План по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»
методическая разработка

Мельникова Анжелика Викторовна

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Источники способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Рука - это инструмент всех инструментов»-заключал еще Аристотель. Полностью согласна с высказываниями великих! Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.

Сегодня общепризнанно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_po_melkoy_motorike.docx55.67 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа

детский сад № 10 «Семицветик»

План по самообразованию.

 Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»

Воспитатель:

Мельникова Анжелика Викторовна

2022-2023 уч. год

Пояснительная записка.

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Источники способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Рука - это инструмент всех инструментов»-заключал еще Аристотель. Полностью согласна с высказываниями великих! Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребёнка, тем проще ему будет осваивать речь.

Сегодня общепризнанно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Актуальность.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас.

Перед собой я поставила цель:

Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук, через дидактические игры у детей дошкольников.

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр, гимнастик, дидактических игр;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, дидактических игр и упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно - пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Объект: дети 3 — 4 лет.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы:

1. пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

2. дидактические игры;

3. пальчиковые игры со стихами, скороговорками;

4. пальчиковый театр;

5. лепка из пластилина;

6. нетрадиционные техники рисования;

7. работа с конструктором;

8. аппликации;

9. рисование по трафаретам, штриховка;

10. дидактические игры;

11. шнуровка;

12. пазлы, мозаика.

При проведении дидактических игр для развития мелкой моторики  рук необходимо соблюдать следующие правила:

• если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени;

• играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;

• запастись терпением и не ждать мгновенной реакции;

• работу проводить регулярно, систематически;

• соблюдать временной регламент, что бы не вызвать переутомления, для детей 3-4 лет – 10 мин;

• учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;

• стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами.

Работа с родителями:

- подготовить консультации для родителей: «Необходимость развития мелкой моторики рук»; «Как дидактические игры помогают в развитии мелкой моторики рук».

- изготовить и выставить папки-передвижки: «Дидактические игры для развития мелкой моторики», «Пальчиковая гимнастика».

- провести индивидуальные беседы с родителями детей с недостаточно развитой моторикой рук: «Развиваем мелкую моторику дома».

- предложить несложные игры, такие как, игра с песком, «Найди что спрятано», «Игры на кухне».

Предполагаемый результат.

1. Развить мелкую моторику, через дидактические игры; игровые, познавательные и творческие способности детей.

2. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.

Описание работы:

Прежде чем приступить к работе, я определила 3 этапа (теоретический, практический и заключительный) и составила перспективный план работы:

Перспективный план на 2022 - 2023 учебный год.

  1. Теоретический этап:

- Изучение учебно-методической литературы:

1. Анищенко. Е. С «Пальчиковая гимнастика для развития речи»

2. Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь»

3. Бардышева . Т. Ю. «Здравствуй пальчик . Пальчиковые игры.

4.Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.

5. Ермакова. И . А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года»

  1. Практический этап:

- Диагностика уровня развития мелкой моторики. - Создание картотеки дидактических игр.

- Заучивание пальчиковых игр.

- Оформление папок — передвижек для родителей.

- Подбор и разработка дидактических игр.

- Консультации для родителей.

  1. Заключительный этап:

- Анализ работы по теме самообразования.

- Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.

- Выявить положительные результаты проделанной работы.

- Проанализировать недостатки.

Заключение.

Умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

     Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно) происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Перспективный план на 2022 - 2023 учебный год.

Месяц

Тема

Цели

Содержание

Оборудование

Октябрь

1 неделя

«Осень золотая под зонтом гуляет»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию

движений, умение соотносить движения со словами текста.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Продолжать учить раскрашивать с помощью штриховки, не выходя за контур.

5. Закрепить знание основных цветов.

6. Учить создавать образ дерева из счетных палочек.

1. Пальчиковая гимнастика «Осень золотая под зонтом гуляет».

2. Пальчиковая игра  «Погода».

3. Обводка по контуру «Осенний листок».

4. Раскрашивание листьев в соответствии со значками

5. «Осеннее дерево» - складывание из счетных палочек.

6. Самомассаж ладошек -прокатывание сосновых шишек между ладошек.

