План по самообразованию 2022-2023 уч.год
проект (старшая группа)
План по самообразованию
«Использование метода макетирования для познавательного развития дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию. | 23.98 КБ |
Проект | 39.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МАОУ-СОШ с.Золотая Степь Советского района Саратовской области в с.Александровка Советского района Саратовской области (д/с «Тополек») 413222. Саратовская область,Советский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.17 т.8(845-66)6-41-68, E-mail- alexandrovka.topolek@yandex.ru Согласовано на заседании Утверждено: директор филиала Педагогического совета « ___» ___________2022г. ______________ С.И.Александрова Протокол №___ от _______2022г. Приказ №____от___________2022г. План по самообразованию «Использование метода макетирования для познавательного развития дошкольников» Воспитатель : Имашева А.К.
2022-2023 уч.год. |
Актуальность выбранной темы
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми.
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:
-открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;
- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.
Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития».
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас.
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
‒ Эмоциональная отзывчивость
‒ Любознательность
‒ Активность
‒ Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Цель работы по самообразованию: развитие познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования; создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
Задачи:
- Создавать условия для проведения макетной деятельности. Побуждать детей участвовать в этом виде деятельности, формировать положительное отношение.
- Развивать речь детей, познавательный интерес, память, внимание, мышление используя макеты. Расширять словарный запас. Знакомить детей с созданием макетов.
- Воспитывать интерес к созданию макетов и бережное отношение к созданным макетам товарищей.
Предварительный просмотр:
Филиал МАОУ-СОШ с.Золотая Степь Советского района Саратовской области в с.Александровка Советского района Саратовской области (д/с «Тополек»)
413222. Саратовская область,Советский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.17 т.8(845-66)6-41-68,
E-mail- alexandrovka.topolek@yandex.ru
Согласовано на заседании Утверждено: директор филиала
Педагогического совета
« ___» ___________2022г. ______________ С.И.Александрова
Протокол №___ от _______2022г. Приказ №____от___________2022г.
Проект
«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
Воспитатель: Имашева А.К.
2022-2023г.
Участники проекта: дети группы ,воспитатели ,родители.
Тип проекта: игровой
Продолжительность :долгосрочный
Актуальность:
В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования под ред. В.И. Слободчикова перед педагогами ДОУ определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны и реализации партнерского взаимодействия с ребенком в комплексно – тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны.
В практике освоения комплексно – тематической модели, на наш взгляд, заслуживает внимания технология макетирования в игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности (чтения художественных текстов, продуктивной деятельности, сюжетной игры). Таким образом, макет должен занять достойное место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его предметно - игровой среде. В работах разных исследователей макетным играм с мелкими игрушками отводится роль одной из форм сюжетной игры. Ж.Пиаже обращает внимание на то, что «…посредством мелкого материала создаются воображаемые миры, охватываемые единым взором творца – ребенка».
Согласно теории Н.Я. Михайленко, объединяющей для всех форм игры является направленность дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно – смысловые контексты. Развивающая среда для игры дошкольников включает в себя два основных фактора: это, прежде всего играющий с детьми взрослый – партнер, задающий образцы сюжетного комбинирования (сюжетосложения), как более сложного способа построения игры, и собственно предметная среда, активизирующая и продвигающая детскую игру вне актуально задействованного в ней взрослого.
К 5 годам , освоив условное действие с предметами и ролевое поведение , ребенок переходит на следующую ступень игры – он может строить множество игровых «миров», воплощая их в предметной форме (виде своеобразных макетов), придумывая и комбинируя разнообразные сюжетные события. Этот этап развития игры может быть назван этапом сюжетосложения. Игры на макетной основе уже в среднем дошкольном возрасте способствуют тому, чтобы в жизни старших дошкольников достойное место заняла творческая режиссёрская игра, как одна из форм сюжетной .Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в старшей группе, педагог имеет возможность решать задачи, связанные с развитием сюжетосложения у детей .Для того чтобы игра на макетной основе получила своё развитие в образовательном процессе дошкольного учреждения, как элемент предметно – средовой модели, необходимо совершенствование методики ее реализации в содержании любого тематического комплекса.
Новизна:
Создание условия для реализации образовательного и воспитательного процесса с соответствии ФГОС ДО с учетом возможностей современных детей посредством применения макетов , в творческой режиссёрской игре.
Цели методической разработки:
- Создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
- Формирование в играх – макетах символической функции сознания ребенка, развитие его познавательной и коммуникативной деятельности.
Задачи :
1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников
(игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной)
4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
5.Обеспечить для свободного выбора ребенком в предметно – развивающей среде разнообразие макетных основ; предметов-маркеров пространства и предметов тематически определенных, неопределенных и многозначных.
