Картотека бесед с детьми
картотека (старшая группа)

Охотина (Слуцкая) Дарья Владимировна

Картотека бесед с детьми старшей группы в летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_letom.docx60.29 КБ

Предварительный просмотр:

« 1 июня – День защиты детей»

  • Как вы думаете какой сегодня праздник?
  • Как вы думаете что он означает и почему?
  • Как может выглядеть флаг этого праздника?

1 июня – День защиты детей, который празднуется во всем мире. Он совпадает с началом школьных каникул, призван обратить внимание людей на проблемы детей и защитить их от опасностей современного мира.

День защиты детей имеет свой флаг, признанный более, чем в 30 странах мира. Он представляет собой зеленый фон (цвет гармонии), на котором схематично изображен земной шар (общий дом) и 5 разноцветных человеческих фигурок (разные расы и их разнообразие).

День защиты детей обычно сопровождается концертными программами, выставками и познавательными мероприятиями, главными героями которых становятся дети.

День защиты детей ставит своей целью защитить интересы тех маленьких жителей нашей планеты, которые подвергаются разного рода опасностям и терпят лишения из-за ошибок взрослых. Причем происходит это абсолютно во всех странах мира: в Америке и других развитых странах дети страдают из-за несоответствующих их возрасту и потребностям телепередач и морального разложения, в Африке и остальных странах «третьего мира» – из-за голода, отсутствия образования и подверженности огромному количеству болезней. Цель Дня защиты детей – обратить внимание общественности на эти проблемы и защитить детей от ошибок взрослых, а также посодействовать духовному и физическому развитию подрастающего поколения во всем мире.

Дети – это самое ценное, что у нас есть, поэтому необходимо заботиться о них и делать их жизнь как можно лучше. Ведь детская улыбка и счастливые глаза малышей – наверное, самое большое богатство в мире.

«Здравствуй, лето!»

  • Чем  характеризуется этот  период года?
  • Какие изменения происходят в этот период года?
  • Какие летние месяца вы знаете?

Лето – это самое теплое время года. Солнце светит ярко и хорошо согревает землю своими лучами. Дни в этот период самые длинные, а ночи самые короткие. Кроме света и тепла, лето приносит с собой грозовые дожди, радугу. С изменениями в неживой природе тесно связаны и изменения в живой природе.

Каждый летний месяц, как и остальные месяцы года, имеет свое название в народном календаре. Он имеет свой характер, который проявляется в изменениях живой и неживой природы и выражается в названии месяца. Большинство народных названий месяцев очень метки и точны. Июнь. Первый летний месяц. Получил название разноцвет, потому что в июне цветут луговые и полевые растения.

Июль. Самый жаркий месяц лета. Его старинное название – липец, так как в это время цветет липа. Август. Последний месяц лета. Поворот на осень- в народе называли зарничником. В этом месяце частыми становятся яркие холодные зори.

«Опасные ситуации: контакты на улице с незнакомыми людьми»

  • О  чём мы с вами должны помнить, если нет рядом взрослого?
  •  Куда вы пойдёте, если заблудитесь на улице?
  • Как вы думаете «чужие» - это кто?

Прежде всего, если с вами нет взрослого необходимо, помнить: свое имя, фамилию, адрес и имена своих родных.

Когда вы вдруг заблудились необходимо зайти в ближайший магазин, аптеку, пункт охраны порядка и объяснить людям, что ты потерялся. Они помогут тебе вернуться домой или встретиться с друзьями.

Лучше всего постараться не отставать и не теряться, для этого необходимо не отвлекаться, стараться быть рядом со взрослыми.

Мы знаем много сказок и разных историй, почти в каждой из них есть персонажи, которые выглядят очень добрыми, готовыми прийти на помощь. А иные люди могут замышлять недоброе. Такие герои могут встретиться в жизни. Поэтому с незнакомыми людьми надо быть осторожными. Не всегда незнакомые люди бывают дружелюбны к нам. Они могут замышлять что-то недоброе.

Запомните!

  • Не оставайтесь одни на улице, особенно с наступлением темноты. С просьбами и вопросами лучше обращаться к милиционеру!
  • Не уходите с незнакомыми людьми, что бы они тебе не говорили!
  • Не ходите в одиночку мимо леса, парка, стадиона, стройки, по пустынным местам!
  • Опасно входить в подъезд, в лифт с незнакомыми людьми!
  • Если тебя пытаются увести силой, сопротивляйся, вырывайся, кричи: - Я вас не знаю, отпустите меня! Это не мои родители! Помогите!
  • Для спасения хороши все средства! Если тебе удалось вырваться – беги к людям!

Государственный дом-музей П. И. Чайковского

  • Как зовут самого знаменитого композитора нашего города?
  • Какие вы знаете произведения композитора?
  • Что представляет собой памятник П. И. Чайковскому?

Дом- музей является одним из старейших музеев России, и был открыт после смерти композитора. В нем сохранилась библиотека Петра Чайковского, его архив и личные вещи. Музыкальный музей содержит много вещей из окружения композитора, а также вещи его отца.

Территория этого исторического памятника оснащена парком, флигелем с экспозицией, которая посвящена его лучшему ученику Сергею Танееву. В музее находится концертный зал, аудио зал и два выставочных зала. Особое место в музее отводится роялю. Именно здесь и были созданы многие его произведения, такие как: «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Иоланта» и другие. После Великой Отечественной войны усадьба сильно пострадала, но, к счастью, реставрационные работы помогли вернуть усадьбе первоначальный облик. В здании музея-усадьбы в настоящее время располагается и филармония.

