Народная игрушка как средство патриотического воспитания
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сегодня большое внимание в образовании уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них - приобщение детей к культуре своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kosenko_7.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная игрушка как средство патриотического воспитания
Консультация для педагогов и родителей
Педагог дополнительного образования Косенко Ирина Викторовна, ГБОУ «Школа № 609», г. Москва
Сегодня большое внимание в образовании уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них - приобщение детей к культуре своего народа.
Традиционная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и "миром больших вещей", воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.
Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала ему природа. Это дерево, глина, кость, лён, шерсть. Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувственные впечатления, все они обладают особой природной теплотой.
Народная игрушка существенно отличается от обычных детских потешек. Она является произведением искусства. Её образ сложен и многообразен. Обобщённость, условность пластического языка и цветового решения являются средствами выражения отношения автора игрушки к окружающему мир.
Северная каргопольская игрушка, отличающаяся архаичностью образов, происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека), двухголовые кони и олени.
Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Характерные для филимоновской игрушки образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста", получивший название "Любота".
Абашевская игрушка названа по имени села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии. Особенностью пластики абашевских игрушек является характерная слитная манера лепки, когда всадники - без ног и как бы слиты с конём в одну фигуру.
Деревянные игрушки относятся к наиболее старинным видам игрушек. Традиционные центры их производства: русский Север, Поволжье, Подмосковье.
История богородской игрушки
Неизвестно кто и когда подарил знаменитому французскому скульптору Огюсту Родену забавную игрушку "Кузнецы". Деревянные фигурки человека и медведя на подставке, держащие молоты. А внизу под подставкой планочки специальные приделаны. И если их начать двигать, то кузнецы - медведь и человек - принимаются дружно стучать по наковальне. И он хранил их у себя. А однажды, дело было в 1910 в Париже, во время визита к нему русских художников модернистов, он почему-то вытащил их и поинтересовался: "А многие у вас смогут вырезать такую игрушку?". И сказали ему, что да мол, многие... Целая деревня под Москвой этим занимается. Очень удивился Роден и сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ". И кузнецов этих до сих пор делают. Триста лет уж, как делают... В одной подмосковной деревушке с удивительным и светлым названием - Богородское.
Село Богородское находится в 25 км от Сергиева Посада (ныне Загорска). Раскинувшееся по обеим берегам подмосковной реки Куньи в XV-XVI столетиях оно было весьма обширно, но к XIX-XX вв.от занимаемой им территории осталось всего "три конца" - три улицы: Нагорица, Подгорица и Слободка.
А началось всё ещё в четырнадцатом веке... Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский в монашеском уединении, в келье, над которой "древеса шумеше стояху" и любил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одаривал детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием, вырос большой монастырь - Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные "троицкими".
В середине XV века село Богородское принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву, из рода которого вышел святитель Алексей, митрополит Московский. Плещеев завещал село своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Фёдору. Впоследствии в 1595 году село Богородское вошло в состав владений Троице - Сергиева монастыря.
Уже в XV-XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы деревянного художественного промысла. Сплав местных фольклорных традиций и распространённых в монастыре ремёсел по обработке дерева привёл в конце XVIII столетия к зарождению в Богородском резной неокрашенной игрушки.
Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Богородские резчики изготовляли игрушки "в белье" т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева Посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. Они продавались многочисленным паломникам в купеческих лавках, приютившихся у стен обители на Красногорской площади перед входом в монастырь, и на аллее, ведущей к святым лаврским вратам. Часть игрушек попадала к перекупщикам, а через них - на рынки Москвы, Петербурга, других российских городов.
Приблизительно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является "олицетворением местных традиций резьбы по дереву". По мнению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании "богородского стиля" игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как Н.А.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек.
В 1880-1900 гг. художник и будущий основатель Музея игрушки Николай Дмитриевич Бартрам и его коллеги старались поддержать народное искусство, начавшее было исчезать под натиском промышленного производства. Благодаря им увеличился ассортимент и повысилось качество богородских изделий.
В 1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу. Методику учебного процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву.
