консультация "Речь"
консультация (младшая группа)

Нянькина Ольга Викторовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rech.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать если ребенок не говорит.

Как формируется речь.

Известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным

условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает

несколько возрастных этапов.

Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и

младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого

отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам

его словарь состоит примерно из 800-1000 слов. Он умеет строить основные виды

предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний

ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях,

проанализировать

бытовую

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым

своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет

словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают

фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые».

Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего

формируется словарь названий действий, относительно рано формируется

грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто « на своем языке».

Признаки благополучного развития речи ребенка

* Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

* У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

* Ребенок активно общается со знакомыми и родными и

стесняется разговаривать с незнакомыми людьми

* Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит

* Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

* Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить

свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка.

* Ребенок развивается с задержкой.

* Ребенок перенес тяжелые заболевания.

* У ребенка есть неврологические заболевания.

* Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения,

которые он слышит.

* Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув

зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

* Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за

помощью («самостоятельный» ребенок).

* Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

* Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном

* На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

* Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников

Если вы обнаружили, хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка,

значит, вашему ребенку необходима помощь!

Занятия надо начинать, как можно раньше.

Если ребенок, имеющий сохранный физический слух, к З годам владеет только

десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто

задерживается по времени, но и принимает искаженный характер.

Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого

ряда последствий недоразвития речи.

Это

нарушение процесса общения

и

обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм,

своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка

познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой,

особенно

по

русскому

языку.

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно

значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это

обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению

пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, в возрасте от

2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда идет активное становление речевой функции. Мы не

столько исправляем речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя

положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно

добиться полной компенсации речевого развития, еще до поступления ребенка в школу.

Необходимо отметить, что еще более эффективно возможно управлять процессом

овладения речью в ранние сроки, начиная с одного года, когда у ребенка должны

появиться первые лепетные слова. В этом случае появляется возможность «совпасть» с

природными сроками формирования зачатков речи и избежать вторичных наслоений.

Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем

раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.