Памятник Петру Ильичу Чайковскому представляет композицию, которая состоит из лавочки и сидящего на ней композитора и расположена на гранитном постаменте. Композитор облачен в длинный пиджак. В правой руке он держит небольшую шляпу.

Рядом с композитором располагается трость. Этот памятник популярен у путешественников, которые прибывают в Клин. Они присаживаются рядом с композитором на лавочку и делают памятные снимки. Во все времена года поклонники его творчества приносят сюда цветы.

Клинское подворье

  • Что же это за музей Клинское подворье?
  • Производством  чего занимается музей?
  • Что такое дрот?

Музей елочной игрушки состоит из 12  залов, которые расскажут Вам о зарождении и развитии стекольного промысла на Клинской земле. Одни из первых отечетвенных мастерских по производству стеклянных елочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда. На этом фабрике изготавливали лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек.

Крестьяне окрестных деревень, работавшие на этом заводе, овладев навыками ремесла, совместно с женами, со временем начали создавать самостоятельные мастерские по производству так называемых камушных изделий – «дутых» бус, серег, пуговиц и других мелких вещей.

В стеклодувном цехе, происходит «рождение» стеклянной игрушки. Мастерица, вращая двумя руками стеклянную трубку – дрот, разогревает ее в пламени газовой горелки  до тех пор, пока стекло  не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке - усик. Происходит чудесное превращение стеклянной заготовки в шар, колокольчик, сердечко!

           В цеху росписи, художницы рисуют добрые улыбки Дедушкам Морозам, «укладывают» снег на крыши сказочных домиков, присыпают их «золотом» и  «серебром».

Торговые ряды и Почтовый двор

  • Что такое торговые ряды?
  • Что мы знаем о Клинских торговых рядах?

Известный клинский рынок был выстроен в конце XIX века из красного кирпича. В те давние времена город находился на пересечении торговых рядов, и здесь можно было найти мясные продукты, бакалею, хлебобулочные изделия, рыбу и многое другое. Тогда рынок занимали деревянные постройки, которые впоследствии пожара были уничтожены.

Сейчас эти ряды напоминают чередующиеся друг за другом теремки с башенками, на которых установлены флюгеры. Представляют большую значимость для города.

  • Почтовый двор что это?

Это здание было возведено еще в конце XVIII века в классическом стиле. Двухэтажный дом стоит на склоне, поэтому со стороны кажется, что он занимает все три этажа. Выглядит богато и эффектно. Здесь всегда находилась почта. В послевоенные годы здание было расширено, а парадный вход перенесли со стороны улицы.

Фонтан «Девочка Грибница»

  • Какой самый знаменитый фонтан нашего города ты знаешь?
  • Опиши фонтан?
  • Как вы думаете почему он так называется?

Первоначально это был не фонтан, а статуя, находившаяся в усадьбе Золино. Автор и скульптор- Федор Каменский. Отлитая в восемнадцатом веке из металла статуя, много лет пролежала на дне пруда, была найдена и впоследствии установлена городской площади. Струи фонтана специально направлены на фигуру, капли воды попадают на ее платье, поэтому-то она и выжимает его.

Как гласит «семейное предание», поведанное в одной краеведческой книжке, история «Грибницы» произошла летом. Как-то раз одна местная деревенская девочка пошла по грибы в лес. Увлёкшись сбором грибов, она не заметила как подошла туча и разразилась страшная гроза. Девочка едва успела спрятаться под разлапистой елью. У владельца имения был старший сын. После грозы мальчик пошёл прогуляться по лесу вместе с охотничьей собакой. В лесу они и повстречали девочку-грибницу, стоявшую рядом с полным лукошком грибов и выжимавшую подол, промокший уже не столько от дождя, сколько от мокрой травы. Мальчик-охотник проводил девочку-грибницу в господский дом, где её напоили горячим чаем, а затем, пообсохшую, отпустили в родную деревню.

В это время, как гласит легенда, у Чернядева гостил известный скульптор Фёдор Каменский. Возможно, промышленника и скульптора объединял интерес к археологии, которой оба увлекались. История с девочкой-грибницей так умилила их, что хозяин попросил Каменского запечатлеть в скульптуре эту историю.

«Что такое сказка?»

  • Какие сказки вы любите больше всего?
  • А какие сказки вам читали или читают ваши родители?
  • Как вы думаете что такое сказка?
  • А почему сказки называют народными? 

Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

Народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.

В сказках, как известно, случается всякое: бедные сироты выходят замуж за принцев, печи становятся транспортным средством, звери, птицы и даже рыбы разговаривают, а неповоротливые черепахи обгоняют быстрых зайцев.

В сказочных легендах — описание традиций и быта разных стран, история религий и культур, а также характерные особенности каждого народа.

Пусть они немного похожи, но каждая из них уникальна. Наполненные верованиями и колоритом своего народа, сказки приобретают некую неповторимость. В этом легко убедиться во время знакомства с ними: пронизанными тонкой самоиронией и верой в добро русскими сказками, таинственными и немного страшными сказками европейских народов, поражающими хитросплетениями сюжета восточными сказаниями, полными любовью к природе сказками Австралии и Океании, волшебными историями других экзотических народностей.

Как придумать маленькую сказку?

  • Можно ли самим придумать сказку?
  • Что необходимо для придумывания сказки?