Контурные изображения листьев дерева

Карандаши

Счетные палочки

Сосновые шишки

2 неделя

«Овощи с огорода»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию

движений, соотносить движения со словами текста.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

2. Упражнение «Помоги

Золушке» рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

3. Игра «Чудесный мешочек» (что растет в огороде?).

4. «Волшебные овощи» - выкладывание овощей по контуру пуговицами.

5. Самомассаж пальцев (катание ореха каштан каждым пальцем).

2 коробочки

Мешочек с овощами.

Орехи каштан на каждого ребёнка.

Фасоль белая, красная.

3 неделя

«Фрукты из сада»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию

движений, соотносить движения со словами текста.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Продолжать учить раскрашивать с помощью штриховки, не выходя за контур.

5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика  «Мы делили апельсин»

2. Плетенка «Яблоко», «Груша».

3. «Вишня» - перекладывание больших бусин красного цвета из одной емкости в другую на ударный слог.

4. Обводка по контуру «Фрукты».

5. Раскрашивание фруктов в соответствии со значками.

6. Самомассаж фаланг пальцев бусинами.

Игрушка-плетенка «Яблоко», «Груша»

Контурные изображения фруктов

Карандаши

Бусины

4 неделя «Деревья»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

3. Учить детей завязывать узелки, бантики.

4. Формировать умение

координировать речь и движения.

5. Развивать тактильные

ощущения.

6. Познакомить с нетрадиционным методом рисования – рисование пальчиками.

6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

 1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».

2. Игра «Веселые ладошки» -

завязываем узелки, бантики.

3. Упражнение «Найди пару»

найти парную подушечку с

одинаковым наполнителем (рис, фасоль).

4. «Посадили мы деревья» - игра с прищепками.

5. «Листочки на деревьях» - рисование пальчиками.

6. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.

Шнурки, веревки

Бельевые прищепки

Подушечки с разными наполнителями

Краски

Карандаши с гранями

Ноябрь

1 неделя «Игрушки»

1. Продолжать развивать мелкую моторику.

2. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных

длинных и коротких линий.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Закреплять умение разглаживать смятую в комок бумагу.

5. Обучать детей рисованию с помощью штриховки, закрепить названия цветов.

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами различных игрушек.

3. «Построим Маше дом» -выкладывание домика для куклы по контуру счетными палочками.

4. Упражнение "Платочек

для куклы" определение фактуры материала.

5. Раскрашивание контуров игрушек  в соответствии с заданным цветом.

6. «Гладила мама-ежиха ежат» - самомассаж ладоней расческами для волос.

¼ листа бумаги, смятой в комок, с нарисованными на ней контурами различных игрушек

Счетные палочки.

Кусочки тканей разной фактуры.

Рисунки контуров игрушек

Расчески для волос.

2 неделя «Одежда»

1. Развивать мелкую моторику,

координацию движений.

2. Способствовать формированию навыка различать предметы по размеру.

3. Учить последовательности в одевании и раздевании куклы.

4. Тренировать в умении хлопать в ладоши с различным уровнем звука по сигналу.

5. Воспитывать бережное отношение к одежде.

1. Пальчиковая гимнастика «Гномики прачки» .

2. «Шьем платье» - продевание шнура в отверстия на трафарете платья.

3. «Пуговицы перепутались» - разложить пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.

4. «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды на веревку (одинарные прикрепляют прищепками).

4. Д/игра «Оденем Машу».

5. Упражнение «Похлопаем» хлопать в ладоши с различным уровнем звука по сигналу.

6. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.

Картонные трафареты платья и другой одежды

Пуговицы разных размеров

Прищепки

Кукла с набором одежды

Карандаши с гранями

3 неделя

«Посуда»

1. Развивать мелкую моторику,

координацию движений.

2. Учить соотносить предметы

со словесным обозначением.

3. Формировать произвольные,

координированные движения пальцев рук.

4. Стимулировать тактильные

ощущения.

5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.

6. Воспитывать бережное отношение к посуде.

1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками

(ежиками).

