Викторина как полезная игра для всестороннего развития ребёнка.
статья

Не секрет, что викторина является эффективным методом обучения и развития дошкольника. Она позволяет ребёнку запоминать новую информацию в игровой форме, а это, в свою очередь, делает процесс обучения более интересным и увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_kak_poleznaya_igra_dlya_razvitiya_rebyonka.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина как полезная игра для всестороннего развития ребёнка.

     Не секрет, что викторина является эффективным методом обучения и развития дошкольника. Она позволяет ребёнку запоминать новую информацию в игровой форме, а это, в свою очередь, делает процесс обучения более интересным и увлекательным.

     Участие в викторинах позволяет детям активно совершенствовать знания, увеличивать свой кругозор и развивать память. Викторины развивают логическое мышление и способность ребенка к самостоятельному решению задач. Безусловно, такой опыт поможет им в будущем, когда они будут сталкиваться с различными проблемами и вопросами, требующими решения.

     Викторины также помогают развивать у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде. Действительно, когда дети играют в викторину, им необходимо общаться и работать вместе для достижения общей цели.

Немаловажное  значение викторины состоит в том, что она помогает детям развить уверенность в себе и своих способностях. Когда ребенок выигрывает в викторине, он получает большое удовлетворение и чувствует себя сильнее и увереннее.

    Таким образом, викторина имеет большое значение для развития детей, так как помогает детям приобретать новые знания, умения и личностные качества. Она закладывает основу для будущего школьного обучения и  развития ребенка, увлекает его на пути к своему будущему.

Викторина «Забавные зверята: заяц и белка»

Цель: закрепить знания о зайце и белке в игре-викторине, развивать внимание, память, мышление; воспитывать дух соревнования.

Воспитатель: - Ребята, недавно мы с вами познакомились с лесными зверями: белкой и зайцем. Сегодня я хочу проверить ваши знания об этих животных.  Я предлагаю вам сыграть в игру-викторину. Я приготовила для вас вопросы и задания. Ваша задача: внимательно слушать и правильно отвечать на вопросы викторины. За каждый правильный ответ вы получите фишку. Победителем станет тот, у кого больше фишек. Итак, начинаем.

Первое задание «Отгадай животное»

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

(Белка).

Кто-то скачет там, в лесу

По лесной лужайке.

Длинноухий, быстроногий.

 Кто же это? (Зайка)

Второе задание «Ответь правильно»

1.Кого называют «длинноухим»?

2. Чей дом находится в дупле?

3. Где находится домик зайца?

4. Назови лакомства белки?

5. Какой частью тела заяц отбивается от врагов?

6. Для чего белке нужен пушистый хвост?

7. Кто из животных меняет цвет шубки зимой?

8. Как называется детеныш белки?

9. Как называется маленький заяц?

10. Кто : заяц или белка уходят в зимнюю спячку?

Третье задание «Покажи животное»

Дети изображают животных (прыгают, ставят ушки, грызут орешки ит.д.)

Четвертое задание «Найди животное на картинке»

- Ребята, на картинке перепутались лесные звери. Вы должны внимательно рассмотреть рисунок, найти на нем зайца и белку, раскрасить их на рисунке.

- Подведение итогов игры-викторины. Награждение победителей.

Викторина «Что мы знаем об Арктике?»

Цель: обобщение и систематизация знаний о климатических условиях, представителях животного мира и их приспособленности к обитанию в Арктике.

Воспитатель: Ребята, мы с вами в течение нескольких занятий знакомились с одним из интереснейших мест нашей России – Арктикой. Пришло время узнать, какие знания мы усвоили, можно ли нам совершить экспедицию на Крайний Север. А поможет нам проверить наши знания викторина «Что мы знаем об Арктике?» Предлагаю вам, ребята, разделиться на две команды и пройти сегодняшнее испытание. (Дети делятся на команды, дают им название, выбирают капитанов).

Воспитатель: Ребята, перед началом выполнения заданий напомню вам правила викторины:

- слушать внимательно вопросы и задания;

- первой отвечает та команда, которой задали вопрос;

- во время ответов нельзя подсказывать и выкрикивать;

- если первая команда не смогла ответить на вопрос, то право ответа переходит другой команде;

- за каждый правильный ответ команде зачисляется 1 балл;

- победителем викторины будет команда, набравшая большинство баллов.

Сегодняшний балл за правильный ответ – снежинка! Итак, желаю вам победы!

Первое задание «Блиц опрос капитанов».

Воспитатель: Ребята, вам нужно быстро ответить на вопросы. Победит капитан, который быстро и правильно ответит на вопросы.

  1. На каком полюсе находится Арктика: на северном или южном?
  2. Какие растения растут в Арктической пустыне?
  3. Какое время года длится в Арктике больше всего?
  4. Как называется разноцветное свечение в небе?
  5. Айсберг – это название города? Что это?
  6. Какой водный транспорт может пройти через Ледовитый океан?

Второе задание «Отгадай загадку».

Воспитатель:  А сейчас команды будут отгадывать по три загадки о животных Арктики. Загадка первой команде (1); второй – (2):

1.Два мощных имеет клыка,

   Два ласта и два плавника,

   Но этого дядю не трожь,

   Прилёг отдохнуть толстый...  (Морж)

2.Здесь Ледовитый океан.

   Плывёт на льдине капитан.

   Он в белой шубе, он лохмат

   Как брат лесной, он косолап.   (Белый медведь)

1.Океанская вода!

   Ой, холодная всегда!

   А они лежат на пляже,

   Вроде загорают даже!

   А один:"Купаться лень!"

   Дети, это кто -(Тюлень)  

2.Он снег глубокий разгребает,

   И ягель вкусный добывает,

   Копает он порой весь день,

   Полярный северный …(Олень) 

1.Кто живёт в холодных водах,

   Посреди громады льдов,

   Издавая свист, мычанье,

   Вздохи, скрипы всех тонов? 

   Кто, похожий на Белуху, 

   С правым бивнем трехметровым,

   В Книгу Красную России

   Был недавно занесённый?

   В Ледовитом океане

   Он всю жизнь не унывал…

   Подскажите мне ребятки,

   Как зовут его? ...(Нарвал)

2.Хвост, поджав, во льдах ночую

   Выношу мороз любой,

   Я по Северу кочую

   В теплой шубе голубой.   (Песец)

Воспитатель: А сейчас физкультминутка!

Здесь всюду холод, лед и тень,          (дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь,                                   (закрывают глаза ладонями)

Полгода – день,                                   (выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом,       (соединяют руки над головой – «крыша»)

И океан покрыт весь льдом.               (разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь,  (ставят ладонь «козырьком»)

И птиц ты в небе не заметишь.            (делают махи руками в стороны)

Лишь мишка белый, словно иней,       (имитируют походку медведя)

Ходит по ледяной пустыне.

Воспитатель: Итак, задание №3 «Собери картинку». Для этого от каждой команды выберем 3-х участников. Предлагаем участникам 2 конверта, в них разрезанные картинки с изображением животного. Ваша задача: собрать изображение и назвать животное.

Четвёртое задание «Что лишнее?»

Воспитатель: Ребята, выполняя это задание, необходимо быть очень внимательным. Я буду произносить слова, а вы назовите лишнее слово и объясните, почему. Отвечать будет первая команда, затем другая.

1.Снег, лед, трава, снежинка, айсберг

2.Морж, тюлень, песец, тигр, нарвал

1.Белый медведь, песец, олень, морж, сова

2.Телёнок, козлёнок, белёк, поросёнок, ягнёнок

1.Лапа, ухо, ромашка, хвост, рога

2.Метель, снегопад, дождь, вьюга, буран

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания, были дружными, активными, сообразительными! А теперь подведём итоги викторины.

Подводятся итоги викторины. Награждение участников.

Викторина «Юные зоологи: животный мир нашей планеты»

Цель: совершенствование знаний о животном мире разных материков; активизация познавательной деятельности.

Воспитатель:

Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте,
Земли голубей

От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета…( Земля).

- Ребята, нам посчастливилось жить на прекрасной планете, которая называется Земля.  На ней есть леса и горы, пустыни и льды, джунгли и степи, реки и моря. Разнообразен и животный мир нашей планеты. С обитателями разных мест нашей Земли мы знакомились в течение года. Сегодня мы с вами проведём итоговую викторину «Животный мир нашей планеты». Для этого нам нужно разделиться на две команды, дать название командам. Вспомним правила викторины. Определим членов жюри. Каждый правильный ответ принесёт команде одну звезду. В концы викторины мы назовём команду – победительницу.