          Шаг 1. Выбрать главного героя. Можно придумать ему имя, наделить индивидуальными чертами характера или внешности.

Шаг 2. Определиться с местом действия. Если главный герой – домашнее животное, то и проживать он должен на скотном дворе или в доме. Лесной зверь обитает в лесу, имеет свою нору (берлогу). Можно вкратце описать его будни.

Шаг 3. Происходит конфликт или разворачивается определенная ситуация. Герой во время кульминации сказки попадает в непривычные условия. Он может встретиться с другим персонажем, отправиться в путешествие или гости, найти что-либо необычное на своем пути. Именно здесь, в непривычной ситуации, проявляются ярче черты характера героя сказки. Он может измениться к лучшему, если был злым. Или придти на помощь, если изначально был положительным героем.

Шаг 4. Завершение сказки – подведение итогов. Герой возвращается в привычное состояние, но уже другим. Если был конфликт, персонаж осознал, помирился, подружился с другими животными. Если ездил в путешествие, узнал правила движения, побывал в разных странах, привез подарки для друзей. Если происходило волшебство, то стоит описать, как оно повлияло на героя или окружающий мир.

«Эти мудрые русские сказки»

  • Ребята вы любите сказки?
  • Что такое сказка? 
  • Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?
  • А что будет, если у народа не будет сказок?
  • Почему сказку можно назвать воспитательницей?

Сказка это то что сочинят люди, чтобы рассказывать их своим детям, сказки учат различать добро и зло. Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить различать добро и зло. Недаром в сказках почти всегда зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро в ответ рождает добро.

Если у народа не будет сказок, то люди будут злыми, не смогут передать своим детям то, что могут сами. Жизнь людей потускнеет, не смогут люди предостеречь детей от ошибок, показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.

Сказка нас учит, как правильно поступать в разных ситуациях.

Чему учит р. н. сказка «Гуси- лебеди» (добру), а ему сказка «Хаврошечка»(трудолюбию)

Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку. И добро твое умножится и вернется к тебе.

Писатель и поэт А. С. Пушкин

  • А кто знает и сможет назвать сказки А. С. Пушкина?
  • Что можно рассказать о писателе А. С. Пушкине?

Родился поэт много лет назад, 26 мая на одной из улочек Москвы в дворянской семье, рос он очень упрямым, рассеянным, задумчивым мальчиком, был диковат, грыз даже ногти и был непохож на других детей.

Маленький Саша очень рано стал писать, когда ему было 8 лет сочинил на французском языке маленькие комедии, а в 9 лет писал басни, пьесы и даже сказочную поэму.

Его бабушка и няня Арина Родионовна, сыграли в его жизни огромную роль. Читать и писать по-русски научила бабушка, а вечерами они рассказывали волшебные сказки. Любимая няня брала в руки вязание и начинала рассказывать сказки, которых она знала очень много. Её сказки запали в душу. И когда Пушкин вырос, стал взрослым пересказал эти сказки в стихах.

На сказках Пушкина выросли наши бабушки, мы и еще вырастут многие поколения. Когда читаем его сказки мы попадаем в Древнюю Русь с её рубленными избами, боярскими палатами, высокими теремами и маковками церквей. Он давно умер, прожил недолго но написал много сказок, стихов, поэм, романов в стихах. Нет такого человека, который не знал бы Пушкина. Его сказки в стихах это волшебные истории очень добрые и поучительные.

Ещё при жизни его признали величайшим национальным поэтом. День рождение А. С. Пушкина отмечает вся наша страна каждый год.

«Жалобная книга природы»

  • Что такое жалобная книга или
  • На что может жаловаться природа?
  • Чем мы можем помочь природе?

Все в окружающем мире взаимосвязано и взаимозависимо. Ядовитый мухомор – лекарство для животных, комары – незаменимый корм для рыб, волки – санитары леса…

«Жалобная книга природы» рассказывает о том, какие есть нарушения в природе, о том, что некоторые люди жестоко поступают по отношению к ней, вредят ей и, пользуясь ее дарами, не заботятся о ней. «Жалобная книга природы» - тревожный рассказ о том, как порой трудно живется цветам, деревьям, птицам, рыбам.

Лес – это краса нашей Земли. Он даёт нам кислород, древесину. В нём живут птицы и различные животные. Леса охраняются законом, но некоторые люди вырубают их необдуманно. Много срубленных деревьев пропадает зря. Не всегда вместо вырубленных деревьев сажаются новые. Из-за этого лесов остаётся всё меньше и меньше.

Побывав в лесу, люди иногда оставляют костры зажжёнными. Из-за этого часто случаются пожары. Целые лесные массивы сгорают от неосторожности людей. Погибают миллионы растений. Среди них очень много редких, нигде больше не встречающихся. Когда сгорает лес, то животным приходится уходить. Из-за этих вечных переходов животные иногда погибают, если им, конечно, удаётся выбраться из огня.

Помощь лесу:
- Не бросать мусор!
- Не разжигать костров!
- Не рубить и не ломать деревьев! 
- Не обижать и прикармливать животных!
- Беречь то, что у нас есть!

«Умеешь ли ты обращаться с животными?»

  • Ребята, вы любите животных?
  • Какие домашние животные живут у вас дома
  • Как выдумаете, почему на улице живут бездомные кошки и собаки?
  • Как же можно помочь бездомным кошкам и собакам?

Животных надо любить. Не обижать, не мучить, кормить их, лечить и т.д., но при этом надо помнить, что домашние животные могут быть опасны.

Запомните правила.

- Никогда не убегай от собаки: она может принять тебя за дичь и поохотиться.

- Если хочешь погладить собаку, спроси разрешения у хозяина. Гладь ее осторожно, не делай резких движений.

- Не корми чужих собак и не трогай их во время еды и во время сна.

- Не подходи к собаке, сидящей на привязи.

- Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет.

- Кошки тоже могут быть опасны. Они могут вас сильно поцарапать и искусать.

Надо помнить, что и от кошек, и от собак людям передаются болезни — лишай, чесотка, бешенство.

Бешенство — очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животного. От нее можно даже умереть.

- После того как ты погладил собаку или кошку, обязательно вымой руки с мылом.

- Если тебя укусила собака или кошка, сразу же расскажи об этом родителям, чтобы они немедленно отвели тебя к врачу.

К сожалению, бездомными кошки и собаки чаще всего оказываются по вине их владельцев. Сначала люди берут в дом животное, а когда оно им надоедает, выгоняют на улицу. Никогда так не делайте, ребята!

Их можно кормить, но только в определенном месте. Запомните: близко подходить к ним во время еды нельзя. Они могут подумать, что вы хотите отобрать еду, и укусят вас. Нельзя брать бездомных кошек и собак на руки.

«Правила поведения в лесу»

(беседа проходит в виде диалога)

  • Ребята, если мы пойдем в лес и найдем там ядовитые грибы, что мы будем с ними делать? Для чего они нужны?

Грибы служат для зверей – лекарством и пищей, грибы украшают лес.

  • Почему не надо срывать цветы на полянке? Для чего они нужны?

К цветку прилетают бабочки, пчёлы, шмели, они питаются нектаром и опыляют растения. После цветения появятся семена, попадут в землю и из них вырастут новые цветы.

  • Для чего нужны муравьи в лесу? Почему муравья называют санитаром леса?

За летний сезон обитатели муравейника освобождают лес от пяти миллионов вредных насекомых. Конечно, уничтожением вредителей занимаются и птицы, но муравьи более плодотворно справляются с этой задачей. Муравьи являются распространителями семян многих растений. Собирая их и перетаскивая домой, по дороге он теряет часть. Так растения размножаются на всей лесной территории. Как и пчёлы, муравьи являются опылителями для цветов, поедая сладкий нектар. Строя свои подземные дома и прокладывая многочисленные ходы для своего передвижения, они способствую рыхлению почвы.

Муравьи, поселившиеся в отмершей древесине, ускоряют её разложение, таким образом освобождая лес от больных экземпляров., Муравьи полезные насекомые для певчих птиц. Они принимают их внутрь и наружно. Муравьиный душ помогает птицам избавиться от паразитов. Купаясь в муравейниках, птицы засовывают насекомых под крылья, давят их о перья.

  • Можно ли в лесу ходить и бегать по траве?

В траве живут много насекомых. Мы можем их раздавить. А некоторые птицы делают гнёзда на земле в высокой траве, мы можем наступить на гнездо.

  • Для чего нужны в лесу бабочки, жуки, стрекозы, шмели? Насекомые опыляют цветы, украшают природу; насекомые – корм для птиц, лягушек, жаб, ежей.

  • Почему нельзя,  рвать паутину?

Пауки полезные насекомые, они едят тлей, комаров, мух

Исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья. Разбегутся звери. Лес будет скучным, унылым и не красивым. А лес добрый. Он дарит нам грибы, ягоды, лекарственные травы, орехи и много-много всего другого. Учитесь слушать лес, видеть его чудеса. И будьте добрыми ко всему тому, что в нём живёт – растёт.

«Главный человек в лесу»- о труде лесника

  • Какие деревья растут в лесу?
  • А какие лесные животные и птицы обитают здесь?
  • Как вы думаете, нужен ли человеку лес?
  • Может ли лес обойтись без человека? 
  • Кто же тогда помогает лесу?
  • Какими качествами должен обладать лесник?

Лес – это деревья, кустарники, травы, цветы. В нем, как в многоэтажном доме, живет много жильцов – зверей, птиц, насекомых. Все они приспособлены к жизни в лесу и очень нужны друг другу. Жизнь в лесу полна трудностей: лютые морозы, долгие затяжные дожди или засуха, браконьеры.

Лес кормит человека: он собирает в лесу ягоды, грибы, орехи. Человек гуляет в лесу, слушает пение птиц, наслаждается тишиной, ароматами и красотой леса. И от этого становится лучше, добрей.

Лес не может обойтись без человека т.к. зверям и птицам не всегда хватает корма, в лесу бывают пожары. Почти всегда виновником пожара является человек: не затушил костер, намусорил. В огне погибают деревья, травы, насекомые, звери, сгорают гнезда птиц. Но еще страшнее, когда огонь перекидывается на поселки, деревни.

Самые важные для леса люди – лесники. Зимой, когда мало корма, лесник подкармливает зверей и птиц. Благодаря его заботе, животные могут перезимовать.

Лесник следит за порядком в лесу, охраняет его от вырубки, пожаров, очищает от старых деревьев, принимает участие в посадке молодых; охраняет обитателей леса от злых людей – браконьеров.

Лесник должен много знать, уметь быть сильным, ловким, выносливым, смелым.

«Правила поведения в лесу»

  • В лесу нельзя рвать цветы охапками.

