Анализ работы с родителями (законными представителями)
материал
Предварительный просмотр:
Анализ роботы с родителями
Воспитатель Варыгина Л.А. МАДОУ№313
В условиях современного мира, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога.
Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность, эмоциональность. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно активно использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные (нетрадиционные) формы –семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.
В связи с тем, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в своей группе я использую больше разнообразные современные формы работы с родителями:
Информационно-аналитические: социологические опросы, социологические срезы, тесты, анкетирование, почтовый ящик, которые направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми).
Познавательные: семинары-практикумы, педагогический педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, педагогическая библиотека для родителей, «КВН», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», викторины, флэш-мобы, которые направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических
навыков воспитания детей.
Наглядно-информационные: дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выставки детских работ, выставки совместных работ детей и родителей, информационные проспекты для родителей, видеоролики о жизни ДОУ, выпуск газет, информационные стенды (направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Досуговые: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках (призваны устанавливать теплые доверительные
отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми).
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Социологические опросы, анкетирования играют большую роль на начальном этапе, поскольку позволяют наметить направления дальнейшей работы.
Тестирование использовалось с целью выявления уровня педагогической культуры родителей.
Одна из форм информационно-аналитической работы, которая активно используется мною на практике, позволяя корректировать и дополнять разработанную систему мероприятий – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители вкладывают записки со своими идеями и предложениями, обращаются с интересующими вопросами. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
В последнее время я стала активнее привлекать родителей к совместной деятельности педагога и детей, проводить непосредственно образовательную деятельность с участием родителей, прогулки, утреннюю гимнастику.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения (нормативно-правовые документы, режим работы ДОУ, режим работы группы, расписание непосредственно образовательной деятельности, информация о педагогических работниках). Информация вывешивается на стендах в родительских уголках и размещается на сайте ДОУ.
Вся система работы с родителями в моей группе направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребёнка. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают своего ребёнка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Также работа с родителями была направлена на повышение педагогической культуры родителей, укрепление взаимосвязи между семьёй и доу, на усиление воспитательного потенциала, привлечению родителей к воспитанию детей. Общей формой работы с родителями стали конференции, дни открытых дверей для родителей, совместные праздники, соревнования, различные конкурсы. Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьёй, в моей группе удачно зарекомендовали себя и нетрадиционные формы работы. Такие формы являются более интересными и запоминающими для родителей. Родители были активными участниками на протяжении всего учебного года. В нетрадиционной форме, форме мастер-класс, провели родительское собрание «Традиции семьи». Родители приняли участие в показе театра для детей «Двенадцать месяцев». Проведён спортивный досуг с участием родителей «Мама, папа, я - спортивная семья» Родительское собрание «Здоровый образ жизни» в виде деловой игры. На собрании присутствовали дети, они продемонстрировали некоторые закаливающие процедуры.
Также родители приняли активное участие в конкурсе «Заготовки на зиму», где были представлены и продемонстрированы рецепты их любимых блюд. Родители награждены дипломами и сертификатами.
Еще родители стали активными участниками различных акций. К акции «Сдай макула – спаси дерево! » К акции «Весна - красна» изготовили скворечники и домашнюю выпечку. Также родители принимали активное участие и в других акциях и конкурсах, проходивших на различных уровнях. Были награждены сертификатами и дипломами.
В течение года прошли детско- родительские гостиные: фото коллаж «Моя семья», « Изготовление куклы Масленица», квест – игра «Юные пожарные, семинар- практикум «Семья- здоровый образ жизни». Родители увидели элементы утренней гимнастики, некоторые виды пальчиковой гимнастики и гимнастики после сна, семинар-практикум «Как хорошо, что есть семья». Практикум проходил в виде различных конкурсов. В этом семинаре принимали участие оба родителя от каждой семьи. Семьи продемонстрировали домашнее задание «Рецепт здоровой пищи».
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочный плакат для именинников, помогли оформить уголок дежурства, центр природы и экспериментирования, стенд для детских работ по художественному творчеству, изготовили рамки с фотографиями детей.
С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей.
Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, мебели, группы, обустройство участка горкой для скатывания на ледянках, поделками из снега, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ выполнения плана работы с родителями (законными представителями) МКДОУ «Золотой петушок» за 2016-2017 уч. год
Анадиз выполнения годового плана работы с родителями в ДОУ...
Анализ анкетирования удовлетворенности родителей (законных представителей) работой МКДОУ № 9 «Колокольчик» и его коллектива
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) работой МКДОУ № 9 "Колокольчик" и его коллектива...
Анализ работы с родителями (законными представителями) воспитателя Трифоновой С. Ф.
Семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности....
Анализ работы с родителями (законными представителями) во второй младшей группе № 1 «Белочки» за 2019-2020 учебный год
Анализ работы с родителями (законными представителями) во второй младшей группе № 1 «Белочки» за 2019-2020 учебный год...
Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в подготовительной группе № 6 «Белочки» за 2018-2019 учебный год
Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в подготовительной группе № 6 «Белочки» за 2018-2019 учебный год...
Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 6 «Белочки» за 2017-2018 учебный год
Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 6 «Белочки» за 2017-2018 учебный год...
Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 8 «Сказка» за 2018-2019 учебный год
Анализ результативности работы с родителями (законными представителями) в старшей группе № 8 «Сказка» за 2018-2019 учебный год...