2. Игра «Собери сервиз»

чудесный мешочек.

3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

4. Упражнение «Ловкие ручки» подобрать крышечки к баночкам.

5. «Склеим чашку» собрать картинку из 2-х частей.

6. Упражнение «Конфеты к чаю» из бумаги сминаем

комочки и складываем в

вазочку.

7. Самомассаж гранеными

карандашами.

Резиновые ребристые

мячики,

Крышечки, баночки,

разрезные детали, бумага,

вазочка,

карандаши.

4 неделя

«Семья»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.

3. Стимулировать тактильные

ощущения.

4. Учить детей нанизывать предметы на шнурок.

5. Учить детей сматывать нить в клубок.

1.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

2. «Скатай коврик» - скатывание коврика двумя руками.

3. «Развесь белье на веревочку» - нанизывание картонных трафаретов одежды и белья на шнурок.

4.Пальчиковая игра «Вот так бабушка прядет.

5. «Помоги бабушке смотать нитку в клубок» - сматывание ниток в клубок

6. «Мамины помощники» - рассортировать фасоль и горох.

7. Самомассаж подушечек пальцев - «Семья. Мамин день»

Счётные палочки,

красная и белая фасоль.

Машины –грузовички.

Карандаши,

разные крышечки.

Декабрь

1 неделя «Домашние животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Обучать детей рисованию с помощью штриховки.

3. Учить детей из предложенных геометрических

фигур выкладывать животных по образцу на горизонтальной

поверхности.

5. Развивать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любовь к животным.

1. Упражнение «Маленький конструктор» выкладывание из геометрических фигур животных.

2. Пальчиковая гимнастика «Кошка», «Мышка»

3. Игровое упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

4. «Зеленый лужок» рисуем травку для коровки.

5. Д/и «Животные и их детеныши».

6. Самомассаж пальцев бельевой прищепкой «Сильно кусает котенок – глупыш».

Геометрические фигуры

Фигурки животных

1/2 альбомного листа Зелёные карандаши

Картинки животных и их детенышей

Бельевые прищепки

2 неделя

«Дикие

животные»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Формировать умение координировать речь с движениями.

4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.

5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.

1. Упражнение «Животные хотят пить» наливаем воду из

стакана в тарелочку, ложкой. 2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

3. Упражнение «Нарви молодой травки» мелко нарвать зеленую бумагу.

4. Подвижная игра «Зайка»

5. Упражнение «Веселые

зверята»

6. Угостим медвежонка медом – рисование сот пальчиками.

7. Самомассаж ладоней мячиками-«ежиками».

Стакан, ложка,

тарелка

Зелёная бумага

Краски

Мячики-«ёжики»

3 неделя

«Птицы»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые

горизонтальные линии.

3. Продолжать учить

координировать движения с речью.

4.Закреплять у детей умение работать с бумагой (отрывать

кусочки бумаги, создавая форму в соответствии с заданным образом).

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание

заботиться о них.

1. Пальчиковая гимнастика «Утята».

2. «Птичьи следы на песке» - рисование на манке птичьих следов.

3. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

4. «Ходит цапля по болоту» - упражнение «пальцеход».

5. «Снегирь» - аппликация методом обрыва цветной бумаги.

6. Самомассаж пальцев рук бусинами.

Манная крупа

подносы

кусочки цветной бумаги

семена подсолнуха, тыквы

бусины

4 неделя

«Новый год. Елка»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать умение

координировать речь с движениями, умение договаривать слова и

словосочетания.

3.Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

4.Учить детей работать с

пластилином способом

размазывания на листе.

5. Развивать умение сматывать

клубочки.

6. Развивать тактильные

ощущения.

7. Закреплять умение выкладывать изображение с

помощью геометрических фигур по образцу.

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Упражнение «Помоги

бабушке» смотать из шерстяных ниток клубочки

3. Игра «Чудесный мешочек»

определить на ощупь

резиновые игрушки.

4. «В лесу родилась ёлочка» -

обводка трафарета елки,

штриховка.

5. «Наряжаем ёлку» рисуем пластилином елочные игрушки.