Сорванный цветок быстро гибнет и не дает семян. Не будет семян, не будет цветущих растений.

  • В лесу ходим осторожно.

В траве много маленьких животных. Они очень незаметны и их можно раздавить.

  • В лесу нельзя шуметь.

Крики пугают лесных жителей, и они покидают свои дома.

  • Не лови бабочек.

Они украшают природу и опыляют растения.

  • Не трогай не съедобные грибы.

Животные лечатся ими.

  • Не трогай птичьи  гнезда.

Можно испугать птицу, и она может бросить гнездо.

  • Нельзя ловить животных.

Это дикие животные, им будет плохо в квартире, рядом с человеком их родной дом лес.

  • Нельзя разжигать костры.

Может случиться пожар.

  • Не разрушай муравейники.

Муравьи санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым, которые губят лес.

  • Нельзя оставлять мусор.

Лес – это дом животных, и в нем должно быть чисто.

   

«Животные летом»

(насекомые)

  • По каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых?
  • Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?
  • Чем питаются насекомые?
  • Где же живут насекомые?

У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко. На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья. С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться. Питаются насекомые цветочным нектаром и листьями. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами. мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй.

Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают.

Насекомые живут в траве, на деревьях, в цветах, в водоёмах.

«Опасные насекомые- клещ!»

  • Кто такие клещи?
  • Чем может быть опасен клещ?
  • Где клещи живут?

Излюбленными местами охоты клещей являются хвойные леса, а также влажные места: овраги, обочины дорог. Активизируются клещи перед дождем в пасмурную погоду, а в ясный день они опаснее утром и вечером. Летом самой благоприятной для них температурой будет 20° тепла.

Клещи, перезимовавшие в опавших листьях и хвое, а также щелях в самой почве, выходя на охоту, поднимаются на растения и невысокие ветки деревьев и кустов и, приняв удобную позу, зацепляются за проходящих мимо животных и людей.

Опасность «подцепить» клеща подстерегает нас не только на природе. Принести насекомое в дом может собака или кошка, которая гуляет по улице, он может быть и в букетике полевых цветов. Также клещи живут на мышах и крысах, обитающих даже в самых цивилизованных городах.

Попав на открытый участок тела человека, клещ присасывается, что происходит абсолютно безболезненно из-за впрыскиваемого под кожу анестезирующего вещества, и может стать причиной весьма серьезных и трудноизлечимых заболеваний.

Особенно опасен клещ тем, что его очень трудно заметить из-за микроскопических размеров голодного насекомого, такой клещ размером не больше макового зернышка. Сам клещ – это крошечное существо буро-коричневого оттенка, а личинка и вовсе трудно различима невооруженным глазом.

Обнаружив на себе или своем близком присосавшегося паразита, лучше всего сразу же обратиться к врачу.

Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья

  • Зачем мы занимаемся физкультурой?
  • Какие физкультурные занятия нравятся вам больше всего?
  • Что такое физкультура и что такое спорт?

Занятия физкультурой укрепляют здоровье; человек меньше болеет, становится бодрым, энергичным, стройным, подтянутым. В детском саду мы выполняем следующие виды физических нагрузок: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные досуги, спортивные праздники, конкурсы, спартакиады.

Спорт – составная часть физической культуры. Если физкультура – это сфера деятельности, направленная на укрепление и сохранение здоровья. Это подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультурные занятия. То спорт – это соревновательная деятельность и подготовка к ней. В процессе соревнования выявляются лучшие спортсмены, которые добились результатов в своем виде спорта, их награждают медалями. Существуют разные виды спорта.

Каждый спортсмен ежедневно тренируется, чтобы добиться наивысших результатов. Спортом можно и нужно заниматься с детства. Занимаясь спортом, ты становишься сильным, ловким, целеустремленным и укрепляешь свое здоровье.

Знакомимся со своим организмом.

  • Как можно всех нас назвать одним словом?
  • Благодаря каким органам мы живем, дышим, двигаемся, думаем?
  • Нужно ли человеку знать о том, как устроен его организм? Зачем ему это знание?

Все люди разные – женщины и мужчины, девочки и мальчики, дети и взрослые. Но внутри мы все одинаковые  благодаря органам мы живем, дышим, двигаемся, думаем. В организме самый главный орган- это сердце. Его еще называют мотором организма. Размер своего сердца можно определить с помощью сжатия кулака и находится  оно примерное с левой стороны, биение сердца можно почувствовать. Если попрыгать, а потом еще раз послушать, как бьется сердце можно заметить что после физической нагрузки сердце бьется сильнее, быстрее. Благодаря легким мы дышим. Их тоже можно почувствовать прикладывая ладони к груди и делая глубокие вдох и выдох; легкие расширяются и сжимаются. Наш желудок  переваривает всю пищу, которую мы едим. Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. В желудке вырабатывается специальная жидкость – желудочный сок, который пропитывает пищу, попадающую в желудок, и растворяет её. Пища, съеденная нами, быстро переварится и  превратится в прозрачный раствор, который впитывает  в себя кровь и разносит  по всему организму. Далее все, что не переварилось в желудке проходит в длинный извилистый кишечник и выходит наружу.

Знания об организме помогают человеку заботиться о своем здоровье. Если с детства мы будут заботиться о своем здоровье, то обязательно вырастут крепкими, сильными и смогут заниматься любимым делом

«Сохраним свое здоровье»

(закаливание с помощью воды)

  • Расскажите, как проходит ваше утро?
  • Какие закаливающие процедуры можно проводить?

