Проект "Масленица"
проект (подготовительная группа)
Проект, который знакомит детей с русскими народными праздниками и традициями. Проект будет интересен педагогам дошкольного образования и рассчитан на старший дошкольный возраст.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДС «Буратино»
Составили: Исабекова Г.С., Крючкова Н.Н.
г. Тарко- Сале 2019г
Содержание
- Тип проекта, участники, актуальность…………………………………...3
- Обоснование актуальности проекта, постановка проблемы……………4
- Цель, задачи, ресурсное обеспечение…………………………………….5
- Формы, этапы реализации…………………………………………………6
- Ожидаемые результаты, список литературы…………………………….7
Проект, который знакомит детей с русскими народными праздниками и традициями. Проект будет интересен педагогам дошкольного образования и рассчитан на старший дошкольный возраст.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: семья Карякиных, воспитанники старшей группы, воспитатели.
Сроки реализации проекта: с 5 по 10 марта 2019 г.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Обоснование актуальности проекта:
Невозможно не заметит, что в последнее время интерес к русским народным сказкам и мультфильмам советского периода значительно уменьшился. То же можно сказать и об игрушках. На смену нашим традициям приходит культура запада. Особенно это заметно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает самостоятельно выбирать, что смотреть и с чем играть.
Думаю, каждый родитель отмечает, что дети все менее бережно относятся к игрушкам, перестали ценить их и зачастую воспринимают их как данность. В детском саду и дома их окружает множество ярких, красивых, но часто очень незамысловатых игрушек. Современные родители и педагоги все больше задумываются как научить детей бережно относится к предметам быта, привить им интерес к русской народной культуре и воспитать чувство гордости за наследие своего народа.
Постановка проблемы:
Природа является неотъемлемой частью человека. Наши прародители были близки к природе и чтили свои традиции. Одним из самых любимых народных праздников, празднуемых в конце зимы, была и остается Масленицы, которая всегда отмечалась целыми улицами, шумно, весело, с размахом. Пока еще Россия богата традициями, передающимися из поколения в поколение, однако весе чаше мы сталкиваемся с тем, что уходят в прошлое народные гуляния и воспоминания о тех днях когда праздник был не только семейным торжеством.
Столкнувшись с интересом детей старшего дошкольного возраста, к обозначенной теме мы сформулировали несколько проблемных вопросов:
• Как приобщить детей к народным традициям и развить у них нравственно-патриотические качества?
• Как в доступной и интересной форме познакомить с бытом предков и ответить на все интересующие детей вопросы?
• Как привлечь родителей и повысить их уровень заинтересованности в вопросе привития детям нравственно-патриотических качеств?
Цель:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
Обучающие
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Развивающие
• Развивать коммуникативные способности;
• Развивать память, мышление, внимание;
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Воспитательные
• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям
Ресурсное обеспечение
1. Цифровой фотоаппарат, компьютер, проектор, сеть Интернет;
2. Образцы различных тряпичных кукол;
3. Самовар, баранки, блины, расписные платки, атласные ленты, чучело масленицы для проведения ярмарочного гуляния;
.
Формы реализации проекта:
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
Основной:
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
• Приготовление блинов для чаепития;
• Проведение досуга в ДОУ «Широкая Масленица»
• Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинный пир на весь мир!»;
Ожидаемый результат:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через
сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Продукт проектной деятельности:
Защита проекта: «Масленица широкая», семья Карякиных
Список литературы:
- «Весенние праздники, игры ,забавы для детей» И. М. Петров.
- «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М.Б. Зацепина.
- «Бабушкины забавушки» Л.Н. Карпова.
- «Календарные и народные праздники в детском саду» Г. А. Лапшина.
Защита проекта: «Масленица широкая»
И один из смыслов праздника Масленицы в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года — и одновременно — все возрождается к новому движению. Так и после долгой, холодной и суровой зимы приходит какое время года? (Теплая, греющая, звенящая Весна).
Масленичную неделю называли еще, «Седмица», как вы думаете почему? (Потому что длилась она одну недельку, всего 7 дней). Все люди отдыхали, праздновали Масленицу. У всех людей, а особенно детей, сил и задора хватало на всё, была всеобщая радость и веселье. Каждый день Масленицы имел свое значение и назывался по-особенному, а еще были правила поведения на этой неделе.
Понедельник — «встреча»- закликание Весны.
В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись радостные веселые песни.
Вторник — «заигрыш».
В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей, представления с театрализованной деятельностью. Сооружались крупных размеров балаганы, так назывались сцены, на которых устраивали представления различные гости: скоморохи, Петрушки и другие актеры. Люди наряжались в маски, одевали яркие, праздничные одежды. Большими группами катались по деревням, многие ездили у лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил кататься с гор, которые специально готовили к Масленице.
Среда — «лакомка», сладкоежка», «разгул».
Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры, торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и мятные пряники.
Четверг — «разгуляй-четверток», «широкий».
На этот день приходилась середина игр и веселья. Устраивались кулачные бои, со своими строгими правилами.1) нельзя бить лежачего (пословица — «лежачего не бьют»), 2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся — третий не лезь»), 3)нельзя бить ниже пояса. За нарушение этих правил грозило наказание. В этот день колядовали, то сесть ходили по дворам, поздравляли соседей, водили хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка-это народная мини-песенка или четверостишие шутливого содержания):
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
и произносили заклички (заклички — это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.)
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
А мы с вами знаем закличку для солнышка, давайте произнесем ее:
Солнышко покажись.
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Обсудить с детьми смысл закличек.
Пятница — «тёщины вечера» или «вечорки» — масленичные бои.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А тех, кто недавно поженились (молодожены), особенно поздравляли, и веселились вместе с ними. В этот день зять едет к теще на блины(зять-это муж дочери, а теща- это мама жены).
Суббота — «проводы».
В этот день вспоминали умерших близких, провожали зиму и сжигали соломенное чучело.
Воскресенье — «прощённый день» или целовальник.
Блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный. А еще обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. Люди обнимались и целовались.
3. Ребята, а вы любите блины?
Давайте и мы напечем много вкусных и золотистых блинов:
Пальчиковая гимнастика:
Мама нам печет блины,
очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
и едим их со сметаной
(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной кисти)
Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (загибаем поочередно пальчики правой руки, начиная с большого)
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка,
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки).
Стала Маша гостей угощать (похлопать в ладоши).
И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого),
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки).
Стала Маша
Гостей провожать (хлопаем в ладоши).
Прощай Иван! (по очереди машем пальчиками обеих рук , начиная с больших).
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
Прощай Митрошечка!
Вот сколько нового вы сегодня узнали о русском народном празднике Масленица. А теперь будем провожать нашу Масленицу. Включить аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.