Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома"
консультация (старшая группа)

Вера Аркадьевна Суркова

Данный материал будет полезен для родителей. Нужно отметить, что музыкотерапия является перспективным направлением, которое используют в работе с детьми по оздоровлению. Слушание спокойной музыки снимает раздражение, отрицательные эмоции, бодрая, жизнерадостная - активизирует, содает радостное настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx101.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                      Консультация для родителей

                           «Музыкотерапия в детском саду и дома»

Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Выделяют следующие формы музыкотерапии:
Активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки, словесный комментарий);
Пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон).
Уважаемые родители, давайте с вами разберемся в том, что же такое музыкотерапия? Как с помощью нее можно повлиять на эмоциональное самочувствие ребенка?
«Музыка – это лекарство, которое слушают»
Музыкотерапия помогает решить ряд проблем:

  • преодолеть психологическую защиту ребенка (успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать);
  • установить контакт между взрослым и ребенком;
  • развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;
  • занять его увлекательными делами (музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах).

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психо-гимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

  • звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
  • духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
  • музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
  • струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
  •    вокальная музыка оказывает влияние на весь организм, но больше всего на             горло.                                        
    В детском саду музыка прослушивается детьми дозировано, это зависит от времени суток, вида деятельности, и даже настроения детей:
    Утром предпочтительно включить мажорную, солнечную, классическую музыку, добрые песни с понятным текстом. 
    Для снятия эмоционального и физического напряжения, расслабления, для спокойного погружения в дневной сон следует воспользоваться благотворным воздействием релаксирующей и мелодичной классической музыки, заполненной звуками природы (журчание ручейка, шум морских волн и крик дельфинов, шелест листьев, голоса птиц). Дети подсознательно расслабляются и успокаиваются. 
    Для пробуждения нужно использовать тихую, нежную, легкую и радостную музыку. Услышав звуки привычной музыки, детям будет легче и спокойнее переключаться из состояния абсолютного покоя к активной деятельности.
                     Музыкотерапия  содержит: 
    слушание музыкальных произведений; 
    пение песен, музыкально-ритмические движения под музыку;
    музыкальные паузы на занятиях;
    взаимодействие музыки и изобразительной деятельности;
    игру на детских музыкальных инструментах;
    музыкальные упражнения и др.
    Рекомендации по применению музыкотерапии в коррекционной работе с детьми:
    использовать для слушания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
    желательно слушать музыкальные пьесы, которые знакомы детям;
    продолжительность слушания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Дома с детьми вы тоже можете использовать музыкотерапию, при соблюдении определенных правил, основанных на психофизиологических принципах более  чем на эстетико-художественных. Самые важные из них: В начале нужно изучить информацию об исполняемом произведении, слушание музыки не должно быть утомительным, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
    Громкость и сила музыки обязательно должна регулироваться. Небольшую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для бодрящей. Очень большая громкость музыки утомляет и возбуждает нервную систему.
    После слушания лечебной музыки немного отдохните. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
    Лечебное использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, и вообще для людей беспокойных и возбужденных.
      
    Рекомендуемые произведения для проведения музыкотерапии
    Музыка для пробуждения:
  • «Вальс цветов», «Зимнее утро» П. Чайковский
  • «Аквариум» К. Сен – Санс
  • «Романс» Д. Шостакович
  • «Утро». Э. Григ
  • «Менуэт» Л. Боккерини

Музыка для релаксации:

  • Колыбельные песни
  • «Мелодия» К. Глюк
  • «Лебедь» К. Сен – Санс
  • «Лунная соната» Л. Бетховен
  • «Песня Сольвейг» Э. Григ
  • «Романс» Г. Свиридов

Организующая музыка: (способствующая концентрации внимания)

  • «Марш» С. Прокофьев
  • «Ария» И.С. Бах
  • «Музыкальный момент» Ф. Шуберт
  • Альбом «Времена года»: «Весна», «Лето» Вивальди

Таким образом, хотелось бы отметить, что музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.

                                    Используемая литература:

1. Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.сост. О. Н. Арсеньевская.- Волгоград: Учитель,2011.-204с.

2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. М., 1985.

3. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт.  СПб.: Питер, 2003.

4. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, 2004.

5. Юсфин А. Г. «Музыка — сила жизни». — СПг.: ООО «Аюрведа Плюс». — 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Фитонцидные растения в детском саду и дома"

Что такое фитонцидные растения? Какие растения благотворно влияют на организм человека, борются с "вредными" микробами, очищают воздух? Какие растения не должны быть у вас, если рядом малень...