Умывание прохладной водой, полоскание горла водой комнатной температуры закаливают ваш организм. Закаливающие процедуры могут быть разными. Можно обтираться специальной махровой рукавичкой. Для этого в таз наливают прохладную воду, растворяют в ней щепотку морской соли и, смочив рукавицу в воде, обтирают плечи, руки, ноги, шею и грудь. Это очень полезная процедура — совершается кровообращение. Вы сразу чувствуете себя бодрым и веселым. После обтирания нужно насухо растереть кожу махровым полотенцем.

У закаливания есть два важных правила:

  • правило первое - постепенность,
  • правило второе — постоянство.

Начинать водные процедуры надо с температуры примерно 28—30 градусов и постепенно снижать ее каждые два-три дня на 1 градус, доведя, в конце концов, до температуры 15—18 градусов. В этом и заключается постепенность закалки.

А постоянство означает, что делать водные процедуры нужно каждый день, без пропусков. Для этого нужна, нема лая сила воли! Выходит, водные процедуры закаляют не только организм, но и волю человека!

Одна из замечательных закаливающих процедур — мытье ног прохладной водой. Особенно приятно и полезно мыть ноги на ночь — во-первых, смоете с них пот и грязь, а во- вторых — будете крепче спать. Ведь мытье ног на ночь благоприятно действует на сон!

«Если хочешь быть здоров- закаляйся»

  • Кто знает, что такое закаливание? 
  • Как можно закаляться?  

  

Закаливание - это активный процесс повышения устойчивости организма человека к холоду; это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура. Закаливаются с целью тренировки всех защитных механизмов организма. При закаливании повышается неспецифический иммунитет.

Закалятся можно с помощью: солнца, воздуха и воды. Формы закаливания могут быть различными: ванны - солнечные, воздушные, световоздушные; они могут быть общими и местными. Вода используется в форме влажных укутываний, обтираний, обмываний, обливаний, ванн, душей, купаний. Эффективными формами закаливания являются хождение босиком, особенно после дождей и по росе, а также банная процедура.

- систематическое и последовательное проведение закаливающих процедур (ежедневно и без перерывов);

- постепенное увеличение интенсивности закаливающих процедур;

- проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;

- учет индивидуальных особенностей ребенка, недопустимость проведения процедур при отрицательном эмоциональном отношении к ним ребенка;

- возобновление закаливающих процедур после перерывов следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале закаливания, но с более быстрым их нарастанием.

«Сам себе массажист»

  • Что такое самомассаж?
  • Для чего он необходим?
  • Важные правила при выполнении самомассажа?

Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Игровой самомассаж, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний.

При проведении самомассажа рекомендуется не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от кистей рук к плечу и т. д. Приемы самомассажа проводят в последовательности: поглаживание, растирание, разминание, вибрация (потряхивание) и поглаживание. Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи, ежедневно или в виде динамической паузы в процессе образовательной деятельности.

Можно выполнять:

- массаж спины

- оздоровительный самомассаж всего тела.

- самомассаж лица

- самомассаж пальцев рук

- массаж ушных раковин

- самомассаж ног

- самомассаж тела

- самомассаж глаз

«В царстве цветов»

(комнатные растения)

  • У вас дома есть комнатные растения?
  • Как за ними необходимо ухаживать?
  • Какие комнатные цветы вы знаете?

Комнатными называются растения, которые человек выращивает дома, заботится о них, а растения приносят человеку пользу. Комнатные растения, активно забирают всё вредное, еще выделяют кислород и благоприятно воздействуют на человека.

Поглощая вредные загрязнители растения, способствуют оздоровлению окружающей среды. Было также отмечено, что одна группа растений благоприятно воздействует на состояние здоровья, а другие вызывают отрицательные действия. Третья группа растений используется как лекарственная.

Комнатные растения живые. Они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьютрастут. Поэтому за растениями надо ухаживать: для роста нужен свет, вода, воздух, тепло. Так же их необходимо поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли, мыть, обрывать сухие листья.

Есть растения лекари, их называют домашним доктором. Это растение алоэ, и каланхоэ. Они лечат простуду, больное горлышко и насморк. Понюхав цветы герани, перестанет болеть голова.

Плющ- ползучие кустарники, цепляющиеся своими придаточными корнями за стены, стволы деревьев. Плющ любит тенистые места и невысокую температуру. Плющ считается лекарственным растением.

Хлорофитум- является одним из наиболее распространенных неприхотливых комнатных растений. Он быстро растет, а весной и летом на тонких стеблях появляются сначала мелкие белые цветы, а потом крошечные розетки листьев. Растение это неприхотливое, хотя летом требует обильного полива. Хлорофитум считается одним из наиболее эффективных очистителей воздуха в комнате.

«Как вести себя в жару на участке?»

(беседа проводится с использованием сюжетных картин)

  • Что изображено на картине?
  • Кто из девочек поступил правильно? Почему?
  • А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?
  • Что нужно делать теперь?
  • А как мы ведём себя на улице в жару?
  • Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?

Правила поведения на проулке в летний период:

- На прогулке летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпу, косынку, кепку, панаму)!

-В жару пей больше жидкости – воды, морсов или соков!

- Нельзя находится долго на солнце! Играть лучше в тени!

- В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.

- Не бегай босиком в жару по асфальту.

- Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепёке: не доводи то того, чтобы тело было мокрым от пота.

- Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своём самочувствии.

- Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело.

Если замечаешь такое, пригласи их в тенёк и скажи об этом воспитателю.

«В царстве цветов»

(полевые и луговые цветы)

  • Для чего нужны цветы?
  • Чем отличаются комнатные и садовые  цветы от полевых?

Цветы всегда были любимы людьми. Даря их друг другу, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов.

        Садовые и комнатные цветы высаживают и растят специально, а полевые растут сами, их никто не сажает. За комнатными и садовыми ухаживает человек, а полевые растут сами и сами выживают в непогоду.

«Беседа о театре»

  • Что такое театр?
  • Какие бывают театры?
  • Самые необычные театры?

Слово «театр» - греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище.

Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актёры пользовались в Греции большим почётом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством слова.

Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр – особое искусство. Есть театры разные.

Есть театр оперы и балета, где в спектакле главное – музыка. В опере (музыкально – драматическом спектакле), например, оперные артисты не говорят, а поют арии. Голоса у певцов в опере очень красивые, чистые. Но кроме голоса оперному артисту нужны ещё и актёрские способности – ведь это не просто концерт, а целый спектакль со своим сюжетом. В опере важно не только то, что поёт певец, но и то, как он это делает, какие чувства передаёт зрителям.

  Оперетта – весёлый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами, остроумными диалогами.

Балетное искусство – такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Слово «балет» происходит от латинского «танцевать».

А в драматическом театре главное средство – слово. Не случайно драматический театр называют иногда разговорным. Драматические спектакли бывают разные – комедия, трагедия, мелодрама. Комедия – спектакль весёлый, трагедия – серьёзный и печальный. Мелодрама – пьеса, в которой происходят события грустные, но заканчивается всё хорошо – добрые герои становятся счастливыми, а злые – получают по заслугам.

Театр зверей. Там выступают звери. Роли в спектакле исполняют кошки, собаки, мыши или даже слоны. Есть ещё один театр – кукольный.

Сцена – главная часть театрального здания, площадка для игры актёров.

Оркестр – группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Оркестры разделяются на симфонические, оперные, эстрадные, военные, духовые, оркестры народных инструментов. Дирижёр необходим для того, чтобы оркестранты играли стройно, в нужном темпе и ритме, как единый ансамбль. Иногда во время спектакля на сцене поют птички, шумит ветер. Это не оркестр, а работа звукооператора. Он включал запись – фонограмму.

В театре у спектаклей есть световая и звуковая партитуры: когда звучать оркестру, когда включать фонограмму.

В театре есть свои правила, например, если спектакль хороший, то зрители хлопают актёрам. А если зрители хотят увидеть спектакль ещё раз, они хлопают и кричат «Бис!», «Браво!»

В театре нельзя шуметь, особенно во время представления. Аплодировать можно после спектакля или в начале, если понравилось оформление сцены. Если в спектакле занят известный артист, его приветствуют аплодисментами, можно похлопать и после окончания действия.

Беседа- обсуждение

«В театре» Агния Барто

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала.

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы,

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится по сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то.

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет,—

Ребятам я сказала.

Правильно ли себя вели девочки в балете? (обсуждение)

Все вокруг спокойно разговаривают. Никто не кричит, не бегает, пальцем друг на друга не показывает. Ребята, давайте вспомним, как нужно себя вести во время спектакля. Я буду называть действия, а вы отвечайте: «Да!» или «Нет!».

-Во время представления можно вставать?

-Ходить?

- Разговаривать друг с другом?

-Аплодировать?

-Меняться местами?

-Огорчаться?

-Жевать еду и шелестеть конфетными обёртками?

Беседа «Чудо по имени кино»

  • Где появился первый театр теней?
  • Что такое кадр?
  • Что такое «немое кино»?
  • Что такое афиша?

Дедушка кино появился еще очень-очень давно. Люди издавна заметили, что любой предмет отбрасывает тень, а если двигать предмет, то за ним движется и его тень. В Древней Греции стали наблюдать за движущимися тенями – так появился театр теней, в котором с помощью теней от кукол показывали различные представления.

Позднее люди научились рисовать предметы в различных движениях. А если быстро просматривать такие рисунки – кажется, что предмет движется и картинки «оживают».

Предметы можно не только рисовать, но и фотографировать.

Это – кинокамера. Кинокамера несколько раз в секунду фотографирует все, что находится перед ней. Это происходит очень быстро. Человек, который управляет кинокамерой называется оператором. Получается, что оператор снимает кино на специальную пленку.

Каждая маленькая фотография – это кадр. Много кадров подряд записываются на кинопленку. Это прозрачная гибкая пленка из специального материала. Пленка в кинокамере наматывается на кассету.

Кассеты с отснятой кинопленкой вставляют в специальный аппарат – кинопроектор. В нем специальная лампочка освещает пленку. Свет проходит сквозь пленку и попадает на белое полотно – экран.

Кинопроектор ставят в кинотеатре за креслами зрителей, ближе к потолку. На экране видно то, что снято на кинопленку.

Первое в мире устройство для показа кино называлось кинематограф. Его сделали французы – братья Люмьер. Они организовали первый платный показ фильма «Прибытие поезда на вокзал».

Сначала фильмы были черно-белыми и без звука. Их называли «немое кино». На отдельных кадрах были написаны пояснения к фильму. Чтобы снять кино, нужно иметь сценарий – рассказ, о чем будет фильм. Нужны актеры – люди, которые будут изображать героев рассказа. Нужен режиссер – руководитель съемок. Он решает где и как будут снимать фильм, каких актеров выбрать.

