План по самообразованию 2022-2023 уч.год
проект (старшая группа)

Имашева Альфия Кабдракимовна

                                                                                                                                        План по самообразованию

«Использование метода макетирования для познавательного развития дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План по самообразованию.23.98 КБ
Файл Проект39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ-СОШ с.Золотая Степь Советского района Саратовской области в с.Александровка Советского района Саратовской области (д/с «Тополек»)

413222. Саратовская область,Советский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.17 т.8(845-66)6-41-68,

 E-mail- alexandrovka.topolek@yandex.ru

  Согласовано на заседании                                                       Утверждено: директор филиала

Педагогического совета                                                            

«  ___» ___________2022г.                                                      ______________  С.И.Александрова

Протокол №___ от _______2022г.                                        Приказ №____от___________2022г.

                      План по самообразованию

«Использование метода макетирования для познавательного развития дошкольников»

 Воспитатель : Имашева А.К.

                                                

2022-2023 уч.год.

                                                                                   

Актуальность выбранной темы

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:

-открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;

- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.

Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас.

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

‒ Эмоциональная отзывчивость

‒ Любознательность

‒ Активность

‒ Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Цель работы по самообразованию: развитие познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования; создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.

Задачи:

 - Создавать условия для проведения макетной деятельности. Побуждать детей участвовать в этом виде деятельности, формировать положительное отношение.

 - Развивать речь детей, познавательный интерес, память, внимание, мышление используя макеты. Расширять словарный запас. Знакомить детей с созданием макетов.

 - Воспитывать интерес к созданию макетов и бережное отношение к созданным макетам товарищей.

п/п

Срок реализации

Активная форма работы, тема

Цель

Ответственные

1

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Изучение методической литературы.

Беседа «Что же такое макет?

Консультация «Макетирование в ДОУ».

Расширять знания по театрализованной деятельности.

Расширять знания детей о макетах.

Расширять знания педагогов.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

2

Октябрь

1 неделя

2-4 неделя

Виды макетов.

Изготовление макета дерева «Времена года».

Познакомить детей с видами макетов.

Привлечь родителей к подбору материала для макета.

Воспитатель

Воспитатель, родители

3

Ноябрь

1 неделя

3 неделя

Консультация для родителей «Значение макета в развитии речи детей».

Изготовление макета «Урожай созрел».

Расширять знания родителей.

Изготовить макет огорода.

Воспитатель

Воспитатель

4

Декабрь

1-2 неделя

3 неделя

Изготовление макета «Зимние забавы».

 «Использование макетов для развития дошкольников».

Изготовить макет зимних развлечений на улице.

Разработать методические рекомендации.

Воспитатель

Воспитатель

5

Январь

2 неделя

3-4 неделя

Индивидуальная работа с детьми (выборочно): «Составь рассказ».

Д/И «Опиши времена года», «Почему я люблю зиму».

Формировать умение детей составлять рассказ используя макет.

Формировать умение детей составлять рассказ, опираясь на макет, развивать внимание, логическое мышление.

Воспитатель

Воспитатель, родители

6

Февраль

1 неделя

2 неделя

Консультация «Роль макетирования в творчестве детей».

Консультация «Макет и связная речь».

Расширять знания родителей.

Расширять знания родителей.

Воспитатель

Воспитатель

7

Март

1-3 неделя

4 неделя

 

Индивидуальная работа с детьми (выборочно): «Составь рассказ».

Оформление картотеки на данную тему.

Формировать умение детей составлять рассказ используя макет. «Весна пришла»

Подобрать и оформить Д/И по созданным в группе макетам.

Воспитатели

Воспитатель

8

Апрель

1 неделя

3 неделя

Изготовление макета «Насекомые на лугу».

Постройка из кубиков макета «Наш участок».

 Изготовить макет лужайки с насекомыми.

Учить детей создавать макет участка в ДОУ и обыгрывать его.

Воспитатель

Воспитатель

9

Май

1 неделя

2 неделя

Д/И «Составь рассказ».

Конспект «Полянка для лягушонка».

        Формировать умение детей составлять рассказ используя макет.

