Мышата здороваются.
Воспитатель: Давайте знакомиться.
Первый мышонок на все вопросы всегда отвечает «Сейчас подумаю!»
И его назвали Джонни, а второй – не задумываясь, говорит «И так сойдет».
И назвали его Томми. С ними часто происходят разные истории. И сегодня я расскажу вам одну из них.
Однажды два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны.
Основная часть
Звучит весёлая музыка и Мышата отправляются в путь.
Воспитатель: В дорогу каждый из них взял…..
Отгадайте что:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
- Что это?
Дети: Деньги, монеты.
Воспитатель:
- Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?(Ответы детей).
-А что вы еще знаете о деньгах? (есть купюры и монеты)
- А что у них общего? (это деньги)
- А чем они отличаются? (бумажные купюры мнутся, если опустить в воду намокнут и могут порваться, они разной формы и размера, купюры бумажные, а монеты металлические, твердые)
Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно!
- В дорогу каждый из мышат взял кошелёчек с монетками.
- Сколько монеток у Джонни?
- А у Томми?
- Сравните.
Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.
- Что такое потребности?(Ответы детей).
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.
Перед вами картинки вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (Дети выбирают:вода, одежда, еда, жилье).
Воспитатель: Вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.
И решили мышата выбрать себе дом.
(На доске изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).
Томми сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.
А Джонни стал думать и рассуждать.
Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.
Как вы думаете почему? (Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).
И взял домик за две монетки.
А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?(Ответы детей)
Так и вышло! В этом домике Томми было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.
Воспитатель: Давайте поможем мышатам сосчитать оставшиеся монетки.
(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет.
Сколько осталось?)
Стало холодно. И мышата вспомнили ещё про одну важную потребность. Какую? (Одежда).
И купили её, потратив по одной монетке.
- Отложим из их кошелёчков по одной монетке.
А потом у мышат забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую? (Потребность в еде)
Взяли Мышата по одной монетке, и пошли в магазин.
Посмотрите, что они купили.
(В корзинке у Джонни крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Томми много разных сладостей.)
Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?».
Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет? (Ответы детей).
Воспитатель:
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
- А из чего состоит доход?(Ответы:из зарплаты мамы, папы, пенсии бабушки или дедушки, и если есть брат или сестра студент, то еще и стипендия)
Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.(это когда мы с мамой ходим в магазин и тратим деньги на продукты, одежду, на бензин для машины, за квартиру и интернет)
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители только не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.(мамы не получают много зарплаты, чтобы каждый день покупать сладости)
Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру «Хочу и надо».
Игра «Хочу и надо» (дети делятся на 2 команды, команды совещаются между собой, как правильно распределить бюджет и суметь сэкономить)
Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.
Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.
Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты,
купить одежду – 1 монета,
на продукты – 1 монета.
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Заглянули мышата в свои кошельки, а там……..
Подсчёт детьми.
У Джонни осталась одна монетка. Томми спросил у него, что он с ней сделает.
А что бы сделали вы? Ответы детей(положили бы в банк, чтобы деньги работали и принесли еще больше доход, в копилку).
Заключительная часть
Продуктивная деятельность «Изготовление копилки»
-Ребята, вы правильно сказали, хранить можно дома в копилке. И сегодня мы с вами сделаем копилку. Проходите к столам, там для вас приготовлена упаковочная коробочка, цветная бумага, клей, пайэтки, и другой бросовый материал. Сей час вы сами каждый на свое усмотрение оформите свою копилку, которую заберете домой и будете копить монетки. Пожалуйста, приступайте к работе, но не забывайте о правилах безопасности во время работы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Курумканский детский сад «Росинка» | Нютагай засагай бюджедэй һургуулиин урдахи болбосоролой эмхи зургаан Хурамхаанай "Росинка" гэһэн хүүгэдэй сэсэрлиг | ||
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |||
671640, Республика Бурятия, с. Курумкан, ул. Балдакова, д. 61. e-mail: kursrosinka@yandex.ru тел. 8(30149) 41 765 | 671640, Буряад Улас, Хурамхаан тосхон, Балдаковай гудамжа, 61. e-mail: kursrosinka@yandex.ru утас 8(30149) 41 765 |
Проект
«Этот славный День Победы».
Разработала Мохоева Марина Ивановна
воспитатель I квалификационной категории
Курумкан 2020
Проект «Этот славный День Победы».Тема: «Этот славный День Победы».
Вид: информационно - творческий, групповой,
Группа: старшая и подготовительная.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети старшей и подготовительной групп.
Сроки реализации: март - май (долгосрочный).
Актуальность темы:
В мае 2020 года исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война – одно из важнейших событий в жизни России. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?
В настоящее время взрослые в разговорах со своими детьми редко касаются темы Великой Отечественной войны, либо вообще ее не затрагивают. В итоге дети дошкольного возраста почти ничего не знают о ВОВ, о героях, о подвигах, о силе духа нашего народа. Дети даже не догадываются, какой ценой досталась нашей стране Великая Победа. Мы, педагоги, просто обязаны донести до детей кусочек истории военных лет, чтоб не терялась связь поколений, чтоб мы берегли и ценили мир. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Мы должны помочь сохранить память о героических фактах нашей истории. Воспитать у детей гордость за свою Родину, ощущать радость Великой Победы и гордость за односельчан, погибших за победу, за нас, за Родину. Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
В детских садах на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в выставочный зал, библиотеку, краеведческий музей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, викторины и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.
Цель:
- Способствовать нравственно - патриотическому воспитанию детей, положительному отношению к воинам – защитникам и их подвигам.
- Донести до сознания детей значимость праздника Победы для нашей страны.
- Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, детям войны.
Задачи:
- Знакомить с историей военных лет, с героизмом, мужеством и отвагой нашего народа через художественные произведения, кино и фотохронику.
- Развивать познавательную, речевую, физическую активность детей в разных видах деятельности.
- Развивать у детей творчество, умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (моделирование, коллекционирование, изобразительная деятельность и т. д.), индивидуальные мышления, воображения, коммуникативные навыки.
- Воспитывать у детей уважение и благодарность к защитникам Отечества.
- Обогащать кругозор детей о традициях нашей страны: праздновании Дня Победы, проведение парада Победы, экскурсии к памятным местам.
- Способствовать привлечению родителей к совместной работе над проектом.
Предполагаемый результат:
- Обеспечение совместной работы с семьей по обогащению кругозора детей о Великой Отечественной войне.
- Создание новых страниц для акции «Бессмертный полк».
- Способствовать патриотическому воспитанию детей.
- Способствовать пониманию художественных произведений.
- Развивать творческий потенциал при создании коллективных работ.
- Обогащение кругозора и развитие речи детей.
- Формирование у детей естественного интереса к истории своей Родины и семьи.
Обеспечение проекта:
- А.П.Казаков, Т.А.Шорыгина «Детям о Великой Победе!»
- Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н.« Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». - М.: Мозаика - Синтез, 2008.
- Планирование и конспекты занятий.
- «Методическое пособие для педагогов»
- Подборка пословиц и поговорок о героизме, героях, Родине, мире.
- Видео и аудио материалы по теме проекта.
- Подборка песен и стихов о Великой Отечественной войне, о героизме, о Победе.
- Иллюстрации о ВОВ.
Этапы проекта
I этап – подготовительный
- Оформление в ДОУ уголка «Боевой славы» с участием детей и родителей.
- Сбор семейных фотографий участников ВОВ и информаций о ветеранах и участниках ВОВ и тыла.
- Дидактические игры с патриотическим содержанием.
- Подборка наглядно–дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны.
- Выставка книг на тему: «Читаем о войне» (подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, о празднике 9 мая, о военных, о мире).
- Подборка песен военных лет.
- Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
- Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику.
- Изготовление буклета для родителей «Как рассказать детям о войне».
II этап – основной, практический
Познавательное развитие:
- Беседа с детьми о войне на тему: «Великая Отечественная война» с презентацией.
- Презентация «Дети -герои», «Города -герои».
- НОД «9 мая – День Великой Победы».
- НОД «Военная техника».
- Слайд-викторина «Мгновения войны».
- Беседа «Земляки -фронтовики» с презентацией (о героях -земляках Гуржап Ванюшкеевиче Очирове, о Герое Советского Союза снайпере Жамбал Тулаеве) и т.д.
- Беседа «Георгиевская ленточка».
- Встреча с представителем «Дети войны» (рассказ о трудном детстве в годы войны).
- Экскурсия на аллею Славы к Памятнику Воинам.
- Посещение музея села.
- Просмотр мультфильмов о ВОВ.
- Создание мини-музея «Согреем памятью сердца…» в ДОУ.
Художественно – эстетическое развитие.
- Рисование «Я рисую мир», «Салют над Москвой».
- Лепка «Военные награды», барельефов «Звезда», «Самолет», «Танк».
- Муз.развитие: Ф. Шуберт «Военный марш», А. Пахмутова «Богатырская наша сила».
- Разучивание песен: «Солнечный круг» А.Александрова, «Катюша» муз. Блантера, сл. Исаковского, «Мы солдаты».
- Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Отдых после боя», «Возвращение домой» (В. Штраних, В. Костецкий) и др.
- Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, «Прощание славянки» В.Алкина.
- Выставка рисунков «75-летию Победы посвящается»
- Конкурс стенгазет, посвященных к Великой Победе.
- Музыкально-спортивное развлечение «Защитники Родины»
- Фотовыставка участников ВОВ из семьи воспитанников «Ветераны. Мы помним, мы гордимся»
- Литературно-музыкальная композиция «Спасибо доблестным солдатам»
- Аппликация «Голубь Мира»
Речевое развитие.
- Дидактическая игра «Кто больше назовет качества героя», «Чья форма?»
- Чтение рассказа: «Таежный подарок»
- Я.Длуголенский «Жили -были солдаты»
- С.П. Алексеев «Брестская крепость».
- С. Баруздин «Шел по улице солдат»
- С.П. Алексеев «Рассказы и истории Великой Отечественной войны»
- А. Л. Барто «Звенигород»
- С.М. Георгиевская «Галина мама»
- Ю.П. Герман «Вот как это было»
- В. А. Осеева «Андрейка»
- Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»
- Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»
- А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?»
- Л. Кассиль «Твои защитники»
- Чтение стихотворений Е. Благининой «Миру – мир», К. Симонова «Товарищ»
- Заучивание стихотворений Е. Благининой «Шинель», С. Михалкова «Нет войны», Т. Белозерова «День победы».
- Конкурс чтецов «Мы чтим и помним...»
Социально – коммуникативное развитие.
- Создание папки - передвижки «Дети -герои», «Города -герои».
- Дидактические игры: «Найди город на карте», «О каком городе говорю».
- Дидактическая игра «Что в военном мешке?»
- Сюжетно-ролевая игра “Пограничники”
Физическое развитие.
- П/и «Пограничники», «Кавалеристы», «Стенка-мишень», «Кто дальше?», «Переправа через мост», «Полоса препятствий», «Саперы».
- Пальчиковая гимнастика «Салют Победы».
- Развлечение «Богатырское состязание».
- Спортивно-патриотическое развлечение «Зарничка».
Взаимодействие с родителями.
- Консультация - буклет «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне».
- Подборка детьми вместе с родителями исторического материала, фотографий.
- Составление с ребенком рассказа «Герои в нашей семье»
- Участие в Параде Победы.
Взаимодействие с коллективом.
- Праздничный утренник, посвященный празднику Великой Победы.
Заключительный этап.
- Выставка работ «Подарок к празднику Победы»
- Оформление альбома «Коллекция открыток ко Дню Победы».
- Праздничный утренник, посвященный празднику Великой Победы.
- Парад Победы (участие детей с родителями в митинге).
- Презентация проекта на педагогичнском совете ДОУ.
- Размещение отчета по проекту на официальном сайте ДОУ.
- Размещение отчета по проекту в социальной сети «В контакте», «Инстаграм» .
Создание макета «Памяти павшим за Родину».
Оформление стенда «Бессмертный полк».
Привлечь родителей к оформлению стенда «Бессмертный полк»:
предоставление фотоматериалов «Герои нашей семьи »(об участниках ВОВ)
Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников.
Реализация программы по ФГОС....
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников в группе «Колокольчик»
методы и формы и средства...