план по самообразованию
рабочая программа
план по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «ЦРР - Д/С №40» г. Сатка
Тема по самообразованию:
«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей дошкольного возраста »
Воспитатель: Булатова О.В.
2023 – 2024 учебный год
Актуальность темы: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
В ФГОС описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.
. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, а также проблемы с речевым развитием детей, я решила взять тему по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возрастаДля достижения цели были обозначены задачи:
1. Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из Интернет-ресурсов.
2. Систематизировать материал для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изготовить дидактические игры для развития мелкой моторики рук у детей, внедрить их в работу с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Подготовить для родителей (законных представителей) консультативный материал по теме самообразования.
5. Подготовить и провести с педагогами семинар-практикум по теме самообразования.
6. Организовать выставку «Игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики руку детей старшего дошкольного возраста».
Срок реализации:
с 15 сентября 2023 по 30 мая 2024 года
Участники:
- Воспитатель
- Дети подготовительной группы
- Родители
Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.
Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
- массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов;
- пальчиковый театр;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- нетрадиционные техники рисования;
- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки Кюизенера;
- различные виды аппликаций;
- рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты;
- дидактические игры;
- шнуровка;
- игры с мелкими предметами;
- пазлы, мозаика.
Ожидаемые результаты:
- Разработан перспективный план.
- Разработана картотека дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.
- Обогащена предметно-пространственная развивающая среда.
- Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.
Форма отчета:
- Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
- Презентация на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
- Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете.
Перспективный план работы
по развитию мелкой моторики рук
Сроки | Форма работы | Практические выходы (доклады, консультации, папки-передвижки, буклеты, семинары и т.д.) |
Сентябрь | Изучение литературы Изготовление пособия | Подбор, изучение, анализ литературы и Интернет - материалов по теме самообразования. Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по теме самообразования. Подбор и систематизация материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей. Подбор и систематизация консультационного материала для родительского уголка Изготовление пособия «Сложи пазл» |
Октябрь | Родительское собрание Консультация Изготовление игры | Выступление на родительском собрании по теме самообразования «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?» Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Консультация для родителей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников» Изготовление игры «Заплети косичку» |
Ноябрь | Консультации Изготовление игры | Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики» Подготовить буклет для родителей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук» Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики руки в группе. Изготовление дидактической игры «Собери бусы » |
Декабрь | Семинар- практикум ,Картотека Консультация Изготовление игры | Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста». Обмен опытом работы. Беседа за круглым столом. Пополнение картотеки пальчиковой гимнастики новыми играми. Консультации для родителей «Развитие графических навыков у дошкольников». Изготовление дидактического упражнения «Рисуем на манке» |
Январь | Консультация Картотека Изготовление игры | Консультации для родителей и воспитателей «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики» Создание картотеки игр с массажными мячиками; с карандашами Изготовление дидактической игры с пуговицами |
Февраль | Консультации Изготовление игры | Консультации для родителей «Игры с песком или песочная терапия». «Подготовка руки к письму» Изготовление дидактической игры с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, выложи из семян, крупы) |
Март | Консультации Изготовление игры | Консультации для родителей «Зачем нужны шнуровки». «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора» Изготовление картотеки и схем «Рисуем на песке» |
Апрель | Папка-передвижка Педсовет | Передвижная папка для родителей и воспитателей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Выступление на педсовете по теме самообразования |
Май | Выставка Презентация Публикация | Выставка логопедических игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей Презентация на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете |
Список литературы:
- Гущина Н.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста (Из опыта работы)// Дошкольное воспитание, 2015. - №10
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики; АСТ, Астрель - М., 2015.
- Сыропятова Г. А. Графические диктанты. Сказочные герои. Для детей 6-10 лет; Литур-опт - М., 2012.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста; Корона-Век - М., 2015.
- Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики; Эксмо - М., 2015.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
- Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
- Да
- Затрудняюсь ответить
- Нет
- В каком возрасте нужно развивать мелкую моторику?
- В младенчестве
- 3-4 лет
- 7 лет
- в течение всего периода дошкольного детства
- Владеете ли Вы информацией о развитии мелкой моторики?
-Да
-Нет
-Частично
- Какие игры используете для развития моторики рук дома?
____________________________________________________
- Какой нетрадиционный материал используете для игр с детьми?
- Крупа, природный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрешки
- Нравится ли ребенку выполнять задания, игры?
-Да
-Нет
-Когда как
- Как ребенок воспринимает установку к игре?
- С первого раза
- Требуется многократное объяснение
- Требуется объяснение и показ действий
- Какая форма работы по этому вопросу Вам наиболее интересна и доступна для восприятия?
- Родительское собрание
- Мастер – класс
- Индивидуальная беседа
- Консультации в родительском уголке
- Никакая, информации хватает вполне.
- Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
- Да
- Не знаю
- Нет
Приложение 2
Примерные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
1.Пальчиковая гимнастика.
2. Фольклорные пальчиковые игры.
2. Самомассаж.
3.Ниткография.
4. Работа с песком.
5. Рисование на крупе.
6. Игры с пуговицами.
7. Оригами.
8. Развитие графических навыков.
9. «Выложи фигурку» (фасоль, горох, боб, камушки, пуговицы).
10. «Игры с кубиками»
11. Пазлы.
12. «Покатай жёлудь» (орех, карандаш, бигуди, мячик).
13. Игры с мозаикой
14. «Собери бусы»
15. «Выложи узор»
16. «Волшебные палочки» (выкладывание по схемам).
17. «Обведи и заштрихуй предмет» (работа с трафаретами).
18. «Шнуровки»
19. «Нитки»
20. «Верёвочки»
21. «Перекаты с шиповаными мячами»
22. Игры с конструктором
16. «Нарисуй рисунок по точкам»
17. «Логопедические бусы»
18. «Веселые прищепки»
19. «Обведи рисунок по точкам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...