Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми Ясельного возраста группы №1 «Карапузики» на 2022-2023 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа
Совместной деятельности педагогов с детьми
Ясельного возраста группы №1 «Карапузики»
на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yaselnoy_gruppy_karapuziki_2022-2023.docx | 90.9 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом МКДОУ Заведующий МКДОУ ЗАТО
ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок» Знаменск ЦРР «Родничок»
Протокол №1 от 31.08.2022 г ___________Л.А.Резниккова
31.08.2022 г.
Рабочая программа
Совместной деятельности педагогов с детьми
Ясельного возраста группы №1 «Карапузики»
на 2022-2023 учебный год
Составили: Ткачёва О.С., воспитатель
Погребнякова В.К., воспитатель
Знаменск 2022 г.
Содержание
I. Целевой раздел
Пояснительная записка 3
1.1. Цели и задачи Программы 4
2.1. Возрастные особенности развития детей 1-2 лет 5
1.2. Планируемые результаты освоения Программы 8
II. Содержательный раздел
2.1. Особенности воспитательно-образовательного процесса 9
2.2. Комплексно-тематическое планирование 11
2.3. Развитие речи 16
2.4. Художественная литература 18
2.5. Развитие движений 19
2.6. Игры-занятия с дидактическим материалом 20
2.7. Музыкальное воспитание 22
2.8. Формы образовательной работы 23
2.9. Взаимодействие детского сада с семьей 24
III. Организационный раздел
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды 27
3.2. Планирование образовательной деятельности 33
3.3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 33
3.4. Список методической литературы 36
I. Целевой раздел.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа ясельной группы раннего возраста «Карапузики» разработана воспитателями МКДОУ ЗАТО ЗНАМЕНСК ЦРР «Родничок» детского сада №5 Ткачёвой О.С., Погребняковой В.К. программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того учтены концептуальные положения используемой в МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок» Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа ясельной группы раннего возраста муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 «Родничок» в соответствии с ФГОС является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок». Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в определенном возрастном периоде, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Настоящая образовательная программа разработана для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 5 «Родничок».
Общеобразовательная программа ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Используются парциальные программы: ……………………………………….
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
2.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменением) «Об образовании в Российской Федерации».
-Приказом министерства образования науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 №373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования».
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
-Устав МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок»
-Основная образовательная программа МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок» разработана на основе основной общеобразовальной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,Т.С. Комаровой,Э.М.Дорофеевой.
-Положение о Рабочей программе МКДОУ ЗАТО Знаменск «Родничок»
4. Региональными документами:
- ………………….
5. Основными нормативно-правовыми документами МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок»Устав МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок» Основная образовательная программа МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок» № 5 разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
- Положение о Рабочей программе МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок» №5
1.1. Цели и задачи программы.
Цели программы – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
- Укреплять и сохранять здоровья детей.
- Воспитывать культурно-гигиенических навыки и навыки самообслуживания.
- Развивать основных движений. Предупреждать утомление.
- Формировать элементы наглядно-образного мышления наряду с наглядно-действенным мышлением.
- Развивать восприятие, внимание, память детей.
- Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- Формировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между ними.
- Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.
- Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи.
- Учить понимать речь взрослого без наглядного сопровождения. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
- Формировать первоначальное представление о количественных и качественных различиях предметов.
- Учить разнообразно действовать с предметами: собирать однородные по названию предметы, отбирать игрушки разного цвета, величины, формы.
- Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
- Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.
- Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям. Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.
1.2. Возрастные особенности развития детей 1-3 лет.
На втором году жизни ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 г, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3–4 часа, у детей двух лет — 4–5,5 часа.
На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».
Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.
В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участвующих не более 8-10).
При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.
Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.
Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет необходимый для завершения действий (одеяло, чтобы уложить куклу спать, миску, чтобы накормить мишку).
Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.
Бытовые действия с сюжетными игрушками воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горячая ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.
Изложенное дает основания считать, что на втором году жизни из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году жизни можно считать лишь отобразительной).
Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью, особенно заметной при дефектах воспитания. Имея возможность, приблизится к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устраняется к нему. Постепенно это можно преодолеть.
Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.
Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.
В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку» и т. д. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «кх» он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.
Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).
Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Кто гулял?» — «Что видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».
Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также предлоги.
Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году жизни. Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), переднеязычные (т, д, н), заднеязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.
Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся.
К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.
Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — то есть «Ира кушала?» Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка) Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании.