Проведение занятия с детьми, коллективная работа, изготовление макета полянки.

Воспитатель

Воспитатель



Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ-СОШ с.Золотая Степь Советского района Саратовской области в с.Александровка Советского района Саратовской области (д/с «Тополек»)

413222. Саратовская область,Советский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.17 т.8(845-66)6-41-68,

 E-mail- alexandrovka.topolek@yandex.ru

                                                                                                     

Согласовано на заседании                                                       Утверждено: директор филиала

Педагогического совета                                                            

«  ___» ___________2022г.                                                     ______________  С.И.Александрова

Протокол №___ от _______2022г.                                        Приказ №____от___________2022г.

Проект

«Макет, как, один из элементов предметно-  пространственной среды  в условиях ФГОС ДО»

Воспитатель:  Имашева А.К.

2022-2023г.

Участники проекта: дети  группы ,воспитатели ,родители.

Тип проекта: игровой

Продолжительность :долгосрочный

    Актуальность:

В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования под ред. В.И. Слободчикова перед педагогами ДОУ определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны  и реализации партнерского  взаимодействия с ребенком в комплексно – тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны.

В практике освоения комплексно – тематической модели, на наш взгляд, заслуживает внимания технология макетирования в игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Таким образом, макет должен занять достойное место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно - игровой среде. В работах разных исследователей макетным играм с мелкими игрушками отводится роль одной из форм  сюжетной игры. Ж.Пиаже  обращает внимание на то, что   «…посредством мелкого материала создаются воображаемые миры, охватываемые единым взором творца – ребенка».

Согласно теории Н.Я. Михайленко, объединяющей  для всех форм игры является направленность дошкольников на моделирование мира через последовательности  сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно – смысловые  контексты. Развивающая среда для игры дошкольников включает в себя два основных фактора: это,  прежде всего играющий с детьми взрослый – партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения),  как более сложного способа построения игры, и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.

К 5 годам , освоив условное действие с предметами и ролевое поведение , ребенок переходит на следующую ступень игры – он может строить множество игровых «миров», воплощая их в предметной форме (виде своеобразных макетов), придумывая и комбинируя разнообразные сюжетные события. Этот этап развития игры может быть назван этапом сюжетосложения. Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни старших дошкольников достойное  место заняла творческая режиссёрская игра, как одна из форм сюжетной .Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей .Для того чтобы игра на макетной основе получила своё развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно – средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.

Новизна: 

Создание условия для реализации образовательного и воспитательного процесса с соответствии ФГОС ДО  с учетом возможностей современных  детей посредством  применения  макетов  , в  творческой  режиссёрской  игре.

 

 Цели методической разработки:

  • Создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
  • Формирование в играх – макетах символической функции сознания ребенка, развитие его познавательной и коммуникативной деятельности.

Задачи :

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников

2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;

3.  Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников

(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой,  художественной, театрализованной)

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

5.Обеспечить для свободного выбора ребенком в предметно – развивающей среде разнообразие макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных.

6. Обеспечить совместное с взрослым вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.

 

 Ожидаемый результат:

1.Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.

2.100% детей включаются в процесс обыгрывания макетов.

3.У 50% детей группы сформированы умения сюжетосложения.

Классификация макетов (краткая характеристика).

  По Н.А.Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты:

Макеты-модели,   представляют   собой   уменьшенные   целостные   объекты,   направляющие   воображение   ребенка     в     основном     на     события, происходящие   «внутри»   этих   объектов; («кукольный дом»).

  Макеты-карты, отображают  определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов («Улицы города», ландшафтный макет - обобщенное «природное» пространство).«Универсальные» макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.При этом игровые предметы в макете могут в разной степени задавать тематику сюжета. В этом отношении, их можно разделить на тематически определенные (например ,фигурка пожарного и пожарная машина), тематически многозначные (например, условная фигурка человечка и платформа на колесиках, которая может стать любым транспортным средством) и тематически неопределенные предметы (обычно обозначаемые как полифункциональный материал, например, резная деревянная чурочка, которая в воображении ребенка может стать и животным, и строением и фонтаном).