Разные предметы, которые находятся вокруг актеров, называются реквизитом. Его тоже нужно правильно выбрать. Например, в фильме про пиратов оружие должно быть старинное, а графиня не может звонить из кареты по мобильному телефону, потому что их тогда еще не существовало.

Сложные движения – трюки – вместо актера выполняет каскадер.

Каскадеры специально тренируются так прыгать и падать, чтобы не удариться. Такие кадры снимают издалека, поэтому зрителям не видно, что актера заменил каскадер.

Чтобы фильм был ярким и впечатляющим, в него добавляют спецэффекты. Спецэффекты делают на компьютере с помощью специальных программ.

Монтаж – это совмещение отдельно снятых кадров на одной пленке. В этом фильме отдельно снимали небо и отдельно мальчиков в машине, а потом смонтировали пленку. Получилось, будто машина летит по небу.

Иногда не удается снять нужные кадры с первого раза, потому что кто-то из актеров забывает слова, не получается трюк или режиссеру не нравится игра актеров. Неудачный момент снимают еще раз – делают дубль. Дублей может быть очень много.

Кино можно посмотреть в специальном зале – кинотеатре. Чтобы выбрать фильм нужно почитать афиши. Афиша – это объявление о фильме. В ней написано название, имена главных героев, день и время показа фильма в кинотеатре. Бывает одна разновидность кино для детей – мультипликационные фильмы, или известные вам под названием «мультфильмы». Чем они отличаются от взрослого кино?

Правильно, их можно нарисовать, слепить из пластилина или сыграть куклами и игрушками.

В этом году самой главной компании, которая делает мультфильмы в нашей стране исполняется 80 лет! Она называется «Союзмультфильм».

«Беседа о транспорте»

  • Каким бывает транспорт?
  • Что такое пассажирский транспорт?
  • Назовите виды пассажирского, грузового, специального транспорта?
  • Как можно отличить специальный транспорт?
  • Назовите профессии людей, которые управляют транспортом?  (автобус, велосипед, мотоцикл, поезд, самолет, трактор, трамвай, корабль)

Транспорт придумали люди для облегчения своего труда. Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов. Специальный наземный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина.

Пожарная машина – красного цвета, цвета огня, чтобы её видно было издалека и на ней написан номер, по которому можно позвонить при пожаре- 01. Машина «скорой помощи» - белого цвета (жёлтого-реанимация) с красным крестом. В ней имеется всё необходимое, чтоб оказать человеку первую помощь и на ней написан номер-03. Полицейская машина тоже белого цвета с синей полосой. На ней написан номер для вызова-02. Некоторые из этих машин оборудованы специальными звуковыми сигналами - «сиренами»: на крышу кабины устанавливают мигающий фонарь - синий или красный маячок. Маячок нужен для того, чтоб направляясь к месту назначения, водитель мог его включить и подать звуковой сигнал. Пешеходы, услышав сигнал, должны сразу освободить проезжую часть, а другие машины пропустить машину специального назначения. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора.

Транспорт называется воздушный, потому что он летает по воздуху. Воздушным транспортом управляет штурманы и лётчики (пилоты). Воздушный транспорт приземляется в аэропорту, на аэродроме, а вертолёты могут приземляться на специальных площадках, потому что ему не нужна разгоночная полоса.

Пассажирский транспорт нужно ждать только на остановке. Стоящий на дороге или остановке автобус, троллейбус, автомобиль нужно обходить только сзади, а трамвай – только спереди. На улице надо ходить только по тротуару, потому что за тротуаром начинается движение транспорта.

«Беседа о труде водителя»

  • .В чём трудность работы водителя?
  • Почему нельзя отвлекать водителя во время движения автомобиля?

Всеми этими транспортными средствами управляют водители.

На водителе лежит большая ответственность. Он должен внимательно следить за дорогой, за сигналами светофора, за дорожными знаками и указателями, выбирать подходящую скорость, дистанцию, следить за автомобилем, за его технической исправностью.

Если шофёр допустит небрежность, не выполнит хотя бы одно из того, что мы перечислили, может случиться несчастье.

Но правильная безопасность на дорогах складывается из правильного поведения и водителей, и пешеходов. Если пешеходы будут строго выполнять свои обязанности, то опасность аварии уменьшится.

И в самом деле: едет автомобиль, шофёр внимательно следит за дорогой, и вдруг внезапно на дороге появляется пешеход. Что делать шофёру? Придётся или резко тормозить, или сворачивать в сторону. А машину сразу остановить нельзя, да и свернуть бывает некуда, вот и происходит авария по вине пешехода. Поэтому каждый пешеход должен знать, что от его поведения зависит безопасность на дорогах, а строгое соблюдение правил дорожного движения - это его обязанность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека "Беседы с детьми по воспитанию нравственности"

картотека бесед по воспитанию нравственности...

Картотека бесед с детьми дошкольного возраста о вежливости

С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения в виде проявлений вежл...

КАРТОТЕКА БЕСЕД С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА

КАРТОТЕКА БЕСЕД С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА...

Картотека "Беседы с детьми по этике"

Картотека "Беседы с детьми по этике"...

Картотека «Беседы в детьми» (старшая группа)

Картотека«Беседы в детьми»(старшая группа)...

Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста

В картотеке подобраны беседы с детьми старшего возраста по разным образовательным областям....