Малыши овладевают умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретают навыки опрятности, аккуратности.
Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы, помогают ребенку выполнять несложные (из одного, а к концу года из 2-3 действий) поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объективно-направленный характер.
На втором году закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по самым разным поводам. При этом дети к 2 годам постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.
На втором году жизни между детьми сохраняется и развивается эмоциональное взаимообщения. По двое-трое они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»).
Однако опыт взаимообщения у детей невелик, и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться или даже ударить жалеющего его. Он активно протестует против вмешательства в свою игру.
Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав ее у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш ее просто бросает. Воспитателю не следует проходить мимо подобных фактов, чтобы у детей не пропало желание общаться.
Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и в режимных процессах, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать.
Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, вести себя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т. д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.
На фоне «охраны» деятельности каждого малыша нужно формировать совместные действия. Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу: принести предмет, необходимый соседу для продолжения игры (кубики, колечки для пирамидки, одеяло для куклы). Подражая маме или воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого.
Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях. Основными приобретениями второго года жизни можно считать: совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.
Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей в первой группе раннего возратса у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.
Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов, иначе говоря, по сравнению с предшествующей возрастной группой он возрастает в 20-30 раз. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.
С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой – он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы.
Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей.
Целевые ориентиры освоения программы:
- Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
- Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
- Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
- Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
- Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
- Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
- Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
- Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
- Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
- С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
- Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
- У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
II. Содержательный раздел.
Содержание воспитательно-образовательного процесса в МКДОУ ЗАТО Знаменск ЦРР «Родничок» № 5 выстроено в соответствии с инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, 2020.
2.1. Особенности воспитательно-образовательного процесса.
Воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском саду условий, обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку.
Особенности воспитательно-образовательного процесса с детьми 1-2 лет:
1. Необходимость включения в детскую деятельность.
Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
2. Необходимость личной обращенности к ребенку.
Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.
3. Неэффективность любых вербальных методов воспитания.
Любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
4. Необходимость принимать ребенка.
Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.
5. Необходимость эмпатии (сочувствия и сопереживания).
Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.
Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации:
- Совместная деятельность педагога с детьми.
- Образовательная деятельность в режимных моментах.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Организованная образовательная деятельность.
Главная особенность организованной образовательной деятельности детьми раннего возраста заключается в том, что при организации взаимодействия педагога с детьми должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая стимулирование активности каждого ребенка, формирование определенных знаний, умений и навыков, желание действовать, общаться, играть.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
- событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
- ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
- процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
Ведущим направлением в ФГОС по развитию и воспитанию детей раннего возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.
Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить таких занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей.
Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей
2.2. Комплексно-тематическое планирование
Тема | Период | Содержание работы |
Детский сад — чудесный дом! Хорошо живется в нем! | 01.09-09.09 |
|
Мои любимые игрушки | 12.09-23.09 |
|
Профессии детского сада | 26.09-30.09 |
|
Золотая осень | 03.10-07.10 |
|
Овощи | 10.10-14.10 |
|
Фрукты | 17.10-21.10 |
|
Дары природы: грибы, ягоды | 24.10-28.10 |
|
Я в мире человек | 31.10-03.11 |
|
А у нас во дворе: домашние животные | 07.11-11.11 |
|
На лесной полянке: лесные животные | 14.11-18.11 |
|
Сезонная одежда и обувь | 21.11-25.11 |
|
Книга – наш друг | 28.11-02.12 |
|
В гостях у сказки | 05.12-09.12 |
|
Здравствуй, Зимушка-Зима! | 12.12-16.12 |
|
Новогодние чудеса | 19.12-30.12 |
|
Зимние забавы | 09.01-13.01 |
|
Посуда | 16.01-20.01 |
|
Моя семья | 23.01-27.01 |
|
Транспорт | 30.01-03.02 |
|
Дом, в котором я живу | 06.02-10.02 |
|
Я и мой папа | 13.02-17.02 |
|
Народная игрушка | 20.02-24.02 |
|
Мамочка моя, солнышко родное | 27.02-03.03 |
|
Весна-красна | 06.03-10.03 |
|
В мире театра | 13.03-24.03 |
|
Путешествие в страну Здоровья | 27.03-31.03 |
|
Мебель | 03.04-07.04 |
|
Птицы – наши друзья | 10.04-14.04 |
|
В мире музыки | 17.04-21.04 |
|
Кто живет в воде? | 24.04-28.04 |
|
Насекомые | 02.05-12.05 |
|
Вот и стали мы на год взрослее | 15.05-26.05 |
|
2.3. Развитие речи
От 1 года до 1 года 6 месяцев | От 1 года 6 месяцев до 3 лет | |
Понимание речи |
|
|
Активная речь |
|
|
2.4 Художественная литература
- приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи);
- сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек, действий;
- приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения;
- представлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении;
- обращать внимание на интонационную выразительность речи детей
Список литературы для чтения детям | |
Русский фольклор |
|
Произведения поэтов и писателей России |
|
2.5. Развитие движений
- создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений;
- учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук;
- влезать на стремянку и слезать с нее;
- подлезать, перелезать;
- отталкивать предметы при бросании и катании;
- выполнять движения совместно с другими детьми.
От 1 года до 1 года 6 месяцев | От 1 года 6 месяцев до 3 лет | |
Ходьба и упражнения в равновесии |
|
|
Ползание, лазание |
|
|
Катание, бросание |
|
|
Общеразвивающие упражнения |
| |
Подвижные игры |
|
2.6. Игры-занятия с дидактическим материалом
От 1 года до 1 года 6 месяцев | От 1 года 6 месяцев до 3 лет | |
|
| |
Игры-занятия со строительным материалом (настольным, напольным) |
|
|
2.7. Музыкальное воспитание
- создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку;
- вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения;
- неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года).
От 1 года до 1 года 6 месяцев | От 1 года 6 месяцев до 3 лет | |
|
| |
Музыкальные игры, развлечения, праздники |
|
2.8. Формы образовательной работы
Образовательные области | Формы работы |
Физическое развитие |
|
Социально-коммуникативное |
|
Речевое развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Художественное –эстетическое развитие |
|
2.6. Взаимодействие детского сада с семьей
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- педагогические беседы, консультации для родителей (индивидуальные и групповые);
- дни открытых дверей;
- оформление информационных стендов;
- организация выставок детского творчества, фотовыставки в группе;
- составление банка данных о семьях воспитанников;
- создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями праздников, мероприятий и досугов;
- оформление памяток, буклетов.
План работы с родителями.
Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяц | Форма проведения | Содержание |
Сентябрь | Консультации | Причины трудной адаптации детей к детскому саду |
Как мы играем с детьми (обзор игрушек для детей 2-го года жизни) | ||
Сенсорное развитие ребенка, развивающие игры | ||
Развитие движений | ||
Папки-передвижки Наглядная информация | Адаптация детей к детскому саду | |
Нетрадиционные способы профилактики заболеваний | ||
Здравствуй, осень | ||
Родительское собрание | Адаптация ребенка к ДОУ | |
Октябрь | Папки-передвижки | Встречаем осень с малышом |
Детки-двухлетки | ||
Профилактика ОРВИ и гриппа. Коронавирус | ||
Консультации | Растем здоровыми и крепкими | |
Влияние развивающей среды на развитие детей раннего возраста | ||
Что необходимо делать родителям, чтобы ребёнок меньше болел? | ||
Я сам | ||
Права и обязанности родителей | ||
Фотовыставка | Первые дни в детском саду | |
Анкетирование | Какой вы родитель | |
Беседа | Роль отца в воспитании ребенка | |
Выставка | Конкурс поделок родителей и детей из природных материалов | |
Ноябрь | Консультации | Как правильно общаться с детьми |
Развитие речи детей 2-го года жизни | ||
Развивающие игры | ||
Дорога к обеду ложка | ||
Если ребенок часто и длительно болеет | ||
Наглядная информация Папки-передвижки | Осенние прогулки с ребёнком | |
Как выбрать детскую обувь | ||
День матери | ||
Памятка | Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста | |
Профилактика: кашель и насморк | ||
Родительское собрание | Сенсорное развитие детей | |
Декабрь | Папки-передвижки Наглядная информация | Зима |
Первая помощь при обморожениях | ||
История ёлочной игрушки | ||
Консультации | Влияние пальчиковой гимнастики на речевые функции и здоровье детей | |
Как научить ребёнка правильно реагировать на слово «нельзя» | ||
Правильное питание детей | ||
Фотовыставка | Один день в детском саду | |
Выставка | Новогодние поделки | |
Беседы | Чем можно заняться с ребёнком на прогулке зимой? | |
Как встретить новый год с детьми? | ||
Что и как дарить малышу на новый год? | ||
Как правильно одевать ребенка зимой | ||
Январь | Наглядная информация Папки-передвижки | Как помочь птицам пережить зиму |
Что такое реакция манту? | ||
Что делать, если ребёнок не хочет убирать за собой игрушки? | ||
Консультации | Как организовать семейный досуг в зимнее время года | |
Организация семейных прогулок | ||
Сенсорный мир ребёнка | ||
Домашние животные и дети | ||
Шесть родительских заблуждений о морозной погоде | ||
Беседы | Если ребёнок не слушается? | |
Памятка | Познавательное развитие детей второго года жизни | |
Февраль | Консультации | Осторожно – сосульки |
Как выбрать книгу для малыша | ||
Как научить ребёнка рисовать (игры с красками) | ||
Наглядная информация Папки-передвижки | 23 февраля – День защитника отечества | |
Беседы | Как гулять с пользой для здоровья | |
Профилактика кариеса | ||
Март | Папки-передвижки Наглядная информация | Весна |
8 марта – Международный женский день | ||
Состав детской аптечки | ||
Игрушка в жизни ребёнка | ||
Секреты воспитания вежливого ребёнка | ||
Беседы | Если ребёнок упрямится | |
Почему ребёнок капризничает | ||
Фотовыставка | Мы в детском саду | |
Родительское собрание | Игры в жизни вашего ребенка | |
Консультация | Развитие мелкой моторики у детей | |
Подбор игрушек для детей раннего возраста | ||
Апрель | Консультации | Рекомендации для родителей по организации игрового уголка |
Терпеть или наказывать | ||
Беседы | Если ребёнок ведёт себя агрессивно | |
Как научить ребёнка не бояться врача | ||
Как научить ребёнка узнавать цвета | ||
Весенние прогулки | ||
Если ребёнок не слушается | ||
Наглядная информация Папки-передвижки | Темперамент ребёнка | |
Телевидение и дети | ||
Музыка малышам | ||
Безопасность детской игрушки | ||
Май | Папки-передвижки Наглядная информация | С Днем Победы |
Конъюнктивит | ||
Летний отдых с детьми | ||
Профилактика кишечных отравлений | ||
Консультации | Растем здоровыми и крепкими | |
Как победить детские страхи | ||
Как научить ребенка самостоятельно одеваться | ||
Об опасности пластиковых окон | ||
Итоговое родительское собрание | Мы стали на год старше | |
Анкетирование | Я и мой ребенок |
III. Организационный раздел.
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Оформление группы для детей раннего возраста в детском саду – задача не простая, потому что это первое место, где малыши проводят время без мамы. Это самый сложный период, связанный с адаптацией ребенка.
Психологический комфорт и атмосфера уюта в группе – гарантия того, что кроха быстро привыкнет и будет прекрасно себя чувствовать в течение всего дня. Младший возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период происходит его переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками и с предметным миром.
Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально положительного самочувствия, поощрение самостоятельности, накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной деятельности.
Создавая предметно-развивающую среду группы, мы учитывали следующие принципы её построения:
- информативность (разнообразие тематики материалов и оборудования и активность воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);
- вариативность, предусматривающая содержание воспитания, культурные и художественные традиции; климатогеографические особенности;
- полифункциональность (обеспечение всех составляющих воспитательно- образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды);
- интегративность образовательных областей (материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);
- педагогическая целесообразность, позволяющая предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников;
- индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка, с учетом полоролевой специфики;
- трансформируемость (возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства);
- индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- комплексирование и гибкое зонирование (легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования).
Перечень материалов и оборудования в соответствии с образовательными областями
Познавательное и речевое развитие | |
Материалы и игрушки для предметной деятельности |
|
Материалы и игрушки для экспериментирования |
|
Материалы для развития речи |
|
Социально-коммуникативное развитие | |
Наглядно-образный материал (наглядные пособия, отражающие предметные, природные или социальные объекты и события) |
|
Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр |
|
Художественно-эстетическое развитие | |
Материалы и оборудование общего назначения |
|
Материалы для изобразительной деятельности |
|
Материалы для музыкального развития детей |
|
Материалы для театрализованной деятельности |
|
Физическое развитие | |
Приспособления для развития двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега, прыжков) |
|
Игрушки и материалы для развития мелкой и крупной моторики |
|
3.2. Планирование образовательной деятельности.
В целях планомерного воздействия на развитие детей проводятся специальные игры-занятия. Детей приучают слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания.
С детьми проводится по 2 занятия в день: с каждой подгруппой по 10 занятий в неделю.
