МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ
методическая разработка
Родители – главные воспитатели своих детей.
Все другие социальные институты, в то числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с родителями.
Следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму», переведенному современными ученными и выраженному на сухом языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, написанное – на 40%, проделанное – на 70%.
Родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрания могут быть организационными (обсуждение задач на новый учебный год, тематическими (посвящены актуальным проблемам воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника) или итоговыми (подведение итогов, результатов образовательной работы за год).
В связи с короновирусными ограничениями, родительские собрания переносятся на дистанционную площадку. А именно онлайн режиме на яндекс – платформе
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. 4 родительских собраний в год.
На обсуждение выносят 2-3 вопроса (основное выступление готовит воспитатель, по другим вопросам- представители от родителей, специалисты ДОУ, медицинские работники).
Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.
Подготовка родительского собрания.
Выбор темы собрания.
Тему собрания выбирают педагоги группы, например, «Возрастные и психологические особенности детей 5-6,6-7 лет», «Как научить детей быть самостоятельными», «Кризис трех лет». «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности и самообслуживании»,« Игры с малышами в кругу семьи», «Поощрения и наказания ребенка в семье».
Выбор темы (учет образовательного запроса родителей; целевых ориентиров жизнедеятельности группы; закономерностей развития личности дошкольника; особенностей протекания процессов воспитания, обучения и развития; стратегии построения и совершенствования взаимоотношений ДОУ и семьи).
Определение целей родительского собрания (целеполагание связано с выбором темы и вопросов для обсуждения - почему именно эту проблему в данный момент надо обсудить с родителями).
Основным методом проведения собрания должен стать диалог (дает возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения).
Родительское собрание предусматривает равную активность участия родителей и педагогов.
Виды родительских собраний.
- Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей.
- Установочные (инструктивные), на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно – образовательном процессе, нормативно- правовой базе.
- Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т.д.
- Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
- Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации.
- Совместные с воспитанниками и родителями.
- Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
- Информационно – просветительские (как система психолого – педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания – конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
- Собрания – диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
- Собрания – практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
- Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
- Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно – образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
Организационные формы проведения родительских собраний.
- Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей – ответы воспитателя).
- Конференции.
- Собрание – консилиум – обсуждение актуальных тем со специалистами.
- Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
- Диспут.
- Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
- Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
- Встреча.
- Педагогическая мастерская.
- Совместное творчество детей и родителей.
- Собрание – студия – обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
- Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.д.
- Практикум.
- Тренинг.
- Организационно – деятельностная игра.
- Ролевая игра.
Методы взаимодействия.
Групповая дискуссия, повышающая психолого – педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций.
Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
Совместные действия – выполнение заданий педагогом и родителей с дальнейшим самоанализом.
Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
Вербальные дискуссии, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывая аргументы оппонентам, в том числе и собственного ребенка.
Примерная форма протокола родительского собрания.
(Обсуждение)
Протокол №___ родительского собрания группы №___
от «___»__20___года.
Тема:__
Присутствовало: ___человек.
Отсутствовало: ___человек.
Приглашенные: (Ф. И. О., должность).
Повестка родительского собрания:
1.
2.
3.
4. и т.д.
1. По первому вопросу повестки дня
СЛУШАЛИ : (Ф. И. О., должность; краткое изложение главной мысли выступающего).
ВЫСТАПИЛ (И)
Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать свое мнение, предложения, замечания, вопросы и т. п.
(В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф. И. О.) и какие мысли высказывал, предлагал, выражая несогласие и по какому вопросу.)
Принятие решения путем голосования.
За -. человек, против -. человек (конкретно Ф. И. О. родителя)
РЕШИЛИ : принять единогласно (принять большинством голосов, не принять).
2.По второму вопросу слушали:. (аналогично по всем вопросам повестки).
Решение собрания:
1___Ответственный___ (Ф. И. О.).
Срок исполнения___
2___Ответственный___ (Ф. И. О.).
Срок исполнения___
3___Ответственный___(Ф. И. О.).
Срок исполнения___
Председатель:___(подпись)___(расшифровка)
Секретарь:___(подпись) ___(расшифровка)
Примечания:
1. Воспитатели не имеют права навязывать свое мнение родителям. Идет совместное обсуждение вопросов повестки
2. На собрании следует обсуждать и решать, в первую очередь, педагогические вопросы, касающиеся вопросов воспитания, обучения и развития детей
3. Среди годового цикла родительское собрание тематика, которого построена с учетом интересов родителей.
4. Решения принимаются по каждому вопросу отдельно, путем голосования.
5. Формулировка решения должна быть четкая, конкретная, с указанием сроков исполнения и ответственных.
6. Протокол родительского собрания является документом, входящим в номенклатуру дел ДОУ, оформляется своевременно (в течение 3 дней).
7. Ответственность за своевременное заполнение и правильное оформление протоколов родительских собраний несут: воспитатели.
8. К протоколу родительских собраний прилагаются тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других работников ДОУ, которые принимали в них участие.
9. Отсутствующие на собрании родители знакомятся с решением родительского собрания через объявление в родительском уголке или индивидуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_organizatsii_i_provedeniya_roditelskih_sobraniy_v_dou.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ
Родители – главные воспитатели своих детей.
Все другие социальные институты, в то числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с родителями.
Следуя правилу Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я, может быть, запомню. Вовлеките меня, и я пойму», переведенному современными ученными и выраженному на сухом языке цифр: услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, написанное – на 40%, проделанное – на 70%.
Родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрания могут быть организационными (обсуждение задач на новый учебный год, тематическими (посвящены актуальным проблемам воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника) или итоговыми (подведение итогов, результатов образовательной работы за год).
В связи с короновирусными ограничениями, родительские собрания переносятся на дистанционную площадку. А именно онлайн режиме на яндекс – платформе
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. 4 родительских собраний в год.
На обсуждение выносят 2-3 вопроса (основное выступление готовит воспитатель, по другим вопросам- представители от родителей, специалисты ДОУ, медицинские работники).
Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей.
Подготовка родительского собрания.
Выбор темы собрания.
Тему собрания выбирают педагоги группы, например, «Возрастные и психологические особенности детей 5-6,6-7 лет», «Как научить детей быть самостоятельными», «Кризис трех лет». «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности и самообслуживании»,« Игры с малышами в кругу семьи», «Поощрения и наказания ребенка в семье».
Выбор темы (учет образовательного запроса родителей; целевых ориентиров жизнедеятельности группы; закономерностей развития личности дошкольника; особенностей протекания процессов воспитания, обучения и развития; стратегии построения и совершенствования взаимоотношений ДОУ и семьи).
Определение целей родительского собрания (целеполагание связано с выбором темы и вопросов для обсуждения - почему именно эту проблему в данный момент надо обсудить с родителями).
Основным методом проведения собрания должен стать диалог (дает возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения).
Родительское собрание предусматривает равную активность участия родителей и педагогов.
Виды родительских собраний.
- Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей.
- Установочные (инструктивные), на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно – образовательном процессе, нормативно- правовой базе.
- Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т.д.
- Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
- Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации.
- Совместные с воспитанниками и родителями.
- Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
- Информационно – просветительские (как система психолого – педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания – конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
- Собрания – диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
- Собрания – практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
- Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
- Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно – образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
Организационные формы проведения родительских собраний.
- Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей – ответы воспитателя).
- Конференции.
- Собрание – консилиум – обсуждение актуальных тем со специалистами.
- Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
- Диспут.
- Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
- Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
- Встреча.
- Педагогическая мастерская.
- Совместное творчество детей и родителей.
- Собрание – студия – обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
- Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.д.
- Практикум.
- Тренинг.
- Организационно – деятельностная игра.
- Ролевая игра.
Методы взаимодействия.
Групповая дискуссия, повышающая психолого – педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций.
Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
Совместные действия – выполнение заданий педагогом и родителей с дальнейшим самоанализом.
Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
Вербальные дискуссии, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывая аргументы оппонентам, в том числе и собственного ребенка.
Примерная форма протокола родительского собрания.
(Обсуждение)
Протокол №___ родительского собрания группы №___
от «___»__20___года.
Тема:__
Присутствовало: ___человек.
Отсутствовало: ___человек.
Приглашенные: (Ф. И. О., должность).
Повестка родительского собрания:
1.
2.
3.
4. и т.д.
1. По первому вопросу повестки дня
СЛУШАЛИ : (Ф. И. О., должность; краткое изложение главной мысли выступающего).
ВЫСТАПИЛ (И)
Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать свое мнение, предложения, замечания, вопросы и т. п.
(В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф. И. О.) и какие мысли высказывал, предлагал, выражая несогласие и по какому вопросу.)
Принятие решения путем голосования.
За -. человек, против -. человек (конкретно Ф. И. О. родителя)
РЕШИЛИ : принять единогласно (принять большинством голосов, не принять).
2.По второму вопросу слушали:. (аналогично по всем вопросам повестки).
Решение собрания:
1___Ответственный___ (Ф. И. О.).
Срок исполнения___
2___Ответственный___ (Ф. И. О.).
Срок исполнения___
3___Ответственный___(Ф. И. О.).
Срок исполнения___
Председатель:___(подпись)___(расшифровка)
Секретарь:___(подпись) ___(расшифровка)
Примечания:
1. Воспитатели не имеют права навязывать свое мнение родителям. Идет совместное обсуждение вопросов повестки
2. На собрании следует обсуждать и решать, в первую очередь, педагогические вопросы, касающиеся вопросов воспитания, обучения и развития детей
3. Среди годового цикла родительское собрание тематика, которого построена с учетом интересов родителей.
4. Решения принимаются по каждому вопросу отдельно, путем голосования.
5. Формулировка решения должна быть четкая, конкретная, с указанием сроков исполнения и ответственных.
6. Протокол родительского собрания является документом, входящим в номенклатуру дел ДОУ, оформляется своевременно (в течение 3 дней).
7. Ответственность за своевременное заполнение и правильное оформление протоколов родительских собраний несут: воспитатели.
8. К протоколу родительских собраний прилагаются тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других работников ДОУ, которые принимали в них участие.
9. Отсутствующие на собрании родители знакомятся с решением родительского собрания через объявление в родительском уголке или индивидуально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение родительских собраний
План подготовки родительского собрания. Распределение обязанностей по подготовке собрания. План проведения собрания. Рекомендации по проведению родительского собрания. 10 правил для усешного проведени...
Организация и проведение родительских собраний
Консультация для воспитателей ДОУ...
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ...
Ознакомление педагогов с инновационными формами организации и проведения родительских собраний.
Материал может быть использован для выступления на методическом объединении....
Круглый стол «Основные требования к организации и проведению родительского собрания»
Одна из задач общения воспитателя с родителями – раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, помочь им выстроить верную педагогическую стратегию. В решении этих вопросов нез...
“Организация и проведение родительских собраний в ДОУ”
Методическое сопровождение образовательного процесса....
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ В СООТВЕТСВИИ ФГОС
Родительские обрания, одна из форм взаимодейстивия с семьей....