Игра, как средство экологического воспитания детей раннего возраста (картотека)
консультация (младшая группа)
Игра, как средство экологического воспитания детей раннего возраста (картотека)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty_ekologiya.docx | 145.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
Игра, как средство экологического воспитания детей раннего возраста (картотека)
Воспитатель: Олейник Е.П.
«Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра
была не только формой усвоения отдельных знаний и умений,
но и способствовала бы общему развитию ребёнка,
служила формированию его способностей»
А.В. Запорожец
Экологическое воспитание — это формирование осознанного правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Процесс приобщения маленького ребенка к природе должен осуществляться в интересной игровой форме. Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
В течение первых семи лет жизни у ребенка происходит формирование самосознания: он начинает понимать, какое место занимает в мире, ориентироваться в окружающей действительности и знакомиться с ее ценностями. Именно в этот период в ребенке важно заложить основы взаимодействия с окружающей природой, привить ему любовь, уважение и бережное отношение к ней.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающим мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.
Педагог вводит малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывает перед ним его тайны и законы, воспитывает правильное отношение к природе, потребность в её познании. Очень важно постоянно показывать интерес к природе, её объектам и явлениям, желание познавать их.
Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной деятельности со взрослыми, в игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в ясельном возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой – крошки хлеба.
Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, мы перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в дальнейшем.
Далее представлена картотека игр, главная цель которых: развитие интереса к разнообразным и неповторимым объектам природы.
Игра "Разноцветные домишки" Игровая задача: съехать с горки, стремясь докатиться до одного из игрушечных зверят, расставленных на разноцветных пластмассовых кубиках внизу с одной из сторон ската, пообщаться с этой игрушкой Дидактические задачи:
В игре важно обеспечить эмоциональное общение детей с персонажами. Можно облегчить задачу, убрав кубики и оставив только фигурки зверей, но в таком случае эта игра будет менее интересной. |
Игра "Разноцветный финиш" Игровая задача: съехать с горки на санках как можно дальше по одной из цветовых пометок внизу ската. Цветовые пометки могут быть как основных цветов, так и их оттенков, если вы хотите познакомить малышей с ними. Дидактические задачи:
|
"Самый-самый" Цель игры.
Организация игры. Дети сидят вокруг стола (5-7 человек). На столе настольная лампа. Интенсивный поток света фокусирует внимание детей, делает заметными и привлекательными все объекты. По столу свободно рассыпаны камешки. Содержание игры. Дети двумя пальчиками правой руки "ходят" по столу и приговаривают: "Мы по бережку пойдем, большой камешек найдем". Аналогично находится самый маленький. Игра может повторяться несколько раз. Рассматривание камешков можно сопровождать чтением стихов: Этот камешек ровный и гладкий, Этот - с трещинкой узкой, косой, Этот камешек как шоколадка, Этот - с синей, густой полосой! А какой же из них самый-самый? Их в коробочке не сосчитать! Я на берег приду вместе с мамой Новый камешек буду искать! Вариант игры Можно предложить вариант игры, в котором главный признак предмета - вес. "Мы по бережку пойдем - легкий камешек найдем. Аналогичным образом можно поиграть в "Самый гладкий" и "Самый шероховатый", сравнивая и поглаживая камни пальчиком (на этот случай в коллекции хорошо иметь кусочек ракушечника). |
"Камешки (шишки, ракушки) спрятались" Цель игры:
Организация игры. Воспитатель прокладывает дорожку из яркого шнура (можно сплести шнур из толстой цветной шерсти) от 3 до 5-7 м. На концах дорожки - игрушки, валик для перелезания, кубик, "случайно" брошенный платок и пр. Помощник воспитателя отвлекает детей, и педагог прячет камешки про траектории дорожки (она извилистая). Содержание игры. Воспитатель зовет детей: "Камешки расшалились. Спрятались, затаились. Мы корзиночки возьмем, наши камешки найдем.. Детям второго года жизни можно подсказывать возможные места, где могли "спрятаться" камешки. Детям третьего года называют эти места только после того, как найдут, обязательно выделяя в речи предлоги и привлекая также внимание ребенка к отдельным качествам находки - большой, легкий, черный, гладкий (интонация взрослого и ласкательные суффиксы должны подчеркивать сенсорное своеобразие предметов). Вариант игры: Так, когда камешки найдены, воспитатель предлагает пробежать по дорожке и сложить камешки назад в шкатулку. Она ставится в конце дорожки, а на пути выставляются физкультурные дуги, валики для перелезания, кубы для перешагивания или другие физкультурные атрибуты. Настольный вариант игры: Объекты в разных коробках на столе, некоторые коробочки (они все разного размера) пустые. Сравниваем и называем цвета и размеры коробочек в процессе поиска, сравниваем объекты. |
«Утята заблудились» Ребенок помогает утятам перебраться через горы и ямки в песке, находите домик мамы-Утки около пруда. Утята тут же бегут купаться, несмотря на дождик, (где наша леечка?). |
«Добрый Грузовичок» Вариант 1: Добрый Грузовичок и ребенок - его хозяин - везут Белке орехи и конфеты. Машина забуксовала. Дождик, дождик полил! Грузовичок возит песок, чтобы вода не залила Белкин дом... Вариант 2: Какая глубокая нора у резинового хомячка! Он хочет положить туда много зернышек и орехов. Ребенок помогает ему сделать припасы. Вода грозит залить норку, и малыш складывает в кузов Доброго Грузовичка зернышки хомячка. Грузовичок увезет их на горку - там хорошо сделать новую норку. У нас отличный совок, а у кого-то и экскаватор. |
Дидактическая игра «Что в мешочке?»
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.
Материал: «волшебный мешочек», овощи.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.
Дидактическая игра«Падают листья»
Цель: Знакомить детей с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе, учить выделять ствол, ветки и листья деревьев, обратить внимание на изменения окраски листьев, закреплять знания о красном и жёлтом цвете, развивать наблюдательность, внимание, воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: картина, листья
Дидактическая игра «Кто в лесу живет».
Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.
Материал: наборы игрушек (картинок): «Дикие животные» и «Домашние животные».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу, и назвать их.
Дидактическая игра «Назови птиц».
Цель: формировать умение детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц или фигурки (сорока, ворона, снегирь, синица).
Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети говорят, согласны они или нет, если ребенок назвал правильно, он кормит птицу.
Дидактическая игра «Теплый – холодный»
Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.
Содержание:
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.
Оборудование: Натуральные овощи или муляжи в мешочке.
Ход: На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме.
Дидактическая игра «Что в корзиночке лежит?»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.
Оборудование: Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.
Ход: Воспитатель по одному достает из корзины овощи и фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.
Дидактическая игра «Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.
Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется».
Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Дидактическая игра «Чьи детки?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о животных и их детёнышей.
Игровое действие. Подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.
Оборудование. Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.
Дидактическая игра«Чей голос?»
Цель: помочь запомнить названия и внешний вид некоторых домашних животных. Научить подражать голосам домашних животных, произносить отдельные слоги, воспитывать заботливое отношение к животным
Оборудование: игрушки домашних животных
Ход игры: Воспитатель предлагает подойти к той игрушке, которая его позовёт.
Взрослый: «Кто Машу позовёт, к тому Маша подойдёт, Аф-аф-аф.
Кто голос подал, кто Машу позвал? Правильно собачка. Наша Маша прибежала и собачку приласкала. Воспитатель предлагает погладить собачку, .повторить, как она лает
Так же с другими животными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....
Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.Результатом экологическ...
Игра, как средство экологического воспитания детей раннего возраста (картотека)
Данный материал поможет воспитателю в работе по экологическому воспотанию сдетьми раннего возраста...
Статья из опыта работы."Дидактическая игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к ...
Консультация на тему: "Игра, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста".
Дошкольное детсво - начальный этап становления человеческой личности....
Консультация «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе...
Дидактические игры, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Дидактические игры, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста....