Формирование навыков самообслуживания детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
Опыт работы
Воспитателя Шкирдовой Наталии Сергеевны.
Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, − уникальный период в жизни человека. Впервые малыш открывает для себя назначение предметов и начинает их использовать функционально грамотно, например; ложкой ест, шапочку надевает на голову, а туфельки на ножки и т.д. Ребёнок получает удовольствие от неоднократных повторений, убеждаясь, каждый раз в своих возможностях и наслаждаясь самим действием. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период раннего возраста (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом « Я сам!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_opyt_raboty.docx | 285.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков самообслуживания детей
раннего возраста
Опыт работы
Воспитателя Шкирдовой Наталии Сергеевны.
Г.Еманжелинск. 2018 г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…...............................................................................................2-4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования навыков самообслуживания младших дошкольников…………………………………………………….5-
1.1.Компоненты становления самостоятельности.………………………………………………………6-7
1.2.Роль самообслуживания в развитии ребёнка…………………………………………………………………….8-9
1.3. Организация самообслуживания в ДОУ…………………………….10
1.4. Методы формирования навыков самообслуживания…………..11-13
Вывод по первой главе………………………………………………………………………13-14
ГЛАВА 2. Экспериментальное выявление уровня сформированности
навыков самообслуживания ребенка раннего возраста………………..15
2.1.Организация и проведение опытно-экспериментальной работы.…….………………………………………………………………..15-20
2.2.Анализ результатов ………...……………………………………………20
Вывод по второй главе……………..………….…………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………24
Приложение 1 Анкета для родителей «Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»
Приложение 2 Рекомендациии, советы родителям
Приложение 3 Использование потешек в режимных моментах.
Фотоматериал
Введение
Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, − уникальный период в жизни человека. Впервые малыш открывает для себя назначение предметов и начинает их использовать функционально грамотно, например; ложкой ест, шапочку надевает на голову, а туфельки на ножки и т.д. Ребёнок получает удовольствие от неоднократных повторений, убеждаясь, каждый раз в своих возможностях и наслаждаясь самим действием. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период раннего возраста (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом « Я сам!»
Стремление малыша к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещный» характер, поскольку ему пока понятны и вполне доступны такие предметы ближайшего окружения, как посуда, мебель, игрушки. К тому же они имеют притягательную силу, находясь постоянно в руках взрослого человека. Как увлеченно действует малыш с большим стулом: тащит его, переворачивает, подползает, пытается сесть. Важно предоставить малышу возможность таким путём удовлетворять свои желания. Когда ребёнок требует: « Я сам!», он стремится тем самым ограничить опеку взрослого. Натягивая на ногу башмачок, действуя ложкой, малыш занимается полезным для себя делом. И занимательно, и полезно. Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребёнка: здесь и шнурки, и крючки, и пуговицы, и молнии. Ребёнок увлечён, стремится самостоятельно овладеть действиями с этими предметами. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу. «Я сам!» − решительно произносит малыш и тут сталкивается с определёнными трудностями. Всё, что так легко удаётся взрослому, становится недосягаемым для него самого: пуговица не желает нырять в прорезь, ложка летит на пол.
Малыш на грани отчаяния. Теперь он умоляюще смотрит на взрослого, помощь которого он только что упорно отвергал. Следует воспользоваться такой ситуацией. Умение ставить перед собой цель у ребёнка имеется, необходимо обучать его умению реализовывать эту цель в практических действиях. Малыш готов к обучению, он желает этого. Теперь уже взрослому следует менять стиль отношений с малышом: делать всё не за него, а вместе с ним. Так вступает в свои права педагогика сотрудничества. Начинается этап деятельности, когда ребёнок с радостью и удовлетворением действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к объяснениям, старательно подражает во всём.
Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. От того насколько грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть « посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии. Именно в период раннего детства ребёнок начинает овладевать чисто человеческим видением мира, типом поведения, видами деятельности.
Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования. Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью.
при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.
Организация в ДОУ образовательного процесса с детьми раннего возраста (от 1 года до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в научении их разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, застёгивать пуговицы и т.д. Другими словами, задача раннего возраста – сформировать навык самообслуживания – очень важный навык для полноценного развития ребёнка.