6. Упражнение «Выложи

по образцу» выкладывание фигур по образцу.

7. «Елочка  – колючая иголочка» - самомассаж кистей рук бытовыми щётками.

Шерстяные  нитки

резиновые игрушки

трафарет ёлки

Карандаши.

Геометрические фигуры

Бытовые щётки

Январь

1 неделя

Новогодние каникулы

2 неделя «Зимушка-зима»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.

4. Развивать тактильные

ощущения.

5. Знакомство с глиной как с

художественным материалом.

 6. Развивать умение сматывать клубочки.

1. «Лыжник» рисование на манке пальчиками.

2. Упражнение «Клубочки

для бабушки» смотать

нитки в клубочки.

3. Игра «У кого что?» - разглаживание бумаги,смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки.

4. Пальчиковая гимнастика

«Погреемся», «Зимняя

прогулка».

5. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.

6. Самомассаж мячиками - «ежиками».

Манная крупа

Нитки

Мячики-«ёжики».

1/2 альбомного листа с    изображением воробья

¼ листа бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки

3 неделя

«Снег идет»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и

словосочетания.

3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

4. Продолжать учить выкладывать изображения с

помощью счетных палочек.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2. «Снегопад» - рисование  пластилином способом размазывания.

3. «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.

4. Упражнение «Сосульки»

прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

5. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.

6. Упражнение «Погуляем» ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.

Пластилин

Счётные

палочки

Прищепки, картонная крыша

Карандаши с гранями

4 неделя

«Дом»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Упражнять в умении рисовать на манке, выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

4. Развивать чувство формы.

5. Воспитывать любовь,

бережное отношение к своему дому.

6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. «Построй дом» - выкладывание из геометрических фигур.  

2. Пальчиковая гимнастика  «Мебель».

3. «Домик для Мишутки» - рисование на манке.

4. «Маленькие столяры» - выкладывание предметов мебели из счетных палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

5. Упражнение «Похлопаем» - в ладоши с разным уровнем звука и темпа.

6. Самомассаж карандашами с гранями.

Геометрические фигуры из картона

Манная крупа

Счетные палочки

Карандаши с гранями

Февраль

1 неделя

«Наш город»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Продолжать развивать умение рисовать с помощью штриховки.

4. Закрепить названия геометрических фигур и умение выкладывать из них формы по образцу.

5. Развивать внимание, тактильные ощущения.

1. Пальчиковая игра «Город»

2. «Красив родной наш город» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

3. «Помоги Маше и Ване добраться домой» - лабиринт.

4. «Мы построим мост» -выкладывание моста геометрическими фигурами.

5. «Дорисуй дом» - рисование по образцу, закрашивание с помощью штриховки.

6. «Украсим город фонариками» - нанизывание бусин на шнур.

7. Самомассаж подушечек пальцев бигудями-липучками.

Горох

Печатный лабиринт

Геометрические фигуры из картона

Бусины, шнур

Бигуди-липучки

2 неделя

«Детский сад»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Тренировать навык выкладывания изображения

счетными палочками.

3. Упражнять в разглаживании бумаги.

4. Продолжать учить отрывать от большого листа бумаги маленький кусочек и скатывать его в комок, приклеивать комочки на лист бумаги.

5. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Детишки ходят в сад».

2. «Какое настроение?» - игра на разглаживание бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции.

3.  «Нарисуй свое настроение» - рисование на манке.

4. «Ты – мой друг, и я – твой друг» - игра с прищепками (скрепить фигурки детей прищепками в хоровод).

5. «Мой друг» - выкладывание фигуры человека из счетных палочек.

6. «Конфеты к чаю»  - аппликация из бумаги, смятой в комочки.

7. Самомассаж пальцев бусинами.

¼ листа бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции

Манная крупа

Прищепки

Фигурки детей из картона

Счетные палочки

Бусины

3 неделя

«Профессии»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным

обозначением.

3. Развивать тактильные ощущения, знакомить с понятиями «гладкий», «шершавый», "мягкий", "твердый".

4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал.

5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.

1. Пальчиковая гимнастика «Новый дом».

