Консультация для родителей
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
«Адаптация детей к детскому саду»
Что такое адаптация?
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.
Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:
- происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т. д.);
- ухудшается сон и аппетит;
- ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;
- частые капризы, истерики по любому поводу.
Степени адаптации.
Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.
Лёгкая степень
Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:
Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.
Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.
Средняя степень.
Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.
Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:
Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.
Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.
Тяжёлая степень.
Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:
Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.
О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.
Влияние различных факторов на адаптацию.
На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.
1. Возраст ребёнка.
Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.
Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.
Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.
2. Состояние здоровья.
Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.
Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.
3. Уровень развития умений и навыков.
К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.
Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.
4. Уровень социализации.
В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.
Как помочь ребёнку адаптироваться?
Правила успешной адаптации.
Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.
Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_adaptatsiya_kopiya_kopiya.docx | 334.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Адаптация детей к детскому саду»
Что такое адаптация?
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.
Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:
- происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т. д.);
- ухудшается сон и аппетит;
- ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;
- частые капризы, истерики по любому поводу.
Степени адаптации.
Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.
Лёгкая степень
Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:
Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.
Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.
Средняя степень.
Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.
Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:
Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.
Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.
Тяжёлая степень.
Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:
Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.
О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.
Влияние различных факторов на адаптацию.
На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.
1. Возраст ребёнка.
Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.
Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.
Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.
2. Состояние здоровья.
Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.
Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.
3. Уровень развития умений и навыков.
К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.
Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.
4. Уровень социализации.
В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.
Как помочь ребёнку адаптироваться?
Правила успешной адаптации.
Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.
Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...