"Экологическое воспитание дошкольников"
статья (старшая группа)

Арсланова Ольга Валерьевна

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её значение становится сильнее.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, деятельность, базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в её сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл microsoft_word_document.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

"Экологическое воспитание дошкольников"

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её значение становится сильнее.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, деятельность, базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в её сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы – в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира – в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности – в период взросления и зрелости.

В Федеральном законе №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» в ст. 71, гл. 13 «Основы формирования экологической культуры» обозначено: экологическое воспитание обучает основам экологических знаний, которые осуществляются в дошкольных, школьных общеобразовательных учреждениях и учреждениях высшего и дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовых форм.

Стратегической линией развития современного отечественного образования являются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) второго поколения.

Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Сегодня целью экологического образования дошкольников является становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к окружающей среде.

Можно выделить основные задачи  экологического образования дошкольников:

  • Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.
  • Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.
  • Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
  • Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.
  • Пропагандирование экологических знаний, приобщение родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Успех реализации задач экологического воспитания дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты:

- построение экологически развивающей среды в дошкольной организации;

- создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей;

- постоянное общение детей с природой ближайшего окружения;

- активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Благодаря такой системе и возможно формирование у детей экологических представлений, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе.

Экологическое воспитание детей с учетом ФГОС ДО осуществляется на протяжении всего учебного года во всех образовательных областях, через различные формы работы (виды деятельности)

  • наблюдения;
  • опыты;
  • исследования;
  • игры;
  • труд;
  • художественно-эстетическая практика;
  • знакомство с природоведческой литературой.

Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС ДО, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.

Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения проводятся регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Периодически объектами наблюдения становятся птицы и насекомые. Особый интерес вызывает у детей наблюдение весной за насекомыми, особенно за муравьями. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:

  • восприятие объектов природы;
  • исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
  • творческое отображение полученной информации.

В процессе наблюдения я стараюсь направлять деятельность детей, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Например, «Почему снег зимой не тает?», «Чем отличаются и чем похожи два дерева, растущие рядом?»,

«Почему мы можем сказать, что наступила весна?», «Где раньше распустятся цветы (на солнце или в тени)?» и др. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.

В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс с детьми проводятся виртуальные (интерактивные) экскурсии, которые помогают, не покидая здание детского сада, посетить и ознакомиться с объектами, расположенными за его пределами. Особый интерес вызывают путешествия в лес по ознакомлению с флорой и фауной, на морское дно, на северный полюс, в жаркие страны. Занятия с использованием ИКТ делают образовательный процесс более интересным, качественным и результативным.

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы. В группе есть в наличии разнообразные игрушки-животные (дикие, домашние), игрушки-насекомые, игрушки-деревья и т.д. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных. Для театрализации и подвижных игр изготовлены маски животных, птиц, растений и др.

Сюжетные игры и инсценировки с героями из мира флоры и фауны (животные, растения, явления природы (напр., капельки) также способствуют развитию интереса к экологии.

Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов. С детьми в центре экспериментирования проводятся различные опыты (эксперименты) с различными материалами живой и неживой природы, с помощью который дети знакомятся со свойствами воды, воздуха, песка, магнитов, камней и др.

Начиная со старшей группы отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление детьми 5-7 лет практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

В этом году совместно с родителями были разработаны кратковременные групповые проекты «Волшебница вода», «Краски осени», «Покормите птиц зимой», «Волшебные снежинки», «Зеленые помощники» и др.

Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в группе детского сада благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.  Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются организация в групповом помещении центра природы, оформление клумб на прогулочной площадке и территории детского сада.

В центре экологического воспитания сосредоточены комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями, паспорта растений, календарь природы, сезонный материал, макеты экологической направленности «У бабушки в деревне», «Животные жарких стран», «Мой аквариум» и др., материал для проведения элементарных опытов, обучающие и дидактические игры по экологии, природный и бросовый материал и т.д. Центр экологического воспитания содержит картинки и иллюстрации к разделу «Мир природы», энциклопедии, природоохранительные и запрещающие знаки, Постоянно в свободном доступе для детей раскраски с силуэтами животных, рыб, насекомых.

Как справедливо отмечает      Т.С. Комарова: «Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать   как можно раньше. Известно, также, что истинная красота заложена    в природе и   задача состоит    в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее». Мир природы выступает предметом пристального наблюдения и средством эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру происходит в процессе творчества ребенка, это и изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка) и конструирование (из бумаги, из природного и бросового материала).

В работе по экологическому воспитанию детей используется также инновационный метод - рисование на интерактивном песочном столе. Можно изучать свойства песка, рисовать картины экологического содержания, строить природные ландшафты: реки, озера, горы, по ходу объясняя сущность этих явлений. Таким образом дети постепенно получают новую информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании.

Экологическое воспитание является частью патриотического воспитания. В нашем детском саду широко используется работа с этнокадендарем, ведь любовь к Родине - это одно из самых сильных чувств, без которого человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за землю и ее будущее.

Помимо работы с детьми проводится работа с родителями. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы (консультации, беседы) так и нетрадиционные (анкетирование). Родители с удовольствием принимают участие в выставках поделок из природного материала и бросового материала, посещают праздники и развлечения, участвуют в экологических конкурсах («Экология глазами детей») и акциях (субботники), Традиционным стало участие родителей в природоохранных акциях: это уборка мусора в местах отдыха с детьми, изготовление кормушек. Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание экологически грамотного человека.

Существует множество разнообразных методов и приемов обучения, которые помогают сформировать экологические представления детей, и от умения правильно сочетать их и применять, зависит качество экологического образования дошкольников. Дети должны научиться беречь и ценить природу, тогда, как это не парадоксально звучит, может и взрослые начнут брать с них пример.

Литература:

  1. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Пр. Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  3. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.- СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 128 с.
  4. Николаева С.Н.:Система экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие – ИНФРА-М, 2019 г.
  5. Воронкевич О.А.. «Добро пожаловать в экологию», Санкт – Петербург Детство-Пресс 2010г.
  6. Кокуева, Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе /- М.: АРКТИ, 2005. - 248 c.
  7. Т.А. Копцева: Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству – издательство Сфера, 2008
  8. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...