Конспект "Кислород"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе ,,Воздух и его свойства,,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kislorod.odt | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе ,,Воздух и его свойства,,
Старшая группа
Конспект занятия в старшей группе,,Воздух и его свойства,,
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия.
Словарь: атмосфера, воздушный,
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов;
- ветер - движение воздуха,
Словарь: атмосфера, воздушный,
Оборудование:сундучок с письмом , весы самодельные ,свечка, фарфоровое блюдце,спички, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка,картинки-красивый двор и картинка дым идёт из трубы. соломинки для коктейля, бумажные веера, снежинки из салфеток, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки- кружочки( зелёные и красные)
Ход занятия:
Воспитатель:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не сможем
Дети:-Воздух.
Я такой большой, что нахожусь везде
Я такой маленький, что в любую щель пролезу.
Отгадайте. что я
Узнайте, какой я.
Расскажите, для чего я
В:-Приглашаю вас в нашу лабораторию,, Почемучек,, чтобы исследовать воздух.
^Эксперимент мы проведём-воздух мы везде найдём!
-Присядьте, пожалуйста, на стулья. Выставить на доску картинку с изображением планеты Земля.
Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар.
Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть! (Ответы детей)
В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
^ Опыт 1. (Поймаем воздух)
В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Д: В пакете ничего нет, он пустой.
В.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Д: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
В.: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Д: Из пакета выходит воздух
В: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Д: В нём нет воздуха, он весь вышел.
В.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
^ Опыт 2 (Воздух в человеке)
В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули ? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Д: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
В. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
^ Опыт 3 (Воздух можно услышать.)
В. Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
Д: он внутри шариков.
В. Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
^ Опыт 4 (Ветер – это движение воздуха)
В.: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
-Ребята, нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами когда-то мастерили.
А теперь помашите веером перед лицом.
В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
В.: Какой делаем вывод?
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.
В:-Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет со снежинкой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой-снежинкой. Почему снежинка движется?Устроим метель?(дети машут веерами над салфетками-снежинками-получился снегопад.
Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу снежинку. Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.
Физминутка,,Ветерок,,
Опыт 5 (Воздух не имеет запаха)
В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Д: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.)
В.: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
В.: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
^ Опыт 6 (Воздух легче воды)
В. Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?
Д: Внутри киндеров и игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Вывод: Воздух легче воды.
^ Опыт 8(Воздух занимает место)
В:Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.
^ Опыт 7. (Воздух может двигать предметы)
В. Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
В.: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?
Д: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.
Вывод. Воздух может двигать предметы.
Итог.
В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ?
Дети: воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.
^ Игра,,Условные знаки,,
В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
●Воздух окружает нас со всех сторон.
●Воздух можно услышать.
●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
●Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.
●Человек может жить без воздуха.
● Ветер – это движение воздуха.
● Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
● Воздух может двигать предметы.
● Воздух тяжелее воды.
^ Опыт8(Пламя загрязняет воздух)
Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел- покрылся слоем копоти.
- Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух.
Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?
Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины.
Предложите варианты очистки воздуха.
Ответы: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы и т. д.
- Да, ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются растения.
В:Ребята, вы молодцы, хорошо работали . Предлагаю вам закончить панно ,,Чистый воