Учимся играя с палочками Кюизенера
статья
В данной статье представлен опыт работы с цветными палочками Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх с детьми дошкольного возраста для формирования математического мышления и развития творческого воображения. Описаны этапы педагогической работы в данном направлении, а также методы и приемы обучения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учимся играя с палочками Кюизенера | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
УЧИМСЯ ИГРАЯ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА
WE LEARN BY PLAYING WITH KUIZENER STICKS
Насурлаева Наталья Александровна
Nasurlaeva Natalia Alexandrovna
воспитатель высшей категории Китовское МАДОУ, село Китово Шуйский район, E-mail: nas.natalya@yandex.ru
Краткая аннотация: В данной статье представлен опыт работы с цветными палочками Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх с детьми дошкольного возраста для формирования математического мышления и развития творческого воображения. Описаны этапы педагогической работы в данном направлении, а также методы и приемы обучения дошкольников.
Ключевые слова: палочки Кюизенера, обучение, игра, математические навыки.
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики. Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх с детьми дошкольного возраста для формирования математического мышления и развития творческого воображения.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Основной целью игр и занятий с палочками Кюизенера является развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста.
Педагогический процесс обучения детей с дидактическими играми конструирую следующим образом:
- во-первых, вне занятий. Размещаю наборы в предметно-развивающей среде, в математическом центре;
- во-вторых, организую совместную и самостоятельную игровую деятельность, например: конструирование из палочек по заданию или моделирование по схемам, рисункам;
- в-третьих, на занятиях (комплексных, интегрированных), обеспечивающих наглядность, доступность, системность, смену видов деятельности.
В начале, палочки Кюизенера предложила детям как новый конструктор, который привлек их своим ярким видом (ярким цветом). Дети в самостоятельной деятельности знакомились с ним, изучали его, а по образцу взрослого выстраивали поезда, заборчики, ворота и т. п. Выполняя такие игровые упражнения как «построить красные дорожки» или «поезд с голубыми вагонами», «желтые заборчики» дети упражняются в назывании и различении цвета. Применяю известные приемы: для матрешки в красном сарафане построим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Далее использую игровые упражнения, сочетая два признака, на цвет и величину, например: для большого медведя строим бордовую широкую дорожку, а для маленького мишутки голубую узкую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, лесенки, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа, порядковым счетом. Таким образом, вовлекаю детей в совместную деятельность, создавая проблемные игровые образовательные ситуации от имени игрового персонажа. Дидактические игры с палочками Кюизинера применяю в совместной и самостоятельной деятельности, которые предшествуют занятиям по математике, развитию речи, предметному миру, конструированию. Для закрепления знаний детей использую в своей работе различные наглядные средства: предметные и сюжетные картинки, игрушки, настольный театр; художественно-речевые – это загадки, потешки, сказки, занимательные вопросы.
Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаю в содержание математического занятия. Беру какую-то тему и обыгрываю её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, сообщаю детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дети упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом.
Палочки Кюизенера использую и на занятиях по развитию речи — моделирую с их помощью сказки. Например, вспоминаем с детьми сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности дети лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей. С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев.
На занятии по конструированию дети строят различные лестницы, дома, заборы и т. п. из цветных палочек Кюизенера, при этом решаются задачи: закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторские способности, развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте.
Для проведения игр и упражнений дополнительно готовлю вспомогательный материал: игрушки, сказочных персонажей, обручи, веревочки, схемы и пр.
В группе был создан математический уголок, где имеются занимательные игры, схемы, лабиринты, что привлекает внимание детей и вызывает желание действовать. А также в ходе работы создала картотеку дидактических игр, лэпбук «Поиграем с палочками Кюизенера», разработала электронное развивающее методическое пособие.
Сделать много открытий, ставить цель, добиваться результата также нам помогают альбомы: «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце», «Кростики», «Посудная лавка». Детям нравится бродить по «волшебным дорожкам» встречая сказочных героев! А самое главное почувствовать себя творцом, «дорисовать» картинки художника приемом наложения палочек Кюизинера. Предложенные игры в этих альбомах содействуют интеллектуально-творческому развитию детей, развитию памяти, умению концентрировать внимание, развитию воображения, освоению пространственных отношений.
В этом году мною был разработан и реализован краткосрочный проект, направленный на интеллектуальное развитие дошкольников посредством внедрения палочек Кюизенера «Интеллектуальная мозаика».
Итог проекта - математическое развлечение, на котором дети с удовольствием работали со схемами, выкладывая из палочек: веселого человечка, самолет, автомобиль, котенка, уточку, курочку с цыплятами. А вместе с медвежонком раскладывали палочки в разноцветные обручи (игра «Раздели палочки») при этом развивали умения разбивать множество по двум совместимым свойствам.
Работа с родителями была направлена на создание взаимоорганизованного образовательного процесса:
- организация консультационной картотеки методических рекомендаций, включающей раздаточный материал (карточки-задания) для работы с детьми дома;
- разработка констатирующей и итоговой анкеты для родителей;
- оформление папок-передвижек, информационного стенда;
- индивидуальное консультирование.
Родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Палочки Кюизенера есть в каждой семье. Дома дети вместе с родителями играют палочками, придумывая различные сюжеты, выкладывают по схеме, конструируют.
Результативность педагогического опыта
Результатом игр детей с палочками Кюизенера стали такие заявления детей, как «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит, у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более любознательными, настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы, самостоятельно составляют рисунки по схемам-картинкам, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх, заданиях.
Вывод
Игры с палочками Кюизенера предполагают полную свободу действий и полет фантазии. Они могут заменить любой конструктор или другие популярные развивающие игры. Играя, ребенок с большим интересом, сам того не замечая, быстро и прочно усваивает материал и радует, нас педагогов и родителей, хорошим результатом. В своей работе я и в дальнейшем планирую использовать палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.
Библиографический список
1. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Москва, «Мозаика-Синтез», 2010г.
2. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.
3. Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г.
4. Чеплашкина И.Н. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Разноцветные полоски. Играем детском саду, дома и на улице,- СПБ, Мир искусства и Детство-Пресс 2007, 125 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с палочками Кюизенера
Это замечательное пособие поможет воспитателям в работе с детьми как раннего возраста, так и с детьми постарше. Предлагаю познакомиться с ним, кто еще незнаком. Это пособие можно предложить и родителя...
Рекомендации для родителей "Как играть с палочками Кюизенера"
В методической разработке представлены игры и упражнения с палочками Кюизенера, которые способствуют развитию интеллекта ребенка....
Семинар практикум "Занимательные игры с палочками Кюизенера"
Занимательный материал по математике с использованием палочек Кюизенера...
Консультация для родителей: «Игры с палочками Кюизенера».
Палочки Кюизенера предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет. Являются многофункциональным математическим пособием. Игры с цветными палочками способствуют развитию детского творчест...
МАСТЕР-КЛАСС для родителей "Игры с палочками Кюизенера"
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»...
«Учим детей играть с палочками Кюизенера».
Консультация для родителей по теме...
Авторская программа " Учимся играя" с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша
Пояснительная записка Дополнительная обще...