Виды занятий | Количество занятий в неделю |
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | 3 |
Развитие движений | 2 |
Со строительным материалом | 1 |
С дидактическим материалом | 2 |
Музыкальное | 2 |
Общее количество занятий | 10 |
Игры-занятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы – в утренний и вечерний периоды бодрствования.
С детьми в возрасте 1 года – 1 года 6 месяцев игры-занятия проводятся по подгруппам (по 2-4 человека). Длительность занятия 3-6 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев – 3 лет объединяют по 4-6 человек в зависимости от вида занятия. Продолжительность занятия от 4 до 8-10 минут.
Расписание игр-занятий.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
9.00 развитие речи | 9.00 Музыка | 10.00 Расширение ориентировки в окружающем | 9.00 развитие речи | 9.00 развитие движений |
15.30 Развитие движений | 15.30 Игры-занятия с дидактическим материалом | 15.30 Игры-занятия со строительным материалом | 15.30 музыка | 15.30 Игры-занятия с дидактическим материалом |
2 занятия | 2 занятия | 2 занятия | 2 занятия | 2 занятия |
Итого: 10 занятий в неделю |
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
Дети второго года жизни по психофизиологическим особенностям распределяются на две подгруппы: первая – с 1 года до 1 года 6 месяцев; вторая – с 1 года 6 месяцев до 3 лет. С учетом оптимальной продолжительности активного бодрствования и обеспечения необходимого по длительности сна детям каждой возрастной подгруппы рекомендуется свой режим.
Дети первой подгруппы спят днем два раза, а с 1 года 6 месяцев их преводят на один дневной сон. Ночной сон ребенка длится 10-11 часов.
Режимы составлены так, чтобы по возможности развести время бодрствования и сна каждой подгруппы (когда дети первой подгруппы спят, дети второй подгруппы бодрствуют, и наоборот). Необходимо рационально расходовать время, отведенное для самостоятельной деятельности детей.
Небольшое число одновременно бодрствующих детей позволяет уделить внимание каждому ребенку, чаще общаться с ним, следить за его состоянием, поведением, настроением и воздействовать на детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Необходимо учить детей занимать себя, если взрослый занят с нуждающимся в его помощи малышом; помогать вовремя сменить вид деятельности; обеспечивать эмоционально-положительное состояние детей в играх и других видах самостоятельной деятельности.
Для каждой возрастной подгруппы разработан режим для холодного и теплого времени года. В холодный период бодрствование детей первой подгруппы организуется в помещении.
Прогулка предусмотрена в вечернее время (с родителями). Дети второй подгруппы гуляют 1-2 раза в день (в зависимости от погодных условий).
В теплое время года жизнь детей всей группы организуется на специально оборудованном озелененном участке детского сада.
В помещении проводятся кормление, сон, гигиенические и оздоровительно-закаливающие процедуры.
Режим дня
(холодный период года)
Режимные моменты | 1 год – 1,5 года | 1,5 года – 3 года |
Дома | ||
Подъем, утренний туалет | 6.30-7.30 | |
В дошкольном учреждении | ||
Прием детей, игра, утренняя гимнастика | 7.00-8.00 | |
Подготовка к завтраку, завтрак | 7.30-8.30 | |
Самостоятельная деятельность | 8.30-9.30 | 8.30-9.20 |
Подготовка и проведение игры-занятия 1 (по подгруппам) | ----- | 8.50-9.05-9.20 |
Подготовка ко сну, 1-й сон | 9.30-12.00 | ----- |
Подготовка к прогулке, прогулка. | ----- | 9.20-11.00 |
Возвращение с прогулки, игры | ----- | 11.00-11.30 |
Подготовка к обеду, обед | ----- | 11.30-12.00 |
Постепенный подъем, обед | 12.00-12.30 | ----- |
Подготовка ко сну, сон | ----- | 12.00-15.00 |
Самостоятельная деятельность | 12.30-14.30 | ----- |
Подготовка и проведение игры-занятия 1 (по подгруппам) | 13.00-13.10-13.20 | ----- |
Подготовка и проведение игры-занятия 2 (по подгруппам) | 13.50-14.00-14.10 | ----- |
Подготовка ко сну, 2-й сон | 14.30-16.00 | ----- |
Постепенный подъем, полдник | 16.00-16.30 | 15.00-15.30 |
Самостоятельная деятельность | 16.30-18.20 | 15.30-16.30 |
Подготовка и проведение игры-занятия 2 (по подгруппам) | ----- | 16.00-16.15-16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | ----- | 16.30-18.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | ----- | 18.00-18.20 |
Подготовка к ужину, ужин | 18.20-18.40 | |
Самостоятельная деятельность, уход домой | 18.40-19.00 | |
Дома | ||
Прогулка | 19.00-20.00 | |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры | 20.00-20.30 | |
Подготовка ко сну, ночной сон | 20.30-6.30(7.30) |
Режим дня
(тёплый период года)
Режимные моменты | 1 год – 1,5 года | 1,5 года – 3 года |
Дома | ||
Подъем, утренний туалет | 6.30-7.30 | |
