Учимся играя с палочками Кюизенера
статья

Насурлаева Наталья Александровна

В данной статье представлен опыт работы с цветными палочками Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх с детьми дошкольного возраста для формирования математического мышления и развития творческого воображения. Описаны этапы педагогической работы в данном направлении, а также методы и приемы обучения дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

УЧИМСЯ ИГРАЯ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА

WE LEARN BY PLAYING WITH KUIZENER STICKS

Насурлаева Наталья Александровна

Nasurlaeva Natalia Alexandrovna

воспитатель высшей категории Китовское МАДОУ, село Китово Шуйский район, E-mail: nas.natalya@yandex.ru

Краткая аннотация: В данной статье представлен опыт работы с цветными палочками Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх с детьми дошкольного возраста для формирования математического мышления и развития творческого воображения. Описаны этапы педагогической работы в данном направлении, а также методы и приемы обучения дошкольников.

Ключевые слова: палочки Кюизенера, обучение, игра, математические навыки.

В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики. Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх с детьми дошкольного возраста для формирования математического мышления и развития творческого воображения.

Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Основной целью игр и занятий с палочками Кюизенера является развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Педагогический процесс обучения детей с дидактическими играми конструирую следующим образом:

- во-первых, вне занятий. Размещаю наборы в предметно-развивающей среде, в математическом центре;

- во-вторых, организую совместную и самостоятельную игровую деятельность, например: конструирование из палочек по заданию или моделирование по схемам, рисункам;

- в-третьих, на занятиях (комплексных, интегрированных), обеспечивающих наглядность, доступность, системность, смену видов деятельности.

В начале, палочки Кюизенера  предложила  детям как новый конструктор, который привлек их своим ярким видом (ярким цветом). Дети в самостоятельной деятельности знакомились с ним, изучали его, а по образцу взрослого выстраивали поезда, заборчики, ворота и т. п. Выполняя такие игровые упражнения как «построить красные дорожки» или «поезд с голубыми вагонами», «желтые заборчики» дети упражняются в назывании и различении цвета. Применяю известные приемы: для матрешки в красном сарафане построим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Далее использую игровые упражнения, сочетая два признака, на цвет и величину, например: для большого медведя строим бордовую широкую дорожку, а для маленького мишутки голубую узкую. Дети с удовольствием выкладывают цветные коврики, лесенки, не подозревая, что начинают знакомиться с составом числа, порядковым счетом. Таким образом, вовлекаю детей в совместную деятельность, создавая проблемные игровые образовательные ситуации от имени игрового персонажа. Дидактические игры с палочками Кюизинера применяю в совместной и самостоятельной деятельности, которые предшествуют занятиям по математике, развитию речи, предметному миру, конструированию. Для закрепления знаний детей использую в своей работе различные наглядные средства: предметные и сюжетные картинки, игрушки, настольный театр; художественно-речевые – это загадки, потешки, сказки, занимательные вопросы.

   Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера  включаю в содержание математического занятия. Беру какую-то тему и обыгрываю её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, сообщаю детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дети упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом.

Палочки Кюизенера  использую и на занятиях по развитию речи — моделирую с их помощью сказки. Например, вспоминаем с детьми сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой.  Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности дети лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей. С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев.

  На занятии по конструированию дети строят различные лестницы, дома, заборы и т. п. из цветных палочек Кюизенера, при этом решаются задачи: закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторские способности, развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте.

Для проведения игр и упражнений дополнительно готовлю вспомогательный материал: игрушки, сказочных персонажей, обручи, веревочки, схемы и пр.

В группе был  создан математический уголок, где имеются занимательные игры, схемы, лабиринты, что привлекает внимание детей и вызывает желание действовать. А также в ходе работы создала картотеку дидактических игр, лэпбук «Поиграем с палочками Кюизенера», разработала электронное развивающее методическое пособие.

Сделать много открытий, ставить цель, добиваться результата также нам помогают альбомы: «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце», «Кростики», «Посудная лавка». Детям нравится бродить по «волшебным дорожкам» встречая сказочных героев! А самое главное почувствовать себя творцом, «дорисовать» картинки художника приемом наложения палочек Кюизинера. Предложенные игры в этих альбомах содействуют интеллектуально-творческому развитию детей, развитию памяти, умению концентрировать внимание, развитию воображения, освоению пространственных отношений.

В этом году мною был разработан и реализован краткосрочный  проект, направленный на интеллектуальное развитие дошкольников посредством внедрения  палочек  Кюизенера «Интеллектуальная мозаика».

     Итог проекта - математическое развлечение, на котором дети с удовольствием  работали со схемами, выкладывая из палочек: веселого человечка, самолет, автомобиль, котенка, уточку, курочку с цыплятами. А вместе с медвежонком раскладывали палочки в разноцветные обручи (игра «Раздели палочки») при этом развивали умения разбивать множество по двум совместимым свойствам.

     Работа с родителями была направлена на создание взаимоорганизованного образовательного процесса:

  • организация консультационной картотеки методических рекомендаций, включающей раздаточный материал (карточки-задания) для работы с детьми дома;
  • разработка констатирующей и итоговой анкеты для родителей;
  • оформление папок-передвижек, информационного стенда;
  • индивидуальное консультирование.

Родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач.  Палочки Кюизенера есть в каждой семье. Дома дети вместе с родителями играют палочками, придумывая различные сюжеты, выкладывают по схеме, конструируют.

Результативность педагогического опыта

Результатом игр детей с палочками Кюизенера стали такие заявления детей, как «Хочу ещё играть!»«Хочу новую игру!»«Давайте ещё поиграем!». Значит, у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более любознательными, настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы, самостоятельно составляют рисунки по схемам-картинкам, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх, заданиях.

Вывод 

Игры с палочками Кюизенера предполагают полную свободу действий и полет фантазии. Они могут заменить любой конструктор или другие популярные развивающие игры. Играя, ребенок  с большим интересом, сам того не замечая, быстро и прочно усваивает материал и радует, нас педагогов и родителей, хорошим результатом. В своей работе я и в дальнейшем планирую использовать палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.

Библиографический список

1. Новикова В.П.,  Тихонова Л.И.  «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Москва,  «Мозаика-Синтез», 2010г.

2. Комарова Л.Д.  «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва,2008г.

3. Панова Е.Н.  «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г.

4. Чеплашкина И.Н. Кларина Л.М., Михайлова З.А., Разноцветные полоски. Играем детском саду, дома и на улице,- СПБ, Мир искусства и Детство-Пресс 2007, 125 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с палочками Кюизенера

Это замечательное пособие поможет воспитателям в работе с детьми как раннего возраста, так и с детьми постарше. Предлагаю познакомиться с ним, кто еще незнаком. Это пособие можно предложить и родителя...

Рекомендации для родителей "Как играть с палочками Кюизенера"

В методической разработке представлены игры и упражнения с палочками Кюизенера, которые  способствуют развитию интеллекта ребенка....

Семинар практикум "Занимательные игры с палочками Кюизенера"

Занимательный материал по математике с использованием палочек Кюизенера...

Консультация для родителей: «Игры с палочками Кюизенера».

Палочки Кюизенера предназначаются для занятий с  детьми от 1 года до 7 лет. Являются многофункциональным математическим пособием. Игры с цветными палочками способствуют развитию детского творчест...

МАСТЕР-КЛАСС для родителей "Игры с палочками Кюизенера"

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше»...

«Учим детей играть с палочками Кюизенера».

Консультация для родителей по теме...

Авторская программа " Учимся играя" с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша

                                          Пояснительная записка Дополнительная обще...