Консультация для педагогов «Деятельность воспитателя по подготовке детей к праздникам»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Полякова Галина Геннадьевна

                                                                                                                  

Праздники в детском саду – важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определённый итог педагогической работы.

Подготовка к праздникам проходит на разных занятиях, в разных видах художественной и творческой деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи, тексты песен, (тогда, как на муз. занятиях педагог, в основном, работает над музыкальным образом хореографической деятельности и  характером исполнения песенного материала). На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником.

Праздник – дело общее. Но для того, чтобы хорошо сделать любое дело, надо иметь единомышленников. В первую очередь, в лице воспитателей, желающих устраивать праздник, дарить детям радость.

Подготовку к любому утреннику необходимо распределить на несколько этапов, таких как:

  1. Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения определяется роль каждого воспитателя, его обязанности, выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника.

  2. Распределить стихи, т. к. воспитатель, знает, кто выступал на предыдущем празднике и кто лучше подойдет для чтения того или иного стихотворения. Стихи и роли раздаются детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки выразительного чтения.

  3. Продумать сюрпризный момент, героя (соответственно возрасту детей) который будет присутствовать на празднике, Заранее познакомить детей (через художественное слово, мультфильмы, иллюстрации и др.) с ним, чтобы дети имели представление о характере героя, из какой он сказки, что делал в том или ином сюжете.

  4. Подготовка атрибутов. Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Атрибуты, костюмы, декорации заранее подобрать, померить, отреставрировать. Они должны быть яркими, красочными. Можно сделать самим воспитателям, поручить их изготовление родителям или сделать совместно с детьми.

  5. Наравне с детьми воспитатель  должен хорошо знать весь ход праздника, все тексты стихотворений, песен, танцевальные движения, и кто конкретно из детей их исполняет,.

  6. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.

  7. Воспитатель проводит предварительную работу с родителями. Иногда на праздниках происходят непредвиденные ситуации. Родители в своем порыве забывают, что это не семейный праздник и не праздник, устроенный массовиками-затейниками, и идут через зал поправить своему ребенку костюм или прическу, или просто фотографировать детей. Во избежание этого, надо на каждом родительском собрании корректно, но строго напоминать им, что праздник – для детей и фотографировать надо со своего места или после праздника, отключать мобильные телефоны и, что абсолютно недопустимо, разговаривать по телефону во время утренника. Ведь дети готовились к этому мероприятию и считают себя почти артистами, поэтому надо научиться уважать своих детей.                    

   Воспитателю необходимо выполнять некоторые требования:

- Перед утренником в группе соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д.

- Быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

- Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

- Во время исполнения хороводов и игровых мометов выполнять движения вместе с ними.

- По окончании праздника нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала.

             Утренник должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями и длиться не более 40 – 45 минут в старшей и подготовительной группе и 25 – 30 минут в младших группах.

Праздничное оформление комнаты дети замечают не сразу, поэтому нужно специально привлечь их внимание, дать время осмотреться.

Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них ещё не устойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им всё время помогает, направляет, так как воспитатель является для детей абсолютным авторитетом, и что бы не происходило, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

За утренники в каждой группе детского сада отвечают воспитатели данной группы совместно с музыкальным руководителем. Деятельность воспитателя при подготовке и непосредственно на празднике очень разнообразна и ответственна. Роль каждого воспитателя, его обязанности, подключение всего коллектива педагогов определяются при обсуждении сценария.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Подготавливают атрибуты, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игр, танцев, сценок, чтении стихов, волнуются о том, как будут выглядеть сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми. Все вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем, но по необходимости.

Распределение номеров праздничной программы среди детей представляет наиболее тонкую и трудную задачу для педагогов: надо предложить каждому ребенку выступление по его силам. В этом случае более способные дети находятся в лучших условиях: им поручают наиболее ответственные номера и они успешно, конечно не без помощи педагогов и родителей, с ними справляются. Труднее обеспечить участие в празднике тех детей, которые еще не достигли необходимого уровня музыкального развития, не уверены в себе, застенчивы, не проявили каких-либо способностей, поэтому очень важно продумать участие в празднике каждого ребенка, который должен чувствовать себя равным среди равных в коллективе веселых и дружных сверстников, радоваться вместе со всеми. Такие дети тоже должны выступить, пусть с более легким, но интересным для них заданием – в игре, конкурсах, нетрудном групповом танце, чтении стихов. Главное, чтобы ребенок не почувствовал обидной снисходительности, недоверия к его возможностям.

Ведущий (А чаще всего это воспитатель) должен не только хорошо знать (а не читать) сценарий утренника, последовательность сменяющихся видов деятельности, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения, уметь «заполнять собой» возникшие паузы быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений). Ведущий – это душа праздника, это половина его успеха. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. Роль его очень ответственна и от него, в большей степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. А также, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее                 в соответствии с тематикой и написанным текстом в  сценарии  утренника

             Очень оживляет речь ведущего - уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: «Вы не видели, как наши малыши пляшут с платочками?»). Он не должен быть многословен, но говорить ему необходимо достаточно громко, отчетливо и выразительно. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно.Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы – утомляют ребят. А также, ведущему необходимо научиться организованно заканчивать праздник.

Вот некоторые проблемы, которые иногда возникают:

1.Утренники, как и любое другое событие, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на детей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой, неизвестной ранее, роли. Дети нуждаются в поддержке и со стороны педагогического коллектива и со стороны родителей.

2.Для того, чтобы у дошкольников не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет возникать ощущение того, что уже все было и это пройденный этап, а будет ощущение веселья и радости.

3.Чтобы не нарушить психологический контакт с ребенком, не надо выказывать своего недовольства, что опять предстоит морока с этой подготовкой к утреннику. Ребенок ведь так ждет праздника, он жаждет веселья, похвалы, он хочет показать свои способности, талант, достижения, и утренник - хороший повод для демонстрации своих успехов.

А также проблемой является:

1. Обувь и наряды детей.

2. Количество и качество стихов, исполняемых детьми на утренниках.

3. Культура поведения родителей на утренниках.

Праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. Мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Поэтому никогда не жалейте улыбок, ободряющих жестов и комплиментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitatelyam.docx65.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Деятельность воспитателя по подготовке детей к праздникам»

Праздники в детском саду – важная составная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определённый итог педагогической работы.

Подготовка к праздникам проходит на разных занятиях, в разных видах художественной и творческой деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, читают соответствующие рассказы, разучивают стихи, тексты песен, (тогда, как на муз. занятиях педагог, в основном, работает над музыкальным образом хореографической деятельности и  характером исполнения песенного материала). На музыкальных занятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником.

Праздник – дело общее. Но для того, чтобы хорошо сделать любое дело, надо иметь единомышленников. В первую очередь, в лице воспитателей, желающих устраивать праздник, дарить детям радость.

Подготовку к любому утреннику необходимо распределить на несколько этапов, таких как:

  1. Знакомство со сценарием и его обсуждение. В ходе обсуждения определяется роль каждого воспитателя, его обязанности, выбираются: ведущий, исполнители взрослых персонажей и дети на ведущие роли. В ходе обсуждения уточняются ключевые моменты праздника.

  2. Распределить стихи, т. к. воспитатель, знает, кто выступал на предыдущем празднике и кто лучше подойдет для чтения того или иного стихотворения. Стихи и роли раздаются детям на дом для совместного разучивания с родителями – воспитатель контролирует этот процесс, для последующей отработки выразительного чтения.

  3. Продумать сюрпризный момент, героя (соответственно возрасту детей) который будет присутствовать на празднике, Заранее познакомить детей (через художественное слово, мультфильмы, иллюстрации и др.) с ним, чтобы дети имели представление о характере героя, из какой он сказки, что делал в том или ином сюжете.

  4. Подготовка атрибутов. Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Атрибуты, костюмы, декорации заранее подобрать, померить, отреставрировать. Они должны быть яркими, красочными. Можно сделать самим воспитателям, поручить их изготовление родителям или сделать совместно с детьми.

  5. Наравне с детьми воспитатель  должен хорошо знать весь ход праздника, все тексты стихотворений, песен, танцевальные движения, и кто конкретно из детей их исполняет,.

  6. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.

  7. Воспитатель проводит предварительную работу с родителями. Иногда на праздниках происходят непредвиденные ситуации. Родители в своем порыве забывают, что это не семейный праздник и не праздник, устроенный массовиками-затейниками, и идут через зал поправить своему ребенку костюм или прическу, или просто фотографировать детей. Во избежание этого, надо на каждом родительском собрании корректно, но строго напоминать им, что праздник – для детей и фотографировать надо со своего места или после праздника, отключать мобильные телефоны и, что абсолютно недопустимо, разговаривать по телефону во время утренника. Ведь дети готовились к этому мероприятию и считают себя почти артистами, поэтому надо научиться уважать своих детей.

                        Воспитателю необходимо выполнять некоторые требования:

- Перед утренником в группе соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д.

- Быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

- Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

- Во время исполнения хороводов и игровых мометов выполнять движения вместе с ними.

- По окончании праздника нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала.

             Утренник должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями и длиться не более 40 – 45 минут в старшей и подготовительной группе и 25 – 30 минут в младших группах.

Праздничное оформление комнаты дети замечают не сразу, поэтому нужно специально привлечь их внимание, дать время осмотреться.

Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них ещё не устойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им всё время помогает, направляет, так как воспитатель является для детей абсолютным авторитетом, и что бы не происходило, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

За утренники в каждой группе детского сада отвечают воспитатели данной группы совместно с музыкальным руководителем. Деятельность воспитателя при подготовке и непосредственно на празднике очень разнообразна и ответственна. Роль каждого воспитателя, его обязанности, подключение всего коллектива педагогов определяются при обсуждении сценария.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Подготавливают атрибуты, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игр, танцев, сценок, чтении стихов, волнуются о том, как будут выглядеть сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми. Все вопросы обсуждаются с музыкальным руководителем, но по необходимости.

Распределение номеров праздничной программы среди детей представляет наиболее тонкую и трудную задачу для педагогов: надо предложить каждому ребенку выступление по его силам. В этом случае более способные дети находятся в лучших условиях: им поручают наиболее ответственные номера и они успешно, конечно не без помощи педагогов и родителей, с ними справляются. Труднее обеспечить участие в празднике тех детей, которые еще не достигли необходимого уровня музыкального развития, не уверены в себе, застенчивы, не проявили каких-либо способностей, поэтому очень важно продумать участие в празднике каждого ребенка, который должен чувствовать себя равным среди равных в коллективе веселых и дружных сверстников, радоваться вместе со всеми. Такие дети тоже должны выступить, пусть с более легким, но интересным для них заданием – в игре, конкурсах, нетрудном групповом танце, чтении стихов. Главное, чтобы ребенок не почувствовал обидной снисходительности, недоверия к его возможностям.

Ведущий (А чаще всего это воспитатель) должен не только хорошо знать (а не читать) сценарий утренника, последовательность сменяющихся видов деятельности, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения, уметь «заполнять собой» возникшие паузы быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений). Ведущий – это душа праздника, это половина его успеха. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. Роль его очень ответственна и от него, в большей степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.

Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. А также, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Ведущий не только сообщает какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее                 в соответствии с тематикой и написанным текстом в  сценарии  утренника

             Очень оживляет речь ведущего - уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, гостям (например: «Вы не видели, как наши малыши пляшут с платочками?»). Он не должен быть многословен, но говорить ему необходимо достаточно громко, отчетливо и выразительно. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно.Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы – утомляют ребят. А также, ведущему необходимо научиться организованно заканчивать праздник.

Вот некоторые проблемы, которые иногда возникают:

1.Утренники, как и любое другое событие, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на детей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой, неизвестной ранее, роли. Дети нуждаются в поддержке и со стороны педагогического коллектива и со стороны родителей.

2.Для того, чтобы у дошкольников не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию. Так у детей не будет возникать ощущение того, что уже все было и это пройденный этап, а будет ощущение веселья и радости.

3.Чтобы не нарушить психологический контакт с ребенком, не надо выказывать своего недовольства, что опять предстоит морока с этой подготовкой к утреннику. Ребенок ведь так ждет праздника, он жаждет веселья, похвалы, он хочет показать свои способности, талант, достижения, и утренник - хороший повод для демонстрации своих успехов.

А также проблемой является:

1. Обувь и наряды детей.

2. Количество и качество стихов, исполняемых детьми на утренниках.

3. Культура поведения родителей на утренниках.

Праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. Мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Поэтому никогда не жалейте улыбок, ободряющих жестов и комплиментов.

Октябрь 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ»

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музы...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ.

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музы...

Консультация для педагогов "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках."

Если воспитатель любит музыку, любит петь, то и дети его группы с большим интересом относятся к музыкальным занятиям....

Консультация для педагогов «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках»

Музыкальный руководитель и воспитатели должны вместе приобщать детей к музыке, выполняя каждый свои роли, как на занятиях, так и на праздниках....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя при подготовке детей к празднику».

Консультация  для воспитателей«Роль воспитателя при подготовке детей к празднику»....

Консультация для воспитателля:"Участие воспитателя в подготовке детей к утренникам, концертам, развлечениям"

Праздничный утренник является частью всей общевоспитательнрой работы, его проведение и закрепление впечатлений детми - всё это звенья одного единого педагогического процесса....