Консультация для воспитателей "Формирование творческой личности"
консультация

Федоренко Елена Геннадьевна

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tvorcheskoy_lichnosti.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование творческой личности»

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

        Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребель, многие русские преподаватели, педагоги и психологи.

        Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества детей, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков.

        Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Специфика детского творчества состоит прежде всего в том, что создать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может.

        Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себе общественно - исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует всестороннему развитию детской личности.

        Е.А.Флерина указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».

        А.А.Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. …Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть

наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными».

        И.Я.Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие ее черты:

        -самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

        -видение новой функции предмета (объекта);

        -видение проблемы в стандартной ситуации;

        -видение структуры объекта;

        -способность к альтернативным решениям;

        -комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

        

        И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.

        Формирование этих черт может начинаться в дошкольном детстве на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Рассмотрим, как можно формировать у дошкольников первую черту творчества. Знакомя детей с предметами и объектами окружающего мира, воспитатель обращает внимание на их форму, учит их сравнивать предметы по форме, подчеркивает, что предметы одинаковой формы изображаются сходными способами. Овладение способами рисования линий разного характера (сплошной, слитной, пунктирной, толстой, тонкой и др.) позволяет ребенку использовать их при создании образов предметов и явлений по своему усмотрению. Так, некоторые дети, рисуя птичку, изображают ее с раскрытым клювом и по своему замыслу передают, как она поет. В одной группе мальчик нарисовал выходящий из клюва и расходящийся веером пучок пунктирных линий. В другой группе в аналогичной ситуации девочка передала голосок поющей птички несколькими волнистыми линиями.

Вторая черта творчества – видение новой функции предмета (объекта) – как будто выделена самой природой ребенка. Она заложена в использовании детьми в игре предметов-заместителей: когда обычный «кирпичик» из деревянного строительного набора может использоваться малышом и как расческа, и как кусок мыла, и как молоток и т.д.

        Разумеется, не все черты творчества могут быть развиты у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. А вот формировать у детей способность к альтернативным решениям можно и нужно. Для этого необходимо так планировать занятия с детьми по рисованию, лепке, аппликации, чтобы изображение предметов и явлений, способы, используемые для этого, были вариативны и вместе с тем создаваемый детьми образ постоянно обогащался, усложнялся. Например, объектом        

изображения детьми окружающего мира часто является природа (разнообразные предметы и явления в разные времена года). Дети по своему выбору и по предложению взрослого рисуют деревья, цветы, животных, лепят различных зверей, приобретая и закрепляя навыки и умения. Так, в младшей группе они рисуют осеннее дерево, елочку, украшенную разноцветными шарами и огоньками, лес зимой и др. Дети создают на названные темы как индивидуальные, так и коллективные композиции. Усложнение изображений происходит за счет передачи все большего количества частей, усложнения структуры объекта, передачи деталей. Изображение объектов и явлений природы продолжается в последующих возрастных группах в разных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Это позволяет сформировать у детей представление о том, что один и тот же предмет (объект) можно изображать по-разному, закрепить навыки и умения вариативного изображения. Все это способствует развитию

творчества.  

        Чем характеризуется творческая деятельность ребенка? Обратимся к работе Б.М.Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение».

        Л.Н.Толстой, обучая крестьянских ребятишек, предложил одно из возможных решений задачи развития творческих способностей. Первый способ, найденный писателем, выражался в том, чтобы показать ребятам не только продукт, но и сами процессы писания, рисования и т.д. В результате ученики видели, как «это делается».

        Психолого-педагогические наблюдения за процессом детского художественного творчества показывают, что создание изображения ребенок, как правило, сопровождает речью. Маленькие художники называют воспроизводимые предметы, объясняют поступки изображаемых персонажей, описывают свои действия. Все это позволяет ребенку понимать и выделять качества изображаемого; планируя свои действия, учиться устанавливать их последовательность.

        Следует поддерживать живое общение детей! К сожалению, часто на практике происходит обратный процесс: разговоры пресекаются, обрываются воспитателем или учителем.

   

 

                Одной из важнейших задач обучения изобразительному искусству является формирование художественно-творческих способностей ребенка в детском саду.

        В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

                                

                                                        

        Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер носит его замысел.

        Второй этап – процесс создания детьми изображения. Даже если тему называет воспитатель, это не лишает ребенка возможности творить, а только помогает направить его воображение. Значительно большие возможности появляются, когда рисунок (аппликация) создается по замыслу ребенка. Педагог задает лишь направление выбора темы, содержание будущего «шедевра». На этом этапе ребенок должен овладеть способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

        Третий этап – анализ результатов – связан с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданных детьми работ должны осуществляться при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат деятельности. По окончании занятия все рисунки, поделки выставляются на специальном стенде. Каждый ребенок должен посмотреть работы товарищей, понять разнообразие решений, увидеть свое произведение среди других, сравнить. Дети смогут выбрать изображения, которые им больше всего понравились, и обосновать свой выбор.

        Просмотр и разбор работ нужно организовывать, не допуская шаблона, иначе это будет скучно и не вызовет интереса, положительного эмоционального отклика. Развернутый анализ не обязателен на каждом занятии. Все определяется особенностями и назначением создаваемых поделок – так, изготовлялись елочные украшения, то в конце занятия нужно их повесить на елку, полюбоваться ими, порадоваться, что новогоднее дерево стало таким нарядным. Если ребята создавали коллективную композицию, то следует обратить внимание на то, как красива общая картина, и предложить подумать, что можно сделать, чтобы она стала еще интереснее. Просмотр и анализ детских работ должны быть связаны с задачами занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...

Консультация для родителей Растим творческую личность

Материал  поможет родителям повысить свою компетентность в вопросах развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Воспитаем творческую личность!»

В наше стремительное время при перегру­женности повседневными делами очень важ­но выкроить время для общения с детьми или внуками. Время желательно распределить так, чтобы его хватило и для выпо...

Консультация для воспитателей: "Формирование творческой личности".

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомл...

консультация для родителей "Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности"

Консультация для родителей, раскрывающая роль театральной деятельности в формировании творческой личности ребенка....

Консультация для воспитателей "Предметно-развивающая среда помогает воспитывать творческую личность"

Цель: Показать роль предметно-развивающей среды на воспитание творческой личности.В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками...

Консультация для педагогов "Формирование творческой личности"

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка, в проц...