Тогда же мастеровые люди основали артель - маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали: "Кустарно-игрушечная артель". В её состав вошли 19 талантливых резчиков. Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым. Артель дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков.
В 1914 году при Учебно-показательной мастерской появилось общежитие на 10 учеников, находившихся на полном казённом пансионе. В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-промышленным училищем. В 1923 году возникла Богородская игрушечно-резная артель, вскоре получившая название "Богородский резчик".
В 1930-х годах активно насаждалась советская тематика. "Чапаевские тачанки", "Выборы в Верховный Совет", "Дружба народов", "Челюскинцы", "Пограничники" и тому подобные сложные композиции оказались далеко не самыми значительными достижениями богородских мастеров. Вообще, в 1930-1950 годах уровень их продукции был невысок. Однако в работах В.Т.Полинова, Н.А.Ерошкина, Ф.С.Балаева, А.Я.Чушкина, Д.И.Пучкова по-прежнему чувствовалась живая народная душа.
В 1961 году была создана Богородская фабрика художественной резьбы. Переход на промышленные рельсы сказался на промысле крайне негативно. Лишь у отдельных мастеров, таких как М.И.Смирнов, Н.И.Максимов, В.С.Зинин и Н.Е.Лёвин, фольклорное начало брало верх над формально понятыми элементами традиции.
Интересный процесс возвращения крашеной игрушки был начат в 1980-х годах И.Р.Беркутовым, а затем продолжен С.Н.Уласевич и её учениками из Богородской профтехшколы О.И.Михайловым, Т.Ф.Флёновой и С.А.Паутовым, который сегодня возглавляет творческую группу ООО "Богородский резчик". Произведения этих мастеров хранятся в собрании Музея игрушки, иллюстрируя историю промысла конца XX столетия.
В 1993 году Богородская фабрика художественной резьбы была отнесена к предприятиям народных художественных промыслов и преобразована в ТОО "Богородский резчик", а через год - в ЗАО "Богородский резчик", на котором трудилось около 170 человек.
В 2002 году ЗАО "Богородский резчик" было преобразовано в два тесно сотрудничающих между собой предприятия: "Богородский резчик" и ЗАО "Богородская фабрика художественной резьбы по дереву", на которой работают около 120 человек. Ярко проявились индивидуальные дарования художников: С.А.Паутова, М.Я.Дворникова, И.М.Польского, М.М.Ахмадзиаева, О.В.Глушенкова, В.Я.Городова и др.
Сегодня творческие кадры для промысла готовит Богородское художественное училище. С 90-х годов ХХ века обучение в Богородском художественно-промышленном училище является практически единственной формой передачи богородского мастерства. Поэтому перед коллективом училища стоят задачи сохранения и дальнейшего развития лучших традиций творческого обучения молодых художников-мастеров.
Список литературы
- Некрылова А.Ф., Соколова Л.В. Воспитание ребёнка в русских традициях/А.Ф.Некрылова,
- Соколова Л.В.,- М., Айрис-Пресс, 2003 г.
- Соловьёва Л.Н. Игрушка/ Л.Н.Соловьёва, М., Интербук-бизнес, 2002 г.
- Русские художественные промыслы/ ред. группа: М.Шинкарук, Л.Киселёва, О.Блинова и др. - М.: Мир энциклопедии Аванта +, Астрель, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Народная игрушка как средство нравственного воспитания и художественно-творческого развития детей младшего и среднего возраста"
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный...
Доклад на тему: "Дымковская народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Работа по ознакомлению детей с народным прикладным творчеством является важной стороной всей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к наше...
Консультация для воспитателей «Русская народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордость за нее необходимо всегда. «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии...
«Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников и младших школьников»
Приемы и техники организации игры с народной игрушкой в дошкольном возрасте....
Народная игрушка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знани...
Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.
Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальн...
Доклад на тему: «Народная игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Народные игрушки имели важное значение в жизни наших далёких предков. Сначала они были объектом древних ритуалов, затем их предназначением явилась подготовка ребёнка к будущей жизни. В современном дет...