2. Игра «Тесто» - имитация

замешивания теста в сухом бассейне.

3. Игра на развитие тактильных ощущений «Каталог тканей».

4. Упражнение «Собери красивый букет» шнуровка.

5. «Мы строители» строительство гаража из

строительного материала.

6. Упражнение «Кирпичики»- раскладывание деревянных брусочков разного размера по коробочкам.

7. Самомассаж карандашами с гранями.

Ткань разной фактуры,

Шнуровка,

деревянные брусочки разного размера карандаши с гранями

4 неделя

«Защитники

отечества»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

3. Отрабатывать навык выкладывания изображения

счетными палочками.

4. Учить детей завязывать узелки и бантики.

5. Стимулировать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды»,

«Флажок».

3. «Салют» рисуем пальчиковыми красками

4. Упражнение «Орешки»

с грецкими орехами.

5. Самомассаж бусинками

катать по очереди каждым пальцем.

6. Завязывание узлов на

толстой веревке, шнуре.

Счётные палочки

Грецкие орехи

шнур, бусинки.

Март

1 неделя

«Конец зимы»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

3. Развивать координацию

движений, соотнесение предметов со словесным

обозначением.

4. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

2. Упражнение «Помоги мышке-норушке» -сортировка красной и белой фасоли по коробочкам.

3. Самомассаж карандашами с гранями.

4. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок сделать солнышко.

5. «Веселый снеговик» -рисование на манке.

6. Игра «Чудесный мешочек» - деление предметов на мягкие и твердые.

Красная и белая фасоль

карандаши

манная крупа

предметы различной твердости.

2 неделя

«Мамин

праздник»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Учить детей нанизывать

бусины (крупные макароны) на ленту.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

1. Упражнение «Солнце светит ярко –ярко» - выкладывание из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга.

3. Подвижная игра «Подарок маме».

4. «Веточка мимозы» - рисование ватными палочками.

5. Подарок «Бусы для

мамы» - нанизывание бусин (макарон) на ленту.

6. Упражнение «Погуляем»

двумя пальцами ходить по

столу в разном темпе.

7. Самомассаж ладоней макаронами.

Счетные палочки

½ альбомного листа

краски

ватные палочки

бусины, макароны.

3 неделя

«Весенние цветы»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Продолжать развивать умение классифицировать предметы по размеру.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

1. Пальчиковая гимнастика «Цветы».

2. Дорисуй половинку цветка.

3. «Продолжи ряд» - выкладывание пуговиц разного размера в соответствии с заданной последовательностью.

5. «Букет» - аппликация из кусочков бумаги, смятой в комочки.

6. Самомассаж пальцев расчёской для волос «Колючий кактус».

Нарисованные половинки цветов

Пуговицы разного размера

Кусочки цветной бумаги

Расчёски для волос

4 неделя «Домашние

животные весной»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических

фигур по образцу.

3. Учить детей рисовать волнистые линии.

4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.

5. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться

6. Развивать тактильные

ощущения.

7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

1. Упражнение «Маленький

конструктор» выкладывание из геометрических фигур

животных с детенышем.

2. Упражнение «Животные хотят пить» - переливание воды с помощью ложки, пипетки.

3. Упражнение «Прятки» найди всех животных в сухом бассейне.

4. Нарисуй хвост коню.

5. Пальчиковая гимнастика

«Хозяюшка».

6. Самомассаж карандашом с гранями.

Геометрические фигуры из картона

Тарелочка, ложка, пипетка.

Шарики,

Карандаши с гранями

1/2 листа бумаги.

Апрель

1 неделя

«Транспорт»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Закрепить умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

3. Развивать тактильные ощущения.

4. Учить работать с бумагой -разглаживать смятую в комок бумагу.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

1. Пальчиковая гимнастика «Вертолет».

2. Игровое упражнение «Что у кого?» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с контурными рисунками различных транспортных средств.

3. Игра «Загрузи грузовик» - собирание орехов каштана, рассыпанных по ковру.

4. «Проехала машина» - рисование следов машины на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе.

5. Упражнение «Топай-хлопай».

