Мастер-класс для родителей "Играем в "сказки-шумелки" дома"
материал

Косенко Марина Петровна

Мастер-класс для родителей

«Играем в сказки — «шумелки» дома»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8

муниципального образования Усть-Лабинский район

Мастер-класс

для родителей

«Играем в сказки — «шумелки» дома»

Подготовила:

музыкальный руководитель

                                                                 Косенко М. П.

г. Усть – Лабинск

Цель: побуждение родителей и детей к творческому музицированию и

           инструментальной деятельности.

В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:

  1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных  

инструментов, овладение приемами игры на них;

  1. развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа,  

звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха, мелкой моторики рук, творческого потенциала, коллективных навыков игры;

  1. формирование художественного вкуса.

Ход мероприятия:

   Сегодня мы собрались все вместе, чтобы ненадолго вернуться в детство!

Мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности, как игра на детских  музыкальных инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям.

      Так что же такое шум? Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

      В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

      К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты - это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

     Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

     Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3. Звуковая иллюстрация стихов

4. Сказки- шумелки

Сказки- шумелки - одна из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

    Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее

условленным сигналом.

Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Можно предложить ребёнку простые игры-шумелки, в которых главная задача звукового оформителя — быстро ориентироваться в предлагаемых понятиях. Суть задания проста: звук издаётся одним способом (хлопаем ладошками по коленям, или топаем ножками, или стучим по дощечке — неважно). Но варьируем его ритм и громкость.

Давайте попробуем изобразить такую сказку.

Сказка «Мамы и детки».

Вы называете взрослых животных и детёнышей, а малыш стучит либо частыми «шажками», либо редкими.

Вот пошла слониха-мама.

Медленно.

А за ней — её слонёнок.

Быстро.

Прошла рядом мама-кошка.

Медленно.

А за ней — её котёнок.

Быстро.

Пробежал смешной щеночек.

Быстро.

А навстречу — папа-пёс.

Медленно.

А за ним собака-мама.

Медленно.

Собака-бабушка.

Медленно.

И маленький братишка-щенок.

Быстро.

Или шумелка-парочка «Далеко-близко»

Далеко проехал трактор.

Тихо.

Близко проскочил трамвай.

Громко.

Далеко прошёл автобус.

Тихо.

А поближе — грузовик.

Громко.

А поближе — мотоцикл.

Ещё громче.

А подальше — мотоцикл.

Тише.

И подальше — мотоцикл.

Ещё тише.

А сейчас мы сами попробуем озвучим сказку уже с музыкальными инструментами, игрушками-шумелками.

Сказка-шумелка «Весенняя прогулка»

Однажды Танечка с мамой пошли гулять.

Шаги. (трещётка, колотушка)

Дело было весной, когда распустились цветы и повсюду щебетали птички.

«Птичек» могут исполнить детская свиристелка, металлофон, треугольник…

Мама увидела очень красивый цветок и подошла к нему.

Громкие и медленные шаги (трещётка, колотушка)

Она позвала дочку, и Танечка тоже подошла к цветку.

Тихие и быстрые шаги (колотушка)

А там, в цветке, сидела самая настоящая пчела.

«Жжжжжж» (шумелка)

Но Танечка даже ни капельки не испугалась. Потому что пчёл она перестала бояться ещё в два годика. Тем более от пчёлки девочку отвлёк шорох в траве.

Пошелестеть бумагой.

Ну надо же! — восклинула мама. — Смотри-ка, Татьяна: тут ёжик.

Фыр-фыр-фыр (маракасы)

Довольные прогулкой, мама с Танечкой отправились домой.

Шаги (трещётка, колотушка)

По дороге они ещё встретили дятла.

Постучать по дощечке.

Но это уже другая история. А пока — конец!

Удар по треугольнику

Мы исполнили сказку, используя музыкальные инструменты, а можно использовать самодельные инструменты, из бросового материала.

Таких сказок очень много, их можно найти в интернете и вместе с ребёнком поиграть, а инструментами может быть всё что угодно – банки, крышки, ложки, расчёска и т. д.

Сейчас мы с ребятами поиграем в игру, в которой можно использовать образные игрушки – шумелки- игра «Звери в лесу» - развивает у детей чувство ритма, звуковысотность, воображение (музыкальный руководитель играет музыкальные фрагменты под характер зверей – в низком регистре для медведя, в среднем – для зайца, в высоком - для лисы, дети танцуют с игрушкой –шумелкой под свою музыку) Можно вариации придумать: играют танцуют дикие животные, домашние, овощи созрели в огороде… и т. д.

«Зачем всё это?» - спросите вы….

Играя на шумовых инструментах, дети

• во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой)

• во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,

• в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они (сделанные вместе с родителями) вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Мы бы хотелось, чтобы и в группе у ваших детей был весёлый театр «игрушек-шумелок». Сегодня мы сделаем самые простые, а кто вдохновиться, может выполнить дома что-то посложнее и принести в детский сад.

Итак, начинаем практическую часть мастер-класса.

(В практической части мастер-класса родители с детьми изготовили игрушки-шумелки по сказке "Теремок").

Вопросы для рефлексии:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

___

2. Какие в связи с этим открытия, выводы для себя вы сделали?

___

3. Возник ли у вас интерес к использованию элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Способы изготовления «Игрушек –шумелок»

«Шуршунчики»

Цветные пластиковые «киндер-сюрпризы» наполняются фасолинками, горошинами, семечками или бусинками и т. п. Чтобы превратить «шуршунчик» в «погремушку», с одной стороны «киндер-сюрприза» проделывается отверстие для палочки-держалочки. Для разнообразия тембра наполнителем погремушки можно использовать крупу.

«Часики-шуршалочки».

Через крышку спичечной коробки протягивается тонкая круглая резинка (по размеру запястья, а в коробку можно положить любые семечки, крупу и т. п. Надев часики на руку, нужно потрясти кистью руки, чтобы «разбудить» инструмент. Этот инструмент удобно использовать и в качестве ориентира (правой, левой стороны) при исполнении музыкально-ритмических движений.

«Озорные колпачки»

 Колпачки от зубной пасты, дезодоранта, лака разных размеров. Этими инструментами дети с удовольствием отстукивают ритм песни, пляски. В зависимости от тембра «голоса» колпачки приобрели имена: бабушка, дедушка, малышок.

«Хлопушки».

Чтобы создать этот инструмент, необходимо проделать шилом два отверстия в нижней части баночки от вазелина, продеть через них тонкую резиночку, закрепить узелками внутри баночки, оставив снаружи петлю из резинки, закрыв крышку и соединить обе части клейкой лентой. Хлопушки надеваются на ладошки. Дошколята очень любят хлопать в ладоши различные ритмы, когда в них «прячутся» «хлопушки». Можно по такому же принципу сделать хлопушки их крышек от майонеза.

«Маракасы-преврашалки»

 В баночки из-под чипсов насыпаются различные наполнители (крупа, семечки, фасоль, горох) – это маракасы. Если поиграть по крышке маракаса палочкой или пальчиком, то он «превращается» в барабанчик. Такое превращение инструмента позволяет его использовать в играх на определение характера музыки

«Барабанчики с двумя голосами»

получились из прозрачных пластиковых контейнеров для изюма. Дети дали такое название инструменту, заметив разное звучание барабана, если поиграть по цветной стороне и по прозрачной.

«Звучащие ключи»

Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

"Звонарики"

Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.

"Чудо-кастаньеты"

Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

Трещотка "Гармошка"

Описание: Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке.

«Шейкер»

Описание: Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.

Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т. п. Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, оклеив их разноцветной бумагой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...