Итак, начнём! Первое задание « Угадай материк»

1.Часть света и материка
   Соединилась на века
   С другою частью – с Азией
   И назвалась …(Евразия)

2.Здесь, среди полярных льдин,
    Важно топчется пингвин.
    Этот материк безлюден,
    И пингвин здесь в роли гида.
    Он готов поведать людям,
    Как прекрасна…(Антарктида)

3. Там снуют акулы, прыгают гориллы.
    Страшные «большие злые крокодилы,
    Будут вас кусать, бить и обижать».
    Помните то место, где нельзя гулять? (Африка)

4. Это чудо-материк,
    Он красив и невелик.
    И на нём всего одна
    Живописная страна.
    В других местах таких зверей
    Смогу найти едва ли я,
    Ведь кенгуру среди степей
    Гуляет лишь в …(Австралии)

Воспитатель: Молодцы, команды! Подводим итоги первого конкурса.

Второе задание «Загадки о животных». Каждой команде предлагаем отгадать по три загадки.

1. Братья, сёстры бурым мишкам,

Но не любят мёд и шишки,

Моржи, тюлени им соседи

Кто это? Белые …(медведи)

2. Толстокож и неуклюж

Этот зверь любитель луж.

Гром гремит, когда идет

Большеротый … (бегемот)

1. В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает.

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же …(пингвин)

2. Вот так ноги! Вот так шея!

Не видали мы длиннее!

Словно вышка между трав.

Возвышается… (жираф)

1.Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.  (Ёж)

2. Хотя ее опасный яд
Порой полезен, говорят,
Но, чтоб к врачам не обращаться,
Нам с нею лучше не встречаться.  (Змея)

Воспитатель: Ребята, вы большие умники и умницы! Отгадали все загадки!

Следующее задание для капитанов команд. Если капитан затрудняется ответить, команда помогает.

Третье задание « Как вы знаете животных?»

- Какая птица имеет крылья, но не летает?

- Животное, несущее горб с жировыми отложениями?

- Какой медведь не ложится в спячку?

- Животное, имеющее нос – шланг?

- Животное, очень похожее на людей?

- Окраска какого животного похожа на «пешеходный переход»?

- Ползучее животное с ядом?

- Животное – строитель плотины?

Воспитатель: Молодцы, капитаны! Вы достойно выполнили задание и заработали звезды для своих команд. Предлагаю отдохнуть вместе с белками.

Физкультминутка «Беличья зарядка»

В лесной глуши на елке 
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили

И с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру, (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)

Четвёртое задание «Узнай животное по части тела». Детям предлагаются картинки с частью тела животного, по ней дети узнают и называют животное.

Воспитатель: Ребята, подходит к концу наша викторина. Итак, послушайте  заключительное задание для ваших команд

Пятое задание «Рассели животных в места обитания»

 Дети становятся в полукруг перед мольбертами. На них изображения природных зон планеты. Дети берут по одной картинке и прикрепляют животное туда, где оно обитает.

Воспитатель: Вот и закончилась наша викторина. Пока идёт подсчёт баллов, предлагаю вам послушать звуки природы.

Подведение итогов. Награждение команд.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - средство всестороннего развития ребёнка.

В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. Наблюдая за играющим ребёнком , можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера...

Значение игры для всестороннего развития ребёнка

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, и поэтому все игры могут и должны использоваться для их социального развития....

Влияние игры на всестороннее развитие ребёнка в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста

Влияние игры  на всестороннее развитие ребёнка   в процессе экологического воспитания детей дошкольного возрастаПодготовила воспитатель:  МБДОУ «Атемарский  д/с № 1 «Теремок» ...

Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста....

«Значение игры для всестороннего развития ребёнка».

laquo;Значение игры для всестороннего развития ребёнка». Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучен...

Значение игры во всестороннем развитие ребёнка

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте....

Доклад на тему: "Роль игры во всестороннем развитии ребёнка"

Игра имеет большое образовательное значение....