Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.
материал (младшая группа)
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.Решение ее начинается уже в раннем возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Витушкина Елена Алексеевна
"Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"
О способах нетрадиционных Я хочу вам рассказать, Ведь рисовать ребёнок может И, не умея рисовать. Ещё нет навыков, порою, Кисть и карандаш держать, Но пальцем, кулачком, ладошкой Мы смело можем рисовать!
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в раннем возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в детском саду.
Работая в дошкольном учреждении много лет, я убедилась в том, что изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую радость. В начале моей педагогической практики я, как и многие педагоги – дошкольники, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов рисования. И порой, сама того не желая, ограничивала проявление творческих способностей своих воспитанников. Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества у современных детей.
Маленький ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей, но он уже старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т. д. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для творческого развития. Прекрасные возможности в этом отношении представляет, как я уже сказала, изобразительная творческая деятельность. Так как рисование - важнейшее средство эстетического воспитания.
Маленьким детям нравится рисовать везде и всем: красками и руками по бумаге, палочками на песке, мелками на асфальте. Юные художники всегда найдут место для своего очередного творения.
И надо отметить, изобразительная деятельность - один из видов занятий, где ребенок именно творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Занимаясь изобразительной деятельностью, маленький ребенок не только овладевает практическими навыками художника, осуществляет свои творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус, развивает зрительное восприятие и т.д.
Малыши недостаточно хорошо могут овладеть классическими техниками рисования, так как они ещё плохо держат карандаш или кисть. Тут и приходят на помощь нетрадиционные техники рисования. Именно они и становятся востребованы на занятиях рисованием с детьми в этом возрасте.
Каждый из этих методов - это маленькая игра для ребенка, которая вызывает радостное настроение. Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. А использование этих техник позволяет малышам почувствовать себя раскованнее, смелее, дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах, и у них появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Перед каждым педагогом стоит задача по нахождению того способа совместного рисования, который будет интересен ребенку, и станет стимулом к дальнейшему обучению. Для меня таким способом стало нетрадиционное рисование!
На занятиях нетрадиционной техникой рисования я учу растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить свободно, нестандартно. Нетрадиционные техники рисования приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых привычных предметов в качестве художественных материалов, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Рисовать можно, чем угодно и как угодно! Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, и нетрадиционные техники помогают в этом.
Способы изображения достаточно простые по технологии, нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, так как результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей ребёнка.
Ввиду всего выше сказанного, тему свою считаю актуальной. И это привело меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у моих воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию у малышей к рисованию.
Таким образом, пришло решение составить данную методическую разработку (которую я вам сегодня представляю) - «Нетрадиционное или Весёлое рисование», которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности детей по основной программе, а дополняет их.
Цель, которую я ставила перед собой – создать педагогические условия для развития творческих способностей детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
А также - разработать методические материалы для работы воспитателя с детьми раннего возраста по развитию интереса к рисованию нетрадиционными способами.
Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ по обозначенной проблеме (что я и сделала, изучив и проанализировав методическую литературу, передовой опыт по данной теме).
2. А также разработать подходы и методическое обеспечение в работе с детьми раннего возраста (для этого я составила пояснительную записку, перспективное планирование на свою возрастную группу на год, написала конспекты занятий, сделала подборку различного дидактического, наглядного материала, разработала методические рекомендации).
Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
Задачи в моей работе с детьми:
- Сформировать у детей технические навыки рисования.
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования (в соответствии с возрастными возможностями, конечно).
- Развивать творческие способности детей.
- Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
Моя разработка рассчитана для детей 2-3 лет, содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, а также игры, досуги, работу с родителями по данному вопросу.
Новизной и отличительной особенностью моей разработки по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, т. к. ранее они использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Новизна состоит в создании нестандартного интерактивного построения ООД с использованием нетрадиционных техник рисования, учитывая, что это для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка.
Такие занятия не утомляют малышей, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Таким образом, из опыта своей работы, могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинала с одного цвета: давала возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Потом использовали 2-3 цвета.
Я старалась показать много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком следы маленького зайчика или мышки и большим пальцем изобразить следы медведя), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик) и т.д.
Затем учила детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования - обмакнуть ладонь в краску и поставить ею отпечаток на бумаге. Дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого – либо животного, например. В работе с детьми первой младшей группы дорисовывать может сам педагог. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слонёнок, солнышко, тюльпан и т.д. Самые разные темы можно охватить и представить на бумаге, рисуя ватными палочками. Детям очень нравится такой способ рисования.
Позже мы рисовали пробками и печатками из картошки, морковки, штампами из пенопласта. Штампы и отпечатки – это интересный подход к рисованию, который нравится всем детям без исключения. Он не требует особых навыков работы, поэтому может использоваться и в работе с малышами. Для осуществления задачи понадобится любой материал, способный оставить отпечаток на бумаге. Такой способ рисования привлекает детей своей необычностью. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, узоры, украшая ими салфетки, платочки, платье куклы и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В связи с особенностями раннего возраста я, конечно, обязательно использовала игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности (т.е. сюрпризные моменты), художественное слово, а также пальчиковые игры, физкультминутки, музыкальное сопровождение.
Все мы знаем, чем теснее взаимодействие с родителями, тем успешнее становится ребёнок. Взаимодействие с семьями воспитанников позволяет мне дополнить и закрепить работу, начатую в детском саду. Для этого нужно только осуществить маленький ликбез. С этой целью консультировала родителей по данной теме, проводила для них мастер-класс, вовлекала в образовательный процесс.
Анализируя проведённую работу, могу подвести итог, что в результате деятельности, у детей появился интерес к нетрадиционным техникам рисования. Творческий процесс научил детей открывать что-то новое, у детей повысился уровень изобразительных навыков и умений. Дети стали более усидчивы, самостоятельны, инициативны, улучшилась координация движений, мелкая моторика. Сам процесс изобразительного творчества стал более интересным, более продуктивным. Дети с удовольствием занимаются рисованием.
Применяя нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как убедилась на опыте, что нетрадиционные техники рисования открывают возможности развития у малышей творческих способностей, фантазии, воображения. Ведь, в конце концов, самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Аннотация.
В пособии представлена модель организации образовательной деятельности, разработанная на основе практического опыта по художественно - эстетической деятельности детей 2-3 лет. Данное пособие имеет художественную направленность, так как ориентировано на развитие интереса к изобразительному искусству и эмоциональной сферы детей раннего возраста, воспитание художественного вкуса, активизацию творческого потенциала малышей. Отличительной особенностью пособия является то, что оно разработано на основе использования в процессе обучения разнообразных художественных материалов и нетрадиционных техник рисования: рисования пальцами, ладошкой, ватной палочкой, губкой, поролоновым тычком, печатками, штампами и другими материалами, которые помогут педагогу всесторонне развивать личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и собственное "Я".
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям групп раннего возраста дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/23/picture-1307853-1611419038.jpg)
Статья на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»
Статья на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Автор: воспитатель Мозжелина Наталья Ник...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.
Статья по рисованию (младшая группа)....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/21/picture-1458341-1676993149.jpg)
Статья: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»
Статья: " Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/13/picture-769784-1550041584.jpg)
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста
Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий.Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/17/picture-1460591-1729149238.jpg)
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста«Художник хочет рисовать.Пусть не дают ему тетрадь…На то художник и художник-Рисует он...
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»
Нетрадиционные техники рисования....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-1172985-1570634159.jpg)
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста
Нетрадиционные техники рисования раскрывают способности становления у детей креативных возможностей, воображении, фантазии....