План по самообразованию
методическая разработка (младшая группа)

Парамонова Наталия Леонидовна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paramonova_nl.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 179 «Дюймовочка» города Чебоксары Чувашской Республики

План по самообразованию

«Опытно-экспериментальная деятельность

как средство развития познавательного восприятия

окружающей действительности»

                                                                                                     Подготовила: воспитатель

                                                                                       Парамонова Н. Л.

Чебоксары, 2021

Актуальность: На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

        Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Цель: повышение  своего  теоретического  уровня  знаний,  профессионального  мастерства  и компетентности по данной теме.

        

Задачи:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

Ожидаемые результаты:

  •  Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
  • Знания детей о неживой природе.

Предоставление результата:

Презентация  «Отчет о проделанной работе»

Литература:

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
  3. Рыжова Н.А.  Игры с водой и песком  // Обруч, 1997г.-№ 2
  4. 4.     Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной   // Обруч, 1998г. - № 2
  5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст: Учебное пособие для вузов
  6. Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт»  Издательство: Речь, 2010 г
  7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - м.: аркти, 2004.
  8. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.
    Издательство: 
    Учитель, 2011
  9. 9.     "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек"   Шапиро Анатолий Израилевич  Издательство: Речь, 2010 г.
  10. Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»
  11. Стивен У.Мойе «Занимательные опыты с бумагой»,  Издательства: АСТ Астрель


Период

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Собственная работа воспитателя

Сентябрь

Экспериментирование с воздухом

  • Можно ли поймать воздух
  • Буря в стакане воды
  • Попробуем взвесить воздух
  • Реактивный шарик
  • Сухой из воды

Консультация для родителей. 

«Ребенок - исследователь в детском саду».

Изучение методической литературы Изучение ресурсов сети интернет работы других педагогов

Октябрь

Экспериментирование с песком

  • Песчаный конус
  • Свойства мокрого песка
  • Волшебный материал

Составление перспективного планирования по экспериментальной деятельности

Ноябрь

Экспериментирование с песком

  • Где вода?
  • Ветер – ветерок
  • Песчаная буря

Консультация на тему «Развитие  самостоятельности детей через познавательно- исследовательскую деятельность»

Создание картотеки опытов и экспериментов.

Создание и оборудование центра «Познайка».

Декабрь

Экспериментирование с водой

  • Откуда берётся вода?
  • Какая бывает вода?
  • Есть ли у воды форма?
  • Имеет ли вода вкус, цвет, запах?

Практикум для родителей «Экспериментируем дома»

.

Январь

Экспериментирование с водой

  • Спрячем игрушку в воде.
  • Изменение объёма воды.
  • Изготовление цветных льдинок.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности

«Эти замечательные опыты»

Подготовка презентации «Зачем живым организмам вода?»

Февраль

Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом

  • Мы волшебники.
  • Земля- магнит
  • Быстрые кораблики
  • Притягивает - не притягивает

Изготовление дидактических картин по теме «Предметы-пощники при экспериментировании»

Март

Дерево

  • Тонет - не тонет
  • Есть ли у растения органы дыхания?

Рекомендации «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Изготовление картотеки по опытно-экспериментальной деятельности на каждую возрастную группу для педагогов

Апрель

Разное

  • Исчезающий мелок
  • Цветное молоко

Оформление выставок литературы, дидактического материала для педагогов.

Май

Разное

  • Секретное письмо
  • Яйцо утонет или всплывет?

Фотовыставка «Юные исследователи»

Создание презентации «Отчет о проделанной работе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...