6. Самомассаж пальцев бусинами.

¼ листа бумаги с контурными рисунками различных транспортных средств

Орехи каштана

Манка, поднос

Бусины

2 неделя

«Весна»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить создавать несложную

композицию с  помощью прищепок.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».

2. Упражнение «Весенняя полянка» - выкладывание с помощью прищепок.

3. «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

4. Упражнение «Веселые ладошки» завязывание узелков, бантиков.

 5. Игры с пуговицами –

рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки

(желтый, красный, синий, зеленый).

6. Самомассаж орехом каштана.

Прищепки

Пуговицы

Коробочки (желтые, красные, синие, зеленые)

Бумага

Верёвочки

3 неделя

«Звонкая капель»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Продолжать учить пользоваться пипеткой.

6. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика «Кулачок».

2. Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?»

3. Упражнение «Веселая пипетка» - работа с водой и

пипеткой.

4. Собирание разрезной картинки «Кораблик».

5. «Звенит капель» - игра с прищепками (прикреплять прищепки к картонной крыше, изображая капель).  

7. Самомассаж грецким орехом.

вода и пипетки

разрезная картинка

грецкие орехи

4 неделя «Весеннее солнышко»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на

ленточках.

5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

1.Пальчиковая гимнастика «Улитка».

2. Игра «Чудесный мешочек»

(геометрические фигуры).

3. Упражнение «Веселые

ладошки» учимся завязывать узелки, бантики.

4. Лабиринт «К какому растению летит бабочка»

5. «Весенние цветы одуванчики» - рисование ватными палочками.

6. Самомассаж пальцев камушками.

Геометрические фигуры

камушки,

верёвочки

ватные палочки

Май

1 неделя

«Цветы»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

3. Развивать тактильные

ощущения.

5. Развивать чувство

формы, цвета, композиции.

1. Пальчиковая гимнастика «Наши яркие цветы».

2. «Красивый одуванчик» - лепка из пластилина и спичек.

3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).

4. Коллективная работа «Весенний луг» - аппликация из небольших комочков бумаги, смятой в комочки.

5. Самомассаж ладоней карандашом с гранями.

пластилин

спички,

геометрические фигуры (овалы),

кусочки цветной бумаги

карандаши с гранями

2 неделя

«Дождь»

1. Развивать мелкую

моторику, координацию движений.

2. Продолжать учить рисовать с помощью штриховки.

3. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей!».

2. «Тучка» - изображение дождя с помощью прищепок.

3. Штриховка «Тучка».

4. «Бабочка и цветок» - застежка.

5. «Кто больше?» - выбирание из сухого бассейна фасоли.

6. Самомассаж отрезком каната.

Фасоль

Картонная тучка, прищепки

отрезки каната

3 неделя «Насекомые»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Упражнять в умении

шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

5. Развивать умение работать с прищепками.

7. Учить рисовать вертикальные линии,

дополняя созданный образ.

1. Пальчиковая гимнастика «Червячки», «Паучок».

2. Выкладывание из мозаики «Цветочный лужок».

3. Шнуровка «Насекомые на листочке».

4. «Лепестки» - игра с прищепками.

5. «Вот такие ножки у

сороконожки» - коллективное рисование.

6. Самомассаж ладоней бигудями-липучками.

Карандаши,

мозаика,

мозаика

шнуровка

прищепки

бигуди-липучки

4 неделя

«Лето»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

3. Учить аккуратно наклеивать детали, создавать красивую

композицию.

4. Развивать фантазию, чувство прекрасного, воспитывать любовь к природе.

1. Пальчиковая гимнастика «Лето».

2. Игра «Собери шишки для

Мишки».

3.«Цветная водичка» - игра с пипеткой на смешивание красок.

4. «Высаживание» семян арбуза в песок.

5. Самомассаж мячиками-«ежиками».

шишки

пипетки

краски

семена арбуза

мячики-«ежики»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»....

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». ...

План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мел...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников....

План по самообразованию на 2018 - 2019 год по теме: "Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры"

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Задачи самообразования: 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев ру...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников....