Проект "Адаптируемся играя"
проект
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
Проект адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада на тему: «Адаптируемся играя» Надым 2022г. |
Играйте с детьми! Играйте искренне! В. Сухомлинский Актуальность. Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям. Я в свою очередь делаю всё, чтобы малыш справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески стараюсь предупредить и не допустить проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к дошкольному учреждению. Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок — взрослый" и "ребенок — ребенок" и обязательно включать игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В связи с вышеизложенным считаю, реализацию проекта актуальной. Цель проекта: Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности. Задачи:
Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь – октябрь – ноябрь, в зависимости от поступления детей в ДОУ) Тип проекта: групповой, социально — практический. Участники: воспитатель, дети II группы раннего возраста, родители. Ожидаемый результат:
Формы работы с детьми:
Этапы работы: I. Организационный
II. Основной
Работа с родителями. II. Заключительный (презентационный)
План реализации проекта для детей 2-3 летнего возраста: 1. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу. Задачи: Познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.
2. Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Задачи: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.
3. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания. Задачи: Учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.
4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.
План работы с родителями на адаптационный период. Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.
Реализация проекта Изучив актуальность темы, я для себя сформулировала цель и задачи, разработала план реализации проекта, подобрала информацию, картотеку игр, наглядный и технический материал. В сентябре2022г. было проведено родительское собрание с целью познакомить родителей с ДОУ, его условиями, воспитателями и другими работниками. На первом этапе своей работы я собрала информацию о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям были предложены анкеты, что позволило найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, и очень помогло в планировании моей дальней работы на адаптационный период. (Приложение 1) В сентябре 2022 года начался поэтапный приём малышей в группу раннего возраста с постепенным увеличением времени пребывания их в группе. Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку. (Приложение 2) На протяжении всего адаптационного периода на каждого ребёнка ведутся индивидуальные адаптационные карты, где ежедневно отслеживались поведение, настроение ребёнка, взаимодействие с воспитателем и другими детьми. (Приложение 3) Помимо продуктивной деятельности с малышами велась и постоянная работа с родителями. К концу декабря нашу группу посещают 17 детей. Результат проекта Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в игровой и познавательной деятельности. Положительно складываются отношения в детском коллективе. У малышей получается взаимодействовать и сотрудничать, владеть своими чувствами, позитивно относиться к другим людям. Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй. Я считаю, что такого хорошего результата мы достигли благодаря правильно запланированной деятельности детей в течении дня, подобранным игровым технологиям. Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй. Размышляя над своей работой, хочется подчеркнуть, адаптация – сложный стрессовый период для малыша, поэтому мы, опытные педагоги, отдавая свою любовь детям, помогаем преодолевать трудности этого периода. Для себя подчеркнула, надо чаще привлекать родителей к совместной деятельности. Проект ещё не закончен, так как дети продолжают поступать в ДОУ, в том числе и в мою группу. Поэтому я и дальше буду продолжать работать над этим процессом. Список литературы
Приложение: «Давайте познакомимся» Цель: Познакомить детей между собой. Учить называть друг друга по именам. Ход игры: Дети с педагогом становятся в круг. У воспитателя в руках игрушка. От её имени педагог знакомится с каждым ребёнком, побуждая детей назвать своё имя. «Кто у нас хороший» Цель: Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость. Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Воспитатель выводит и обнимает его. Ванечка хороший (Олечка хорошая), Ванечка пригожий (Олечка пригожая). «Ванюшка светловолосый. с темными глазами, красивый. Сильный и не плакса», — говорит педагог. ( «Олечка хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет. А детям споешь? Я тебе, если потребуется. Помогу…» «Дима хороший. Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…») Расхвалив 5- 6 детей, педагог приглашает всех детей к себе. Педагог по очереди обнимает детей: «Замечательные у меня дети, — завершает общение с малышами педагог, — красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю». «Как тебя зовут» Цель: Знакомство с вновь поступающими детьми. Ход игры: Дети садятся на ковёр образовав круг. Воспитатель передаёт мяч с вопросом: «Как тебя зовут?». Ребёнок отвечает и дальше передаёт мячик с тем же вопросом. «Здравствуйте ладошки» Цель: Формирование контроля над движениями, развитие умения различать части своего тела. Ход игры: Здравствуйте, ладошки! — Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх. Хлоп-хлоп-хлоп! — 3 хлопка. Здравствуйте, ножки! — Пружинка. Топ-топ-топ! — Топают ногами. Здравствуйте, щёчки! — Гладят ладонями щёчки. Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам. Пухленькие щёчки! — Круговые движения кулачками по щекам. Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам. Здравствуйте, губки! — Качают головой вправо-влево. Чмок-чмок-чмок! — 3 раза чмокают губами. Здравствуйте, зубки! — Качают головой вправо-влево. Щёлк-щёлк-щёлк! — 3 раза щёлкают зубками. Здравствуй, мой носик! — Гладят нос ладонью. Бип-бип-бип! — Нажимают на нос указательным пальцем. Здравствуйте, ребята! — Протягивают руки вперёд, ладонями вверх. Здравствуйте! — Машут рукой. «Здравствуй правая рука» Цель: Настроить детей на доброжелательный лад, учить здороваться при встрече. «Солнышко и дождик» Цель: Развивать двигательную активность детей, учить выполнять движения по сигналу воспитателя. Ход игры: Воспитатель берёт зонтик и предлагает детям погулять: «Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко, — Сейчас выйду и позову детей играть!». Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст: Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку! Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают следующие движения, подражая взрослому: Топ-топ-топ-топ (все топают ножками, стоя на месте), Топ-топ-топ, Топ-топ-топ, Топ-топ — топ (пауза). Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (все хлопают в ладоши, подражая воспитателю), Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп. «А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разы стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик начинается! Скорее прячьтесь под зонтик ко мне!». Все спешат в свои домики. «Послушайте, как барабанит дождик по крышам», — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. Воспитатель и дети произносят стишок: Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи… «Солнечные зайчики» Цель: Создать положительную атмосферу, помочь детям эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение Ход игры: Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе! Дети ловят солнечных зайчиков. Можно пускать зайчиков по земле, а дети на него будут пытаться наступить. Игры с мыльными пузырями «Кто больше поймает пузырей» Цель: Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение. Ход игры: Дети гоняются за мыльными пузырями, пытаясь как можно больше их «поймать. «Оденем куклу Лизу на прогулку» Цель: Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку. Ход игры: Чтение стихотворения Благининой «Новая одежда». Воспитатель говорит, что кукла Лиза уже позавтракала и хочет гулять. Показ и рассматривание новой одежды для Лизы. Совместная деятельность воспитателя с детьми: последовательное одевание куклы на прогулку, сопровождая действия чтением потешек (Вот они сапожки.., Моя Катя маленька..) «У нас в группе беспорядок» Цель: Формировать навык ориентироваться в группе, умывальной, раздевалке. Учить детей поддерживать постоянный порядок в игрушечном хозяйстве детского сада и дома. Ход игры: Чтение стихотворения «Маша – растеряша». Беседа по содержанию стиха. Воспитатель создаёт условия для появления куклы Петрушки в группе. Расстановка принесённых предметов по местам. «По дорожке Настя шла» Цель: Учить детей справляться с негативными проявлениями. Развивать воображение, дружеские чувства, самостоятельность, внимание. Воспитывать чувство терпимости, отзывчивости. Ход игры: Все дети ходят по кругу, а тот, кого выбрал педагог, находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам: По дорожке Настя шла, Настя тапочки нашла. Настя тапки примеряла, Чуть надела – захромала. Стала Настя выбирать, Кому тапочки отдать Никите тапки хороши. На, надень и попляши. Все напевают плясовую мелодию, а первый ребёнок и выбранный им свободно пляшут внутри круга. Затем первый ребёнок возвращается в круг, а выбранный им остаётся в кругу, и игра начинается сначала. Игры с песком. Цель: Познакомить со свойствами песка, помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с песком. Игры с водой. Цель: Познакомить детей со свойствами воды «теплая», «холодная». Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с водой. Использование потешек – уговорок. Цель: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой. Не плачь, не плач, Куплю калач. Не плачь, дорогой, Куплю другой. У лисы боли, У волка боли, У Николаши боль На берёзку в лес улети Ай лады, лады, лады! Не боимся мы воды! Чисто умываемся, Маме улыбаемся! Приложение 4.
культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания. 5. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки. 6. Приобщение родителей в процесс адаптации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...