В дошкольном учреждении | ||
Прием детей, игра, утренняя гимнастика | 7.00-8.00 | |
Подготовка к завтраку, завтрак | 7.30-8.30 | |
Прогулка, самостоятельная деятельность | 8.30-9.30 | 8.30-11.00 |
Подготовка и проведение игры-занятия 1 (по подгруппам) | ----- | 9.30-9.45-10.00 |
Возвращение с прогулки, подготовка ко сну, 1-й сон | 9.30-12.00 | ----- |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, обед | ----- | 11.00-12.00 |
Постепенный подъем, подготовка к обеду, обед | 12.00-12.30 | ----- |
Подготовка ко сну, сон | ----- | 12.00-15.00 |
Прогулка, самостоятельная деятельность | 12.30-14.00 | ----- |
Подготовка и проведение игры-занятия 1 (по подгруппам) | 13.00-13.10-13.20 | ----- |
Подготовка и проведение игры-занятия 2 (по подгруппам) | 13.40-13.50-14.00 | ----- |
Возвращение с прогулки, водные процедуры | 14.00-14.30 | ----- |
Подготовка ко сну, 2-й сон | 14.30-16.30 | ----- |
Постепенный подъем, полдник | 16.30-17.00 | 15.00-15.30 |
Прогулка, самостоятельная деятельность | 17.00-18.30 | 15.30-18.30 |
Подготовка и проведение игры-занятия 2 (по подгруппам) | ----- | 16.00-16.15-16.30 |
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин | 18.30-19.00 | |
Уход домой | 17.00-19.00 | |
Дома | ||
Прогулка | 19.00-20.00 | |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры | 20.00-20.30 | |
Подготовка ко сну, ночной сон | 20.30-6.30(7.30) |
3.4. Список методической литературы
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.- 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Рабочая программа воспитания к основной образовательной программе ДОО / Под ред. Н. Е. Вераксы, Э. М. Дорофеевой, И. И. Комаровой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
3. Афонькина Ю.А., Омельченко Е.М. Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего возраста. — Волгоград; Учитель, 2012.
4. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010
5. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2013.
6. Найбауэр А.В., Куракина О.В. Развивающие игровые сеансы в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 1-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
7. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. — М.: Скрипторий 2003, 2006.
8. Пилюгина Э.Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. Развитие восприятия цвета, формы и величины. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
9. Тимофеичева И.В., Оськина О.Е. Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Под редакцией Воровщикова С.Г. — М.: УЦ "Перспектива", 2010.
10. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами.- М.: Мозаика- Синтез, 2005.
11. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
12. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
13. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
14. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
15. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
16. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
17. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2018.
18. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1 – 3 лет. — М.: Эксмо, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной деятельности педагогов с детьми подготовительной группы комбинированной направленности на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности на 2017–2018 учебный год разработана в соответствии с основной образовательной прогр...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми. Старшая группа, 5-6 лет. 2017-2018 учебный год
Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиче...
Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми. Старшая группа 5-6 лет. 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию...
Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми Ясельного возраста группы №1 «Карапузики» на 2022-2023 учебный год
Составили: Ткачёва О.С., воспитатель...
Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеобразовательной направленности на 2022 – 2023 учебный год
Рабочая программа дошкольного образования для детей подготовительной к школе группы (далее - Программа) обеспечивает образовательную деятельность в группе соответствии с образовательной программой дош...
Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей во второй ранней группе (гр.№13) на 2022 - 2023 учебный год
Комплексно-тематическое планирование содержания организованной деятельности детей в группе раннего возраста...
Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми Ясельного возраста группы №1 «Карапузики» на 2023-2024 учебный год
Рабочая программаСовместной деятельности педагогов с детьмиЯсельного возраста группы №1 «Карапузики»на 2023-2024 учебный год...