Поэтому целью нашей работы является: показать роль самообслуживания в развитии ребёнка раннего возраста, раскрыть особенности руководства педагогом организацией самообслуживания в ДОУ, показать результаты достижения более высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми раннего возраста.
4.
1. Теоретическая часть
1.1. Компоненты становления самостоятельности.
Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно. В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые. Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать. Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия.
То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша может потребовать больших усилий. Зашнуровать ботинок, застегнуть « непослушную» пуговицу – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.
Различают три компонента становления самостоятельности:
− Ребёнок действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к его объясненьям, старательно подражает во всём.
− Появление первых элементов планирования – ребёнок совершает ряд действий в определённой последовательности.
− Овладение способностью соотносить результат с намеченной целью.
В первой половине года начинается этап деятельности, когда ребёнок с радостью действует рядом со взрослым, следит за движениями, подражает во всём. Крайне важен для малышей этот этап. Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. Способы действий с предметами домашнего обихода (одежда, посуда, мебель) стабильны, что облегчает задачу успешного их усвоения. На первых порах ему трудно овладеть умением есть с помощью ложки. Всё его внимание сосредоточено на пище. Постепенно он начинает устанавливать связь между действием и тем, на что оно направлено. Ребёнок начинает прилагать усилия, чтобы достичь желаемого результата, он знает, как это делается. Мотив, непосредственные практические действия и результат выступают для ребёнка в роли активаторов. Становятся понятной неиссякаемая деятельность малыша.
Со второй половины года у ребёнка происходит качественный скачок в развитии речи. Теперь он уже по собственной инициативе обращается к взрослому: «А как?» или «Посмотри, получилось!». Ему нужна поддержка взрослого. Родители, сопровождая показ объяснением, учат малыша первым элементам планирования. Вымыть руки перед обедом – значит совершить ряд действий в определённой последовательности. Для этого следует засучить рукава, правильно держать руки под струей, чтобы не бежала вода по локтям на пол, намылить руки и тщательно смыть мыло. После этих действий следует снять своё полотенце, насухо вытереть руки, повесить полотенце на место, с помощью зеркала проверить опрятность своего внешнего вида (в одежде, причёске) и только после этого идти к столу.
Всё более возрастающая самостоятельность ребёнка способствует успешному овладению навыками правильного поведения среди людей. Малыш учится благодарить за оказанную услугу, не шуметь за столом, пользоваться салфеткой, носовым платком.
6.
Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.
С ростом уровня умелости растёт желание быть независимым от взрослых. Ребёнок уже не говорит: «Я сам!», но в его самостоятельных действиях уже много рационального. В них аккумулируется знания, умения и навыки, а также опыт предшествующей деятельности. Овладения способностью соотносить результат с намеченной целью – это третий компонент в становлении самостоятельности. Этому предстоит ещё научиться.
А пока малыш начинает проявлять инициативу, стремиться быть на равных со взрослым, действовать вместе с ним. Теперь он уже сам моет руки, взбирается на стул.
1.2. Понятие самообслуживания, методы, приемы, формы самообслуживания
Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.
Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.
Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
7.
Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.
Базовые навыки самообслуживания
Навыки опрятности:
1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:
− носовым платком;
− полотенцем;
− горшком;
− расчёской;
− салфеткой.
2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
Навыки приёма пищи:
1. Жевать с закрытым ртом.
2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).
3. Пить из чашки, держа её двумя руками.
4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеб
8.
Навыки одевания и раздевания:
1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.
2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.
Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах:
− индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);
− групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).
Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.
1.3. Организация самообслуживания в ДОУ
Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.
Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников.
9.
Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам. Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия. Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.
Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.
В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.
1.4. Методы формирования навыков самообслуживания
Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:
Цель | Методы | |
I группа методов | Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения | − Показ действия. − Пример взрослого или других детей (деятельность подражания). − Метод приучения (систематические упражнения). − Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка). − Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.) |
II группа методов | Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания | − Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек. − Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т.д.). − Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?») |
Метод показа
Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.
Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.
Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
Метод практического действия (упражнения)
Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.
Метод общего напоминания
Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.
Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.
Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.
Игровой метод
Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).
Художественная литература
Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.
Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.
В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.
Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.
12.