6. Обеспечить совместное с взрослым вариативное обыгрывание макета в стиле партнерского взаимодействия и для свободной детской активности.
Ожидаемый результат:
1.Подобрано оборудование для создания разнообразных макетных основ.
2.100% детей включаются в процесс обыгрывания макетов.
3.У 50% детей группы сформированы умения сюжетосложения.
Классификация макетов (краткая характеристика).
По Н.А.Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты:
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов; («кукольный дом»).
Макеты-карты, отображают определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов («Улицы города», ландшафтный макет - обобщенное «природное» пространство).«Универсальные» макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.При этом игровые предметы в макете могут в разной степени задавать тематику сюжета. В этом отношении, их можно разделить на тематически определенные (например ,фигурка пожарного и пожарная машина), тематически многозначные (например, условная фигурка человечка и платформа на колесиках, которая может стать любым транспортным средством) и тематически неопределенные предметы (обычно обозначаемые как полифункциональный материал, например, резная деревянная чурочка, которая в воображении ребенка может стать и животным, и строением и фонтаном).
Макеты-модели представляют собой небольшую плоскость с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).
Макеты-карты - это плоскости (не менее50x60 см) с планом – схемой и объектами-маркерами пространства. На макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий.
Территория дополняется объектами (дома, гараж ,бензоколонка ,мост, эстакада).
Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес, русло реки, холмы, овраги). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, дом)
«Универсальный» макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении.
Универсальные приёмы работы с макетом:
- Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме: рассматривание иллюстраций, проведение экскурсий, использование ИКТ.
- Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала)
- Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).
- Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).
Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно – тематическому принципу. В содержание работы с макетом легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания.
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности .Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками .Но для того чтобы ,она получила свое развитие малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет .Играя с макетами ,ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей .Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме .Главное в создании макета ,который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом ,что при размещении составных частей макета ,ребенок применяет полученные знания ,обобщает информацию ,полученную ранее ,таким образом происходит развитие речи ,дошкольники учатся рассуждать ,а значит развивается логическое мышление ,словарь и выразительность речи Таким образом ,вне зависимости от своего типа и назначения ,макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной ,трудовой ,познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной .Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка ,инициативу . В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию.
В своей работе я использую макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Макеты мною используются в ознакомлении детей с окружающим миром.
Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения. При изготовлении макетов дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас.
Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности.
Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Все представленные макеты используются детьми в самостоятельной деятельности.
Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.
Обеспечивая привлекательную для ребёнка деятельность, макет также облегчает жизнь родителям: с одной стороны, ребёнок увлечён игрой и не испытывает скуки, с другой стороны, макет – это хорошая подсказка взрослому для подключения к детской игре в качестве партнёра, повод для обогащения замыслов ребёнка, для содержательного общения с ним. Именно игровой макет может увлечь взрослого, вернуть его на какой – то момент в детство, и сделать искренним, эмоциональным партнёром ребёнка.
Достоинством игрового макета заключается в том, что, являясь стержнем игрового уголка, он собирает разнообразные разрозненные игрушки, позволяет обойтись небольшим их количеством, направляя ребёнка на приспособление под свои замыслы материалов. Игровой макет развивает ребёнка, избавляет его от скуки и даёт опору взрослому для совместной деятельности с детьми.
I. Подготовительный этап.
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение
содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта
- Работа с детьми.
- Взаимодействие с родителями
- Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной,
самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной)
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
С целью обеспечения обратной связи с родителями по созданию и организации развивающей среды проводились самые разнообразные работы.
- Родительские собрания
- Выставки
- Консультации
Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения организации развивающей среды в группе
III . Заключительный этап
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по созданию макетов для самостоятельной деятельности у детей и применение их во время игр.
3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка макетов.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
-тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
-отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей при играх с макетами развивались интеллектуальные качества ребенка ,инициатива и волевое усилие .У детей повысился уровень любознательности ,они задают вопросы. Игры с макетами способствовали знакомству с окружающим миром, развитию творческого познавательного мышления, развитию коммуникативных навыков, монологической и связной речи, а так же умению играть в коллективе.
Использование макетов не только способствует развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников, но и обогащает предметно-развивающую среду в группе.
Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта. Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов и внедрении в систему работы МБДОУ.
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело созданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности.
-Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста
Использованная литература:
1.Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.
2.Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,1997
3.Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию 2022-2023 учебный год
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьни...
план по самообразованию 2022-2023 учебный год
Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....
План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...
План по самообразованию 2022-2023 гг. «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»....
План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий".
План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий"....
План по самообразованию 2022-2023
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Уч...
план по самообразованию 2022-2023
Повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста...