Консультация для воспитателей ДОУ "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"
консультация (старшая группа)

Виктория Игоревна Воробьева

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания (беседы, наблюдения, чтение литературы) применяются и инновационные формы и методы.

Сейчас я приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.

1. «Письмо-жалоба»

Интересный приём в работе с детьми.

Дети получают  писемо-жалобу от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.

2. « Кейс – технология».

Метод « Кейс – технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Мы играли в игру «Узнай по объявлениям» она знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица).

3. «ИОС»

Применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: « Жар-птица беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом» Наша игровая "Чиполлино помогает выращивать лук"

4. «Метод экологической идентификации»

«Метод экологической идентификации» - сравнение себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево… », «Я - птенчик, выпавший из гнезда … », « Я- засохшее комнатное растение».

Я предложила ребенку почувствовать себя ёжиком. И т.к. у нас проходит акция батарейки сдавайтесь я поставила проблему детям. Ежик гуляет по поляне среди цветов  и тут он находит много батареек.что делать  Дети сразу же захотели помочь ( собрать батерейки ) ежику. Ну а ребенок сдел вывод что гулять среди мусора ему плохо. Лучше в цветочках.

 

5. «Проектно - исследовательская деятельность»

Проектно - исследовательская деятельность также частью работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе.

 

6. «Экологический микрофон».

БЕСЕДА О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ.

БЕСЕДА О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ.

В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются слабоактивные дети группы - «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает Ф формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а так же развивает критическое мышление дошкольников.

 

7. СОРСИ

Игра состоит из испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа: двигательный и познавательный. Испытание проходит в течение 5-7 минут. СОРСИ экологической направленности можно включать в итоговые мероприятия в виде эстафет: « Соберем съедобные грибы и ягоды», «Поможем затушить возгорание в лесу», «Чистая земля, чистая река», «Животные «Красной книги» и другие».

 

8. «Активные формы работы с семьёй»

Проблему формирования экологической культуры решаем с по­мощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологи­ческого содержания, на которых они были не просто зрителями, а и актив­ными участниками. Также даются  домашние задания, совместный уход за животными, растениями, сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях.

  1. «Батарейки! Сдавайтесь!»
  2. «Покормите птиц зимой, что бы пели нам весной»
  3. «Сделаем наш детский сад чище»

9. Занятие на метеоплощадке.

Цель: познакомить детей с вертушкой, ветряным рукавом, закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, учить отмечать погоду в календаре природы. 

10. Тематический день «День ЗЕМЛИ»

 

Методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения детей их родителей в разных видов деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию Подготовила Воробьева В.И. МОУ «Гимназия 4» дошкольное отделение 2 Консультация для воспитателей

Слайд 2

« Письмо-жалоба»

Слайд 3

« Кейс – технология».

Слайд 4

«ИОС»

Слайд 5

«Метод экологической идентификации»

Слайд 6

« Проектно - исследовательская деятельность»

Слайд 7

Экологический микрофон

Слайд 8

« СОРСИ »

Слайд 9

Акция «Покормите птиц зимой что бы пели нам весной»

Слайд 10

Акция «Сделаем наш детский садик чище»

Слайд 11

Тематический день «День ЗЕМЛИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

В консультации перечень работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Данная консультация рекомендована воспитателям...

Статья "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"

Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровымНаряду с традиционными фо...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования...

Консультация для педагогов: «Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию»

                                Консультация для педагогов:«Инновационные формы работы с дошкольниками...