Вывод по первой главе:
Самообслуживание - это обслуживание самого себя, без помощи обслуживающего персонала, то есть родителей. Это процесс длительный, трудоемкий для родителей, педагогов.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от родителей знаний малышей и большого терпения. Взрослому нужно продумать все мелочи, знать ребенка и учитывать особенности развития ребенка от 1 года до 3-х лет.
Задача родителей – создавать все необходимые условия для того, чтобы самостоятельной деятельности ребенок мог использовать накопленные знания и опыт.
Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.
Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий. Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.
Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. От того насколько грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть « посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии.
Именно в период раннего детства ребёнок начинает овладевать чисто человеческим видением мира, типом поведения, видами деятельности. Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования. Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.
13.
ГЛАВА 2. Экспериментальное выявление уровня сформированности
навыков самообслуживания ребенка раннего возраста.
2.1.Организация и проведение опытно-экспериментальной работы .
Исследование проходило во 1 младшей группе МКДОУ Детский сад № 5 г. Еманжелинск, с сентября 2017 года по май 2018 года. В опытно- экспериментальной работе принимало участие 17 детей, в возрасте 1,8-2,8 года.
Исследование предполагало изучение проявления самостоятельной деятельности детей раннего возраста в начале и в конце учебного года. Всего в исследовании приняли участие 17детей.
В ходе экспериментальной работы решались следующие задачи:
- Наблюдение проявлений навыка самостоятельности в различных видах деятельности в сентябре (период адаптации)
- Создание педагогических условий, стимулирующих развитие самостоятельности детей в течении учебного года.
- Наблюдение, сравнение
- Разработка рекомендаций для родителей по формированию самостоятельности у малышей.
Исследование состояло из 4 – х этапов:
1 этап – наблюдение за детьми в свободной деятельности.
2 этап – создание условий стимулирующих самостоятельность детей.
3 этап – наблюдение за детьми в режимных моментах.
4 этап – анализ и сравнение полученных данных.
Цель: первичная оценка уровня развития навыков самостоятельности ребенка. Были изучены методики формирования навыков самостоятельности и самообслуживания. На начальном этапе эксперимента была подготовлена таблица для проведения наблюдения. Определены критерии по которым будет производиться оценка уровня сформированности навыков самостоятельности. Результаты наблюдения за детьми в группе фиксирующее проявление навыков самообслуживания у детей в сентябре, представлены в таблице1
14.
Таблица 1
ФИО ребенка | Убирает игруш ки | Сам-но одевается и раздевается | Сам-но моет и вытирает руки | Сам-но кушает | Сам-но по льзуется горшком | Выпол- няет указания Взрослого |
Алина | - | + | + | + | + | 0 |
Алеша | - | 0 | 0 | + | - | - |
Саша К. | - | - | - | 0 | - | - |
Артур | - | 0 | - | 0 | 0 | - |
Степа | - | - | - | 0 | 0 | - |
Тигран | 0 | 0 | 0 | + | + | 0 |
Матвей | 0 | 0 | 0 | + | + | + |
Глеб | - | - | - | + | - | 0 |
Саша | - | - | - | 0 | - | - |
Егор | - | - | - | 0 | - | - |
Алиса | 0 | 0 | 0 | + | 0 | 0 |
Тимофей | - | - | - | 0 | - | - |
Валерия | - | 0 | - | + | 0 | - |
Карина | 0 | + | + | + | - | + |
Валерия | 0 | + | 0 | 0 | + | - |
Максим | 0 | - | 0 | + | - | - |
Айдар | - | - | - | 0 | - | - |
(+ ) ребенок самостоятельно выполняет задания. Высокий уровень.
(-) ребенок не выполняет задания. Низкий уровень.
(0) ребенок выполняет задания с помощью взрослого. Средний уровень.
Рисунок 1-Показатели формирования самостоятельности младшей группы (начало года)
15.
Результаты наблюдения за детьми в группе, фиксирующее проявление навыков самообслуживания и самостоятельности в начале года (в сентябре 2017 года) 2 детей (11,7%)- Самостоятельно моют и вытирают руки, 3 детей (17,6%) – освоили навыки одевания, 9детей (52,9%) – навыки приёма пищи, 4 детей (23,5%)- самостоятельно пользуются горшком, 2 детей (11,7% )- выполняют указания взрослого и не один ребенок не обирает игрушки самостоятельно. Итак: большинство детей показали низкий уровень, т.к. дети пришли из дома, показало необходимость целенаправленной работы в этом направлении по формированию самостоятельности у детей младшего возраста.
