План по самообразованию
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 22 «Город детства»
ПЛАН
по самообразованию
«Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
через игровую деятельность».
Воспитатель: Бабаева Д.И
Начало изучения темы: сентябрь 2023 г.
Окончание изучения темы: май 2024г
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и повысить уровень готовности детей к обучению в школе.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми старшего возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей :
- обогащать новыми представлениями и понятиями;
- закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Актуальность: огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Этапы реализации
Подготовительный (сбор информации по проблеме)
- определение темы по самообразованию;
- постановка цели и задач по самообразованию;
- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;
- подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток;
- изготовление развивающих игр по математике;
- создание развивающей среды в группе;
- подбор материала для продуктивной деятельности;
- составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП;
- разработка конспектов игр – занятий образовательной деятельности, развлечений, викторин, КВН.
- привлечение родителей к совместной работе;
- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП;
- проведение анкетирования родителей.
Организационно – диагностический
- работа над планом;
- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;
- работа с родителями;
- беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- развивающие игры и упражнения;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие
ситуации;
- интерактивные игры;
- игры-головоломки.
Итоговый
-повышение исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремление к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей);
- самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе;
- результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые результаты (повторное анкетирование, мониторинг);
- обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о
проделанной работе).
- планирование деятельности и перспектив развития;
- презентация «Занимательная математика»;
- публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.
Методы и формы работы:
Форма работы с детьми: групповая, индивидуальная.
Методы и приё мы работы с детьми: игровые, практические, словесные наглядные; показ, инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы к детям.
Предполагаемые итоги реализации:
- повышение своей компетентности в вопросах формирования элементарных математических представлений посредством дидактических и интерактивных игр;
- внедрение в образовательный процесс инновационных технологий;
- разработка и апробирование дидактических игр, карточек, презентаций;
- создание педагогических разработок по теме;
- проведение родительских собраний и консультаций;
- разработка методических рекомендаций и дидактических материалов в рамках реализуемой темы.
- участие в педагогических советах, вебинарах;
- обмен опытом с воспитателями на своем сайте;
- продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познавательное развитие», по теме самообразования : «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Основные вопросы, намеченные для изучения:
-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального
назначения;
-желание улучшить образовательный процесс;
-разработка презентаций по математике;
-разработка и внедрение дидактических материалов;
-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных
пространствах, в методических журналах;
- разработка перспективного планирования по формированию элементарных математических представлений;
-доклады и выступления по распространению опыта работы.
Методическая работа:
-выбор и определение темы самообразования;
-планирование работы по теме самообразования;
-определение цели, задач;
-подбор методической литературы;
- работа с картотекой и видеотекой методического кабинета;
- изучение опыта педагогов на интернет сайтах;
-диагностика знаний и умений детей в данной области;
-изучение психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
-знакомство, изучение, анализ литературы по теме самообразования;
-консультация со старшим воспитателем по выбранной теме.
Перспективный план работы по теме самообразования
Месяц Тема Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями
Сентябрь Определить уровень математических способностей детей - диагностика.
Счёт до 5.
«Геометрические фигуры».
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.
2. Составить перспективный план работы по самообразованию.
3. Проведение диагностики детей в начале учебного года.
4. Анализ результатов диагностики.
Упражнять детей в счёте до 5; в умение сравнивать две группы предметов.
Игры:
«Собери в корзину»
«Что, где».
Закрепить и активизировать знания детей о геометрических фигурах.
Упражнения:
«Сделай фигуру»,
«Назови порядок».
Игры: «Кто больше принесет?». Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка».
Октябрь «Число и цифра 6».
«Измерение жидкости». 1. Изучить теорию обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала.
2. Работа над развивающей математической средой группы.
3. Знакомство с литературой.
4. Оформление уголка группы.
Знакомство с числом 6.
Игры: «Не ошибись», «Скажи наоборот»,
«Кто больше назовет».
Проблемная ситуация: «Как узнать, сколько воды в банке?».
Упражнение: «Сделай узор».
Консультация
«Веселая математика дома».
Ноябрь «Трапеция, ромб».
«Число и цифра 7». 1. Разработка картотек игр по ФЭМП.
2. Подбор дидактического материала.
3. «Математика для дошкольников» - оформление папки –
передвижки.
Познакомить с трапецией и ромбом.
Знакомство с числом 7.
Упражнение: «Классификация фигур».
Игры: «Кто знает – пусть дальше считает», «Что изменилось», «Что, где», «Назови фигуру».
Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи».
Декабрь «Четырёхугольник».
«Число и цифра 8». 1. Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек).
2. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
Познакомить с признаками четырехугольника.
Игры:
«Игра с палочками»,
«Отгадай, что мы делаем?»
«Отгадай где».
Упражнения:
«Сделай фигуру»,
«Назови порядок».
Игры: «Кто больше принесет?»,
Знакомство с числом 8.
Игры:
«Какой цифры не стало?»,
«Что изменилось?»,
«Кто быстрее?».
Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.
«Как изготовить игру своими руками из бросового
материала» -
практическое занятие с
родителями.
Январь «Задача.
Структура задачи».
«Ориентировка во времени». 1. Работа над созданием методических папок.
2. Подбор материала по темам.
Дать представление об арифметической задаче. Учить выделять: условие, вопрос, решение, ответ.
Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года.
Игры: «Ответь на вопрос», «Что, где?»,
«Отгадай – ка», «Отгадай число», «Четвёртый лишний», «Неделька, стройся!».
Консультация «Как организовать игры детей дома с
использованием занимательного материала».
Февраль «Измерение протяженности».
«Знаки сравнения: меньше, больше и равно». 1. Проведение открытого занятия для педагогов по математике с использованием занимательных математических игр.
2. Подбор загадок, задач-шуток, занимательных вопросов для занятий и для совместной деятельности воспитателя и детей. 3. Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры).
Учить измерять протяженность с помощью условной мерки. Познакомить со знаками сравнения: меньше, больше и равно. Интегрированное занятие.
Упражнение: «Сделай по-другому».
Игры: «Какой цифры не стало?», «Скольким куклам завяжем бантики?»,
«Считывай, сравнивай, записывай», «Найди пару». Консультация для родителей «Математика – это интересно».
Кроссворд по счёту в уголке, для родителей.
Март «Измерение сыпучих веществ».
«Число и цифра 9». 1. Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки.
Эксперимент: «Сколько гороха в миске?».
Игры: «Найди пару», «Книги на полке»,
«Кто больше назовет»,
«Отгадай сколько шагов».
Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9.
Математический досуг с
родителями
«По следам Колобка».
Апрель «Деление целого на равные части».
«Число и цифра 10». Подбор презентаций, интерактивных игр по изучаемым темам. Учить делить целое на равные части, показывать и называть части: «одна вторая», «одна четвертая», «половина». Познакомить с образованием числа 10.
Упражнение: «Делим торт».
Игры: «Найди свой домик», «Игра с кубом», «Отгадай – ка».
Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке.
Консультация «Поиграйте в цифры с детьми».
Май Ориентировка во времени. Часы.
Геометрические понятия: точка, отрезок, луч, прямая линия, кривая линия.
Диагностика. 1. Выступление по обмену опытом по теме: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность». 2. Презентация по теме.
3. Проведение итоговой диагностики по ФЭМП детей старшей группы.
4. Анализ диагностики детей. 5. Самоанализ и самооценка работы по самообразованию. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.
Игра: «Определи, который час».
Уточнить представления детей о геометрических понятиях: точке, отрезке, луче, прямой линии, кривой линии и их основных признаках.
Игры: «Узнай и назови», «Отгадай – ка».
Итоговое занятие «Математическое королевство» - закрепить пройденный
материал.
Консультация «Логические упражнения и задачи, как средства
занимательной математики».
Индивидуально поговорить об успехах ребенка.
Заключение: в процессе работы над данной темой, я могу сделать вывод, что мой профессиональный уровень повысился. Этому способствовало изучение методической литературы, проведение ряда мероприятий, а также ежедневная работа с детьми. Изучение выбранной темы помогло мне в организации по ФЭМП у дошкольников. Я старалась внести новшества и стала использовать нетрадиционные формы в организации занятий. Этим я смогла заинтересовать детей, у детей появился познавательный интерес к занятиям по математике. Сложные темы по ФЭМП стали усваиваться детьми намного легче. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики. Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения активно провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям. Игра - естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Без учебного процесса на занятие математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово - ТВОРЧЕСТВО!
Методическая литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. : «Просвещение», 1991г.
2. Волчкова В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
3. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
4. Математика от трех до шести : учеб. - метод. Пособие для воспитателей детских садов / сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе – СПб. : Детство-Пресс, 1996
5. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» старшая группа /авт. - сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова - Волгоград: Издательство «Учитель», 2010
6. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990 г.
7. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004 г.
8. В. Волина «Веселая математика» - Москва,1999 г.
9. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002 г.
10. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...