Кто, если не мы?
статья

Дорохова Юлия Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИОБЩЕНИЕ К ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorohova_yu._a._konferentsiya.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Индекс 37.035.6

Дорохова Ю. А.

«КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ? ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПРИОБЩЕНИЕ К ДОБРОВОЛЬЧЕСКОМУ ДВИЖЕНИЮ»

В статье представлен опыт дошкольного учреждения по формированию гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста и приобщению к добровольческому движению.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, любовь к Родине, волонтерство, добровольцы

Dorokhova J. A.

«WHO IF NOT US? FORMATION OF CIVIC AND PATRIOTIC FEELINGS IN PRESCHOOL CHILDREN AGE AND INVOLVEMENT IN THE VOLUNTEER MOVEMENT»

The article presents the experience of a preschool institution in the formation of civic and patriotic feelings in preschool children age and involvement in the volunteer movement.

Keywords: education, patriotism, love for the motherland, volunteering, volunteers

Дорохова Юлия Александровна - воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №22» городского округа Кинешма, город Кинешма, ulyador@yandex.ru 

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В. А. Сухомлинский

В настоящее время о патриотизме много говорят, но важно отводить этому достойное место в воспитании и образовании, в семье, в жизни. Само понятие «патриотизм» объяснить малышам очень сложно. Да, наверное, и не надо, оно должно быть в действии. Это значит, пробудить у дошкольников ценностное отношение к людям, к родному краю, к истории Отечества, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Воспитать молодое поколение без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Понимаю сегодня и приоритетность духовно-нравственного воспитания молодежи как важнейшего фактора возрождения российской государственности, национального достоинства.

 Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорил президент РФ В. В. Путин: «Вопрос о патриотическом воспитании – это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей».

Проблемы гражданско-патриотического воспитания поднимали в педагогических исследованиях многие отечественные авторы: А. М. Радищев, К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, В. Г. Чернышевский, В. А. Сухомлинский, И. А. Каиров, Л. М. Фарбер и др. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что большинство ученых (В. В. Белоусова, Н. И. Болдырев, К. Е. Щуркова, И. Ф. Харламов, Г. И. Щукина, Л. И. Мищенко и др.)  рассматривают патриотическое воспитание как часть нравственного.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши отцы и деды. Патриотизм не возникает ниоткуда – это результат целенаправленного воспитательного воздействия на человека. И начинать прививать любовь к Родине нужно как можно раньше.

Именно сегодня, в условиях проходящей на Украине СВО, патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых главный составляющих современного образования, у жителей региона обострились чувства, и повысилась значимость патриотического воспитания молодых.

Учитывая, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность и события прошлого эмоционально, патриотические чувства у детей проявляются в чувстве восхищения. Поэтому работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника.

Эффективность работы нашего дошкольного учреждения по данной проблеме состоит в построении воспитательно – образовательного процесса по принципу интеграции, в соответствии с ФГОС дошкольного образования: интегрирование образовательных областей, здоровьесберегающая технология, технология  эффективной социализации,  технология социального партнерства, ИКТ, технология музейной педагогики, технология  личностно – ориентированного обучения. В своей работе внедряем новые формы:

  • Проектная и исследовательская деятельность;
  • Образовательное путешествие;
  • Школа юного экскурсовода;
  • Социальные и благотворительные акции;
  • Интерактивные игры;
  • Квест-игры;
  • Web-квесты;
  • Образовательное событие;
  • Волонтерские дела.

В становлении юного патриота большую роль играет семья. Слово «патриотизм», происходит от латинского «pater» - отец. Отсюда и «земля отцов», отчий край, Отечество, Отчизна.… Для ребенка – папа в семье главный. Дети подражают, копируют, в первую очередь образ, а затем слова. В этом заключается воспитание детей примером. В своей работе мы стремимся использовать новый подход: через социально значимых, близких людей: пап, дедушек, мальчишек-школьников (кадетов, скаутов). Стремимся воспитывать у дошкольников мужественность, ответственность за свои поступки. Ребята участвуют вместе с папами в спортивных играх, соревнованиях, праздничных представлениях, мастер-классах, походах, слышат отцовские наставления и советы, больше узнают об их профессиях, о службе в Армии.

Дошкольники берут пример и со старших товарищей. Кадеты школы № 18 имени маршала А. М. Василевского бывают у нас, демонстрируя выправку, элементы военного дела, сноровку, а главное после таких встреч дети мечтают учиться в кадетском классе, тоже хотят быть спасателями, чтобы защищать нас, людей в случае опасности. Всегда ответственно готовятся и малыши, и учащиеся школы к военно-спортивной игре «Зарничка».

Очень важно не прерывать живую нить памяти о героическом подвиге наших предков во все времена. Поддерживаем традиции и знакомим детей с православными воинами – защитниками Отечества. (Георгий Победоносец, Федор Ушаков, Дмитрий Донской, Александр Невский).

День Героев Отечества в России — это памятная дата, которая отмечается 9 декабря. У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются. Одним из таких имен является святой благоверный князь Александр Невский - талантливый полководец, дипломат, мудрый и сильный правитель. В нашем детском саду прошло мероприятие «Александр Невский - защитник земли русской». Гостями праздника стали ученики Православной школы во имя св. князя Александра Невского. Учащиеся рассказали детям, что 6 декабря они отметили День памяти святого в храме Александра Невского, участвуя в праздничной службе и Крестном ходе. Ребята с большим интересом знакомили гостей с житием и подвигами русского защитника, исполняли песни о Родине и танцы, с большим удовольствием дети поиграли в игру «Собери богатыря в поход». Ученики тоже не остались в стороне, они помогли своим младшим товарищам вспомнить название доспехов и оружия древнерусского воина, отвечали на вопросы викторины. Такие встречи знакомят детей с жизнью и подвигами святого благоверного князя Александра Невского, воспитывают патриотические чувства, интерес к истории и основам православной культуры.

Очень важно, чтобы дети знали историю своей Великой России, воспитывались на подвигах героев Великой Отечественной Войны. Именно поэтому ежегодно 22 июня, в этот скорбный день, дети и взрослые участвуют в акции «Свеча памяти», 9 мая – в шествии «Бессмертный полк», в акциях «Вечный огонь», «Галерея памяти». Данные мероприятия не только формируют активное отношение к общественной жизни страны, но и способствуют сохранению памяти о солдатах Великой Отечественной войны в каждой семье наших воспитанников.

Встречаются ребята с современными героями. Это, ветераны кинешемского отделения «Союза десантников», участники боевых действий в Афганистане и других горячих точках. Такие встречи оставляют в душах дошколят необычные впечатления. Ребята слушают их рассказы и рассматривают награды.

Особым событием в нашем ДОУ каждый год является Парад дошколят. К этому событию дети готовятся: очень усердно учатся маршировать, шагать строем, нести флаг. Мы стремимся, чтобы каждый ребенок пережил всю торжественность и величие, проникся чувством гордости за Родину.

Мы не можем обойти стороной события новейшей истории, той, что происходит сегодня и сейчас. Совместно с родителями был организован Музей Памяти, Музей Боевой славы, посвященный нашим землякам, павшим в ходе специальной военной операции на Украине.

Частым гостем нашего ДОУ являются добровольцы движения «Православный фронт» при Троицко-Успенском кафедральном соборе. Они не только рассказывают о своей деятельности, но и проводят с дошкольниками спортивные досуги, мастер-классы, участвуют в трудовых акциях. Наши воспитанники стараются подражать своим старшим товарищам. Именно поэтому было принято решение – вступить в ряды юных добровольцев. 5 декабря в День добровольца в торжественной обстановке после произнесения клятвы наши дошкольники были приняты в ряды юных добровольцев.

Добровольческая деятельность занимает важное место в системе воспитания детей. «Воспитание добровольчеством» - многогранная деятельность, способная в обозримом будущем принести значимые результаты.

Дошкольники вместе с родителями принимают участие во всех акциях движения добровольцев «Православный фронт»: «Письмо солдату» и «Носки солдату», «Открытка ветерану», «Кормушки», «Книга в подарок»

 Наши воспитанники поддержали Всероссийскую молодежную акцию «Фронтовая открытка» и подготовили новогодние поздравления военнослужащим, выполняющим боевые задачи в ходе СВО. Сделали с папами кормушки и подкармливали птиц. А после сильного снегопада ребята принесли лопатки и расчистили снег у обелиска погибшим воинам.

Сейчас наша страна испытывает непростые времена. Мужество и стойкость проявляют военнослужащие Российской Армии – участники специальной военной операции на Украине. Наши современные герои выполняют свой долг, оказываются в ситуациях, требующих проявление мужественности и доблести. Наши воспитанники в мини-музее знакомятся с современной военной техникой, экипировкой современных защитников, узнают о славных подвигах наших земляков – участников СВО.

Так же дошколята посетили музей имени маршала Советского Союза Василевского А. М., расположенный в МБОУ СОШ 18 имени Василевского А. М. Руководитель музея преподаватель истории Смирнов Алексей Владимирович рассказал ребятам кратко биографию и заслуги маршала. Дети увидели памятный стенд, посвященный героически погибшему участнику СВО разведчику-пулеметчику Филину Илье Игоревичу.

«Мы за мир!» Так называлась квест - игра в поддержку спецоперации на Украине. Дошкольники разделились на группы, каждый отряд получил задание и маршрутный лист. Дети собирали квадрокоптер - дрон - разведчик, показали свои умения ориентироваться по карте, преодолевали полосу препятствий, были меткими стрелками и оказывали медицинскую помощь раненым бойцам. Выполнив все задания, дошкольники смогли собрать плакат «Мы за мир».

В преддверии праздника Дня народного единства прошло тематическое занятие. Гостем на занятии был папа одного из воспитанников. Он рассказал детям о символах России, о родном крае, стране, в которой мы живем, показал свои медали с изображением российского герба.

Красная гвоздика — это символ народной памяти, благодарности, мужества, торжества правого дела, цветок солдата-победителя, и символ живой связи поколений. Именно поэтому так успешно вот уже несколько лет в нашей стране проходит Всероссийская акция «Красная гвоздика» и наши ребята в ней участвуют.

Таким образом, волонтерское движение в нашем детском саду развито очень широко. В копилке юных волонтеров очень много проведенных мероприятий.

В целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников были разработаны проекты «Их имена в названиях улиц» и «Поклонимся великим тем годам». Через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа. Были созданы методические пособия: «Символы России», альбом «Кинешемцы - герои СВО», лепбук «Военная техника», собрана медиатека и пополнена библиотека.

В рамках проекта «Рука к руке» у дошкольников формируются такие качества как милосердие, ответственность, коммуникабельность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышение рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». Дошкольники приобрели позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности, почувствовали себя взрослыми и нужными.

Мы считаем, что дети нашли прекрасный путь, на который ступили. На этом пути главное не быть равнодушными и пассивными.

Библиографический список

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008. – 104 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации натему:"Здость и жестокость", "Если ребёнок вынуждает вас делать покупки", "Если в семье появился ещё один ребёнок"

Если в семье появился еще один ребенок   Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он р...

«Если хочешь быть здоровым - спортом занимайся, если хочешь счастлив быть больше улыбайся!»

Физкультурное  мероприятие с детьми подготовительной группы и родителями...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

Шпаргалки для родителей: "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи".

Шпаргалки для родителей:  "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи"....

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...