Для эффективного достижения поставленных целей и задач я подобрала разные формы и способы работы с детьми. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, вовлечь в процесс, создается игровая проблемная ситуация «Как научить куклу Катю мыть руки, правильно сидеть за столом, одеваться и раздеваться». В процессе умывания, кормления, одевания, укладывания ребенка спать я использовала различные потешки, песенки, прибаутки. Чтобы побуждать малышей мыть руки, мы предварительно рассматривали с ними сюжетные картинки, где изображены люди в процессе разных режимных моментов; а также рассматривали предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой), одевания (одежда), во время еды (посуда) и другие. Наша задача была, используя сюрпризный момент в доступной для малышей форме, научить детей умываться, закреплять навыки самообслуживания. В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются не только культурно-гигиенические навыки, но и нравственные качества – это заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников. При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку я целенаправленно направляла детскую самостоятельность в самообслуживании от микропроцесса (снять сандалики, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Старалась побуждать детей обращаться за помощью к взрослому, так как в этом возрасте важно доверительное отношение малыша со взрослыми. Использовала дидактические игры на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. В совместной деятельности проводили игровые упражнения «Купание куклы Кати», «Оденем куклу на прогулку», «Накроем стол к обеду», «Наведем порядок» и многие другие. В одевании и раздевании дети первоначально проявляют большую беспомощность. Я учу малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определённую последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду.
16.
Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, я знакомлю их с этим процессом при рассматривании картинок. Использовала дидактические игры на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. В совместной деятельности проводила игровые упражнения «Купание куклы Кати», «Оденем куклу на прогулку», «Накроем стол к обеду», «Наведем порядок» и многие другие. Особое внимание уделяла индивидуальной работе по формированию культурно-гигиенических навыков, приучала малышей быть опрятными, следить за своим внешним видом. Поэтому использовали обыгрывание игровых ситуаций: «Угостим Хрюшу обедом», «Хрюша моется» и др. Наблюдая за действиями героев-игрушек, дети быстрее овладевают самостоятельными действиями, при этом испытывают радость от показа. В процессе целенаправленной работы используется весь арсенал методов формирования навыков самообслуживания детей. Данная работа предусматривает двухгодичный период обучения: в группе раннего возраста (от 1,5 года до 2-х лет), а затем в I младшей группе (от 2-х до 3-х лет).
Таблица 2 Результаты наблюдения за детьми в конце года.
18.
Анализ данных мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста показывает стабильную положительную динамику. Так, в сентябре 2017 года, дети, придя в группу раннего возраста, не имели навыков по самообслуживанию (практически у 80% детей не было сформировано ни одно умение по самообслуживанию). На протяжении всего 2017-18 учебного года велась большая работа по формированию навыков умывания, одевания, приёма пищи и пр.
Опыт моей работы показал, что при систематическом, целенаправленном, грамотном педагогическом руководстве становления самостоятельности в процессе формирования навыков самообслуживания дети достигают хороших результатов. Затем, при переходе в группы дошкольного звена, меньше испытывают трудностей при адаптации, а также быстрее осваивают любую другую деятельность, так как у них уже заложены основы самостоятельности. Реализуемая в нашем ДОУ основная общеобразовательная программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОСТ дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования. Ведущей позицией Программы является воспитание ребёнка как интегральной индивидуальности в разных видах деятельности. Стержнем интеграции является выполнение любого вида деятельности на уровне самостоятельности. При этом основы самостоятельности закладываются именно в раннем возрасте. Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.
Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.
2.2. Рекомендации родителям в период формирования навыков самообслуживания у ребенка от 1 до 3 лет.
Цель рекомендаций: Формирование единых требований детского сада и родителей в формировании элементарных навыков самообслуживания младших дошкольников.
Категория, на которую они рассчитаны: Родители ясельной группы (дети от1 до 3лет.)
- Наберитесь терпения;
- будьте спокойны и доброжелательны с ребенком;
- иногда необходима настойчивость, но надо придерживаться одних и тех же принципов; определенно решить для себя, чего ожидать от ребенка, убедиться, что такое поведение приемлемо для малыша и придерживаться всегда такой нормы;
- нельзя оставлять без внимания их чувства и в то же время нужно помочь им вырасти до самообладания;
- хвалите ребенка за малейшее достижение и даже за желание что-то сделать самому, всегда показывайте, как вы его любите;
- дайте ребенку возможность делать то, что он уже умеет;
- не торопите и не подгоняйте его;
- дети могут последовательно выполнять 2-3 простых упражнения; придется неоднократно повторять одни и те же правила и давать одни и те же указания;
- старайтесь соблюдать последовательность выполнения определенных действий при самообслуживании;
- в ходе обучения используйте простые слова, изменяйте устойчивые выражения так, чтобы они были понятны и легко запоминаемы детьми;
- предоставьте детям возможность трогать предметы, слушать, смотреть, ощущать запах; используйте такие виды деятельности, которые бы предоставляли им широкие возможности для участия;
- необходимо дать свободу и место для активных действий детей; нужно помнить о том, что им нужна постоянная активная деятельность, игровые движения пальцев, подвижные песни с передвижениями по комнате;
20.
- необходимо быть готовым к происшествиям; нужно подобрать стулья, соответствующие росту маленьких человечков; те, кто начинает ходить, должны сидеть на стульчиках с подлокотниками, чтобы удерживать свое тело, вставая и садясь; так же нужно убедиться, что предметы, за которые держаться дети, не имеют острых углов.
- планируйте время для свободных игр, развивайте социальную сознательность;
- взрослым нужно быть осторожными, не пугать ребенка внезапным громким голосом или страшными историями; не слишком драматизировать; помнить, что у детей и без этого слишком развито воображение – им совсем не нужно, чтобы все детали были представлены в излишне драматической форме;
- умения и навыки самообслуживания формируются постепенно; не пытайтесь опередить природу, не ориентируйтесь на других детей; помните, что Ваш малыш развивается индивидуально.
В развитии самостоятельности у детей в процессе формирования КГН, важно единство требований сотрудников детского сада и родителей.
Очень важно позволить ребенку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам:
- слушать взрослого;
- выполнять простые просьбы, поручения;
- умел подражать, повторять элементарные действия с игрушками, предметами.
В результате:
- Дети овладели культурно гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
- Самостоятельно выполняют элементарные гигиенические правила и навыки самообслуживания в детском саду и дома.
- Принимают активное участие в играх, направленных на формирование КГН.
- Предметно-развивающая среда обогащена дидактическими играми и пособиями.
- Повышена педагогическая компетентность родителей по воспитанию культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
21.
Вывод по второй главе.
Работа по формированию элементарных навыков самообслуживания должна вестись в тандеме детского сада и семьи, это основной залог успеха сформированности у ребенка навыков самообслуживания
Анкетирование – один из эффективных методов изучения. Анкетирование помогает за короткий срок получить интересующий материал.
Анкетирование помогло показать, что большинство семей замещают действия ребенка по самообслуживанию одним из родителей или другими членами семьи. Поэтому в период формирования навыков самообслуживания у ребенка родителям нужно помнить, что умения и навыки самообслуживания формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении. Не нужно пытаться опередить природу, и не нужно ориентироваться на других детей. Каждый ребенок развивается индивидуально, нужно только ему помогать и поддерживать его.
22.
Заключение.
Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.
Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.
Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.
23.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М., 2006.
- М.Б. Зацепина Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада. – М., 2006.
- Гербова В.В. Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада. – М., 2006.
- Ковальчук Я.И.Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1985.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»,
Н.Е.ВераксаТ.С.Комаровой, М.А.Васильева, Москва,Мозаика Синтез, 2010г.
6. Голицина Н.С., ШумоваИ.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» М.Просвещение 2008 г.
7. Доронова Т.Н. «Вместе с семьёй» М.Просвещение 2005г.
8. Журналы «Ребёнок в детском саду» 2007 -2010гг.
9. Журналы «Дошкольное воспитание» 2008-2011гг.
10. Журналы «Обруч» 2005-2010г
24.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Навыки самообслуживания у детей младшего возраста»
Фамилия, имя ребенка: ………………………
(заполняется при желании родителя)
Критерии самообслуживания: Самостоятельно +5 С помощью взрослого +2
Следит за собой (опрятность)………..
Может кушать самостоятельно……..
Может пользоваться носовым платком………
Может раздеваться…………
Может одеться…………
Складывает свои вещи………
Может убрать за собой игрушки……….
Моет и вытирает руки………..
Ходит в туалет……….
Просит ли помощи/ не просит помощи если что-то не получается…………..
Итого:___
Приложение 2 Рекомендации, советы родителям.
Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста" |
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - Я сам! Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами. |
Рекомендации по обучению ребенка самостоятельному одеванию
- Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
- Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
- Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
- Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
- При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью - начните действие и предложите закончить самостоятельно.
- Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
- Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
- Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
- Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
- Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
- Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
- Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
- Поощряйте проявление вкуса в одежде.
То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться - это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.
Приложение 3 Дидактические игры для детей.
Дидактическая игра «Что нужно кукле?»
Задачи игры: Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия: Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры: Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка
встала и хотела бы умыться, но чем?” Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитататель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”
Дидактическая игра Что ты можешь о них сказать!
Задача игры: Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Пособия: Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.
Ход игры: Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле. Воспитатель называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы. Далее взрослый задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?”
Когда ребенок ответит утвердительно, взрослый просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”
Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитатель может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)
Воспитататель может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.
В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.
Дидактическая игра "Угостим кукол чаем"
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: Воспитатель говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
Дидактическая игра "Кукла идет на прогулку"
Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: Надеваем курточку, проденем руки в рукава, Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, Вот шнурки, я помогу тебе завязать Вот, ботиночки надели на ножки Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
Дидактическая игра "Водичка, водичка!"
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: Воспитатель показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
Дидактическая игра "Вымой руки"
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: Воспитатель обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Дидактическая игра "Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: Воспитатель обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!"); открыть кран; сложить ладони рук "лодочкой"; подставить руки под струю воды; закрыть кран; вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
Дидактическая игра "Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: Воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры хвалит воспитатель ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
Дидактическая игра "Оденемся на прогулку"
Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.
Оборудование: одежда ребенка.
Ход: Воспитатель предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.
Дидактическая игра Игра "Найди пару"
Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.
Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.
Ход: Воспитатель вводит ребенка в игровую ситуацию: "Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д.
Далее Воспитатель предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.
Приложение 3 Использование потешек в режимных моментах.
Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.
Например, утром, встретив ребят, можно проговорить:
Пришли дети в детский сад,
Здесь игрушки ждут ребят,
Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,
Сашу ждет большой слоненок,
Даша с мишкою играет,
Тема Даше помогает,
Нянчит Милечка мартышку,
А Кирюша смотрит в книжку.
Детям весело в саду!
С ними я сюда приду.
Мы должны приучать детей к труду. Утром, ухаживая за рыбками в аквариуме, можно сказать:
У меня в аквариуме золотая рыбка,
Я смотрю на рыбку, говорю с улыбкой:
«Может ты волшебная, может не простая,
Раз зовут тебя все люди рыбка золотая?»
Хвостиком колышет, смотрит не мигая,
Ничего не отвечает рыбка золотая.
Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли -
Бело-набело отмыли.
Или:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Или:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:
1. Идет коза рогатая за малыми ребятами.
Кто кашу не ест, кто молоко не пьет -
Забодает, забодает, забодает.
2. Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,
Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне... Вот и кончился обед.
3. Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!
Чтобы силы были, супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит в животе один сидит.
Ножками топочет - он обедать хочет!
Вот несет мне ложечка супчик из горошка
И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.
Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».
В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:
1. Ветер дует нам в лицо - закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише - деревцо все выше, выше.
2. Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел - ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
3. Сел на ветку снегирек. Брызнул дождик - он промок,
Ветерок, подуй слегка, обсуши нам снегирька.
4. Хомка, хомка, хомячок - полосатенький бочок,
Хомка раненько стает, шейку моет, щечки трет,
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять - Хомка хочет сильным стать.
5. То прогнет, то выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз - пушистый кот.
Чешет он себя за ушком. Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке: когти, шерсть и аппетит.
В игре Речевые игры также активно применяются:
1. По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.
Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.
2. Завернем Аленку в теплую пеленку,
Колыбельную споем,
Чай на кухню пить пойдем.
Пусть приснятся нашей птичке
Желтогрудые синички,
С красным брюшком снегирек
И братишка Игорек.
3. Стул. Без молотка и без гвоздей
Стул смастерим мы для гостей.
4. Дом. Мы построим новый дом!
Дружно в доме заживем .
В нашем домике - окошко.
Загляни туда, Антошка!
5. Маленькие гномики ловко строят домики.
Чтоб гостей им пригласить, надо столик смастерить.
Чтоб гостей им посадить, надо стульчик смастерить.
Важно разнообразить прогулку.
1. Стучат колеса: тук-тук-тук,
И под веселый этот стук
Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.
2. Расцвели в саду цветы небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.
3. На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет :
«Тень-тень потетень, я летала целый день».
Ждут синичку пять птенцов - голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят и, конечно, есть хотят.
4. Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!
Тебе на дорожке мы насыплем крошки.
Прыг-прыг-прыг, чири-чирик.
Воробей наш не велик.
Прыгает, летает, устали не знает.
5. Дети сели на качели, и качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись!
6. Если в знойный летний день даже двигаться нам лень -
Мы возьмем красивый веер, и подует легкий ветер...
7. Дождик-дождик, не дожди!
Не дожди, ты подожди!
Выйди, выйди, солнышко -
Золотое донышко!
8. Снег лежит на улице, вышли мы во двор.
«Давай лепить Снегурочку?! - предложил Егор.
Приделаем Снегурочке мы длинную косичку,
А из тонких веточек - пушистые реснички.
Кругленькие пуговки шубку украшают,
А вот щечки бледные - солнышка не знают.
Говорит вдруг Даша: «Чтоб Снегурка наша
Порумяней стала, свеколку из погреба бабушка достала.
Ведь чудеса бывают всегда на Новый год,
А вдруг наша Снегурочка возьмет да оживет?».
9. Наконец сегодня солнце заглянуло к нам в оконце,
Вместо злых метелей, стуж, на дороге много луж.
Очень нежно греет солнышко, зачирикали воробушки,
И ворона им в ответ громко каркнула «Привет!»
Ходят люди, улыбаются, ты пришла, весна-красавица!
10. Мы - веселые ребята, любим мы играть.
Как приятно и полезно мячик покатать!
Покидать его руками. Попинать его ногами,
Постучать об стенку, подкинуть коленкой.
Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь!
Во время укладывания на сон:
1. Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули. Моих деток не буди!
2. Спать пора. Уснул Бычок - лег в коробку на бочок.
Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать.
Головой кивает Слон - он Слонихе шлет поклон.
3. Баю-баюшки-баю, не ложися на краю
Придет серенький Волчок и укусит за бочок.
4. Ай, люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать, стали детки засыпать.
И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:
Светит полная луна - за волной бежит волна,
Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...
Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум...
Но так долго вредно спать - нам давно пора вставать.
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка!
Вот и проснулись! Где были? В сказке!
Выспались щечки, выспались глазки,
Выспались ручки, выспались ножки…
Будут играть, бежать по дорожке.
Выспался носик, выспалась шейка…
Ай, потягунюшка, ты не болей-ка!
Выспались бровки, выспались ушки…
Ай, потягунюшки, ай, порастушки!
Утром солнышко проснулось
Деткам в окна улыбнулось
Детки просыпаются
Солнцу улыбаются
Ну ка все улыбнулись, все-все.
А сейчас одеяло убрали с ножек. А где же наши ручки?
Руки все подняли
Крепко кулачки зажали
А сейчас все пальчики мне показали. Еще раз кулачки сжали и пальчики показали. А сейчас покажите мне, как вы умеете ездить на велосипеде.
Поехали, поехали, быстро-быстро.
А сейчас сели все на кроватку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...
Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме :” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.
Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме :” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”. ...
Конспект родительского собрания во второй младшей группе по теме : ” Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте”.
Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста...
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
О формировании у детей раннего возраста таких навыков самообслуживания, как приём пищи, одевание и раздевание, гигиена тела, опрятность....
Самообслуживание . Формирование навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.
Самообслуживание во время подъема после сна.Цель: показать использование приемов трудового воспитания, формирования навыков самообслуживания у детей второй младшей группы.Задачи:1. Воспиты...
Конспект родительского собрания "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" (группа раннего возраста)
Родительское собрание на тему "Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста" ПОДГОТОВКА К СОБРАНИЮОформление фотоальбома;Подбор литературы для родителей...