Консультация для воспитателей ДОУ "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"
консультация (старшая группа)
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания (беседы, наблюдения, чтение литературы) применяются и инновационные формы и методы.
Сейчас я приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.
1. «Письмо-жалоба»
Интересный приём в работе с детьми.
Дети получают писемо-жалобу от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - те, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т.д. Как нужно оберегать и охранять природу – своего края и всей планеты.
2. « Кейс – технология».
Метод « Кейс – технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Мы играли в игру «Узнай по объявлениям» она знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица).
3. «ИОС»
Применяю в своей работе и игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: « Жар-птица беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом» Наша игровая "Чиполлино помогает выращивать лук"
4. «Метод экологической идентификации»
«Метод экологической идентификации» - сравнение себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево… », «Я - птенчик, выпавший из гнезда … », « Я- засохшее комнатное растение».
Я предложила ребенку почувствовать себя ёжиком. И т.к. у нас проходит акция батарейки сдавайтесь я поставила проблему детям. Ежик гуляет по поляне среди цветов и тут он находит много батареек.что делать Дети сразу же захотели помочь ( собрать батерейки ) ежику. Ну а ребенок сдел вывод что гулять среди мусора ему плохо. Лучше в цветочках.
5. «Проектно - исследовательская деятельность»
Проектно - исследовательская деятельность также частью работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе.
6. «Экологический микрофон».
БЕСЕДА О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ.
БЕСЕДА О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ.
В ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются слабоактивные дети группы - «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает Ф формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а так же развивает критическое мышление дошкольников.
7. СОРСИ
Игра состоит из испытаний, каждое испытание включает в себя два этапа: двигательный и познавательный. Испытание проходит в течение 5-7 минут. СОРСИ экологической направленности можно включать в итоговые мероприятия в виде эстафет: « Соберем съедобные грибы и ягоды», «Поможем затушить возгорание в лесу», «Чистая земля, чистая река», «Животные «Красной книги» и другие».
8. «Активные формы работы с семьёй»
Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Также даются домашние задания, совместный уход за животными, растениями, сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях.
- «Батарейки! Сдавайтесь!»
- «Покормите птиц зимой, что бы пели нам весной»
- «Сделаем наш детский сад чище»
9. Занятие на метеоплощадке.
Цель: познакомить детей с вертушкой, ветряным рукавом, закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, учить отмечать погоду в календаре природы.
10. Тематический день «День ЗЕМЛИ»
Методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, формированию экологически грамотного поведения детей их родителей в разных видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Письмо-жалоба»
« Кейс – технология».
«ИОС»
«Метод экологической идентификации»
« Проектно - исследовательская деятельность»
Экологический микрофон
« СОРСИ »
Акция «Покормите птиц зимой что бы пели нам весной»
Акция «Сделаем наш детский садик чище»
Тематический день «День ЗЕМЛИ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Консультация для воспитателей...
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
доклад статья для воспитателей...
Консультация для воспитателей на тему «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»
В консультации перечень работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Данная консультация рекомендована воспитателям...
Статья "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"
Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровымНаряду с традиционными фо...
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»
Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования...
Консультация для педагогов: «Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию»
Консультация для педагогов:«Инновационные формы работы с дошкольниками...