Консультация для родителей «Культура речевого общения»
консультация (средняя группа)
Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся среди взрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе
мыслей и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №15«Нэбзый»
Консультация для родителей «Культура речевого общения»
воспитатель:
Раджабова Эльнара Пахрутиновна.
пгт. Яблоновский
Культура речевого общения
Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся среди взрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе
мыслей и речи.
Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.
Культура речевого общения предполагает соблюдение
определённого речевого этикета. Поздоровался или не
поздоровался, улыбнулся при этом или лицо ничего не
выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот, кто находился в вестибюле, - имеет ли это значение? Оказывается, имеет. Приветствие – начало к установлению контакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. И наконец, приветливое «здравствуйте» - это стимул, пусть совсем крошечный, но стимул хорошего настроения для того, к кому оно обращено. Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть, даже если он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые. Приветствие произносится внятно и
доброжелательно, иначе оно теряет смысл.
Культура речевого общения и вежливость – понятия
неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной
воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость – это «…моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим».
Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы
уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает вежливость.
Напрашивается вывод: всем, кому доверено воспитание подрастающего поколения, важно быть предельно взыскательными к собственному речевому поведению – на нас равняются дети. Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда должен быть немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим
на собеседника.
Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих
эмоционально-нравственному речевому общению, - проявлять терпимость.
Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их произносим и с каким выражением лица.
Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному присущи интонации спокойные,
доброжелательные. Другому – экзальтированные, торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных до раздражённо- крикливых. Для третьего характерен тон требовательный, властный. А у четвёртого чаще всего улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые. А для маленького ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую тональность, так как ещё не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония – всё, что привлекает, вносит в речевое общение с ними струю радости, мажора.
Не менее важно учитывать индивидуальные особенности
ребёнка или взрослого в процессе высказывания острых
мнений. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задача критикующего – воодушевить оппонента, вызвать в нём стремление к перестройке собственной деятельности.
Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в тактичной, уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности и доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий. Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное состояние своих детей и адекватно
ориентировать свою речь, тональность общения с ними. Будьте доброжелательными в отношении к окружающим, подходите к ним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает, стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности.
Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми. К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело – занимаемся воспитанием подрастающего поколения.
Список используемой литературы
1. Винокур Т.Г. Культура речевого общения – М., 1987.
2. Добрович А.Б. Общение: Наука и искусство – М., 1987.
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей
русского языка – М., 1984.
4. Формановская Н.И. Употребление русского речевого
этикета – М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Культура речевого общения рождается в семье"
Культура ребёнка рождается в семье, её не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении р...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/01/picture-899664-1488365958.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»
КОНСУЛЬТАЦИ ЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»...
Консультация для родителей. Культура речевого общения
Воспитание у детей культуры речевого общения...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ»
КОНСУЛЬТАЦИ ЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ» «НЕПОНИМАНИЕ ДРУГОГОЧАСТО СТАНОВИТСЯ ПРИЧИНОЙСТРАХА, ОТЧУЖДЕННОСТИ, ВРАЖДЕБНОСТИ» (Азбука обще...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/16/picture-634346-1431801971.png)
Консультация для родителей "Культура речевого общения"
Консультация для родителей "Культура речевого общения"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/30/picture-210338-1706643363.jpg)
Консультация для родителей «Культура речевого общения»
Общение – актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов и другие. «Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на ...
Консультация для родителей "Культура речевого общения"
Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно,чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чу...