Макеты-модели представляют собой небольшую плоскость с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с  предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

Макеты-карты - это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и объектами-маркерами пространства.  На макете «Улицы города»  цветом выделяются дороги, площадки для зданий.

Территория дополняется объектами (дома, гараж ,бензоколонка ,мост, эстакада).
Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес, русло реки, холмы, овраги). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, дом)

«Универсальный» макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.

Универсальные приёмы  работы с макетом:

  • Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме: рассматривание иллюстраций,   проведение экскурсий, использование ИКТ.
  • Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала)
  • Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).
  • Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).

Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно – тематическому принципу. В содержание работы с макетом  легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации   образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания.

На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности .Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками .Но для того чтобы ,она получила свое развитие малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет .Играя с макетами ,ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей .Моделирует реальные ситуации или социальные  отношения в игровой форме .Главное в создании макета ,который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом ,что при размещении составных частей макета ,ребенок применяет полученные знания ,обобщает информацию ,полученную ранее ,таким образом происходит развитие речи ,дошкольники учатся рассуждать ,а значит развивается логическое мышление ,словарь и выразительность речи Таким образом ,вне зависимости от своего типа и назначения ,макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной ,трудовой ,познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной .Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка ,инициативу . В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.

 В своей работе  я  использую макеты для «погружения» детей в лексическую тему.  Макеты мною используются в ознакомлении детей с окружающим миром.

  Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.

 Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим  беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.  

 Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности.  

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Обеспечивая привлекательную для ребёнка деятельность, макет также облегчает жизнь родителям: с одной стороны, ребёнок увлечён игрой и не испытывает скуки, с другой стороны, макет – это хорошая подсказка взрослому для подключения к детской игре в качестве партнёра, повод для обогащения замыслов ребёнка, для содержательного общения с ним. Именно игровой макет может увлечь взрослого, вернуть его на какой – то момент в детство, и сделать искренним, эмоциональным партнёром ребёнка.

Достоинством игрового макета заключается в том, что, являясь стержнем игрового уголка, он собирает разнообразные разрозненные игрушки, позволяет обойтись небольшим их количеством, направляя ребёнка на приспособление под свои замыслы материалов. Игровой макет развивает ребёнка, избавляет его от скуки и даёт опору взрослому для совместной деятельности с детьми.

                           

I. Подготовительный этап. 

  • Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение

содержания деятельности всех участников проекта.

II. Основной этап реализации проекта 

  • Работа с детьми.      
  •   Взаимодействие с родителями
  • Создать условия для обеспечения разных видов  деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной,

самостоятельной, творческой,  художественной, театрализованной)

     Организация  взаимодействия с семьями воспитанников.

С целью обеспечения обратной связи с родителями по созданию и организации развивающей среды   проводились самые разнообразные работы.

  • Родительские собрания
  • Выставки
  • Консультации

 Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения организации развивающей среды в группе

III . Заключительный этап 

 1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями. 
2. Анализ эффективности системы работы по созданию макетов для самостоятельной деятельности  у детей и применение их во время игр.
3.Творческая самопрезентация  на педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка макетов.

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

-тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

-отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей  при играх с макетами развивались  интеллектуальные качества ребенка ,инициатива и волевое усилие .У детей повысился  уровень любознательности ,они задают вопросы.  Игры с макетами способствовали  знакомству с окружающим миром, развитию творческого познавательного мышления, развитию коммуникативных навыков, монологической и связной речи, а так же умению играть в коллективе.

Использование макетов не только способствует развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников, но и обогащает предметно-развивающую среду в группе.

Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов и внедрении в систему работы  МБДОУ.

Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело созданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности.

-Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста

                                               Использованная литература:

1.Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова. Как  играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.

2.Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,1997

3.Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

 

                                     

                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьни...

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...

План по самообразованию 2022-2023 гг. «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»....

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий".

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности  с использованием интерактивных технологий"....

План по самообразованию 2022-2023

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Уч...

план по самообразованию 2022-2023

Повысить  профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста...