Консультация для родителей - воспитание самостоятельности у детей младшего возраста
консультация (младшая группа)

Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате его наблюдений, общения и деятельности. Проводя беседу, воспитатель помогает ребенку полнее, глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что он недостаточно осознает; в результате знания детей становятся четче, осмысленнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в домашних условиях»

Ранний детский возраст, по признанию специалистов всего мира, − уникальный период в жизни человека. Одна из задач раннего возраста-сформировать навык самообслуживания, так как овладение им влияет на полноценное развитие ребенка.

Впервые малыш открывает для себя назначение предметов и начинает их использовать функционально грамотно, например; ложкой ест, шапочку надевает на голову, а туфельки на ножки и т.д. Ребёнок получает удовольствие от неоднократных повторений, убеждаясь, каждый раз в своих возможностях и наслаждаясь самим действием. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период раннего возраста (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом « Я сам!»

Натягивая на ногу башмачок, действуя ложкой, малыш занимается полезным для себя делом. И занимательно, и полезно. Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребёнка: здесь и шнурки, и крючки, и пуговицы, и молнии. Ребёнок увлечён, стремится самостоятельно овладеть действиями с этими предметами. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.

«Я сам!» − решительно произносит малыш и тут сталкивается с определёнными трудностями. Всё, что так легко удаётся взрослому, становится недосягаемым для него самого: пуговица не желает нырять в прорезь, ложка летит на пол. Малыш на грани отчаяния. Теперь он умоляюще смотрит на взрослого, помощь которого он только что упорно отвергал. Следует воспользоваться такой ситуацией. Умение ставить перед собой цель у ребёнка имеется, необходимо обучать его умению реализовывать эту цель в практических действиях. Малыш готов к обучению, он желает этого. Теперь уже взрослому следует менять стиль отношений с малышом: делать всё не за него, а вместе с ним. Так вступает в свои права педагогика сотрудничества. Начинается этап деятельности, когда ребёнок с радостью и удовлетворением действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к объяснениям, старательно подражает во всём.

Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. От того насколько грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть « посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии.

Именно в период раннего детства ребёнок начинает овладевать чисто человеческим видением мира, типом поведения, видами деятельности.

Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.

Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста (от 1 года до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в учении их разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, одеваться, раздеваться и т.д.

Именно родители организуют самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

1.Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

2.Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

3.Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от родителя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

4.Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

5.Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Заключение

Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.«Я сама» И. МуравейкаДавай будем одеваться…Я сама! Я сама!Пойдем, будем умываться…Я сама! Я сама!Ну идем, х...

Консультация для родителей Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с...

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные ...

Консультация для родителей " Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста

quot;Воспитание самостоятильности у детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

   Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выпо...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»

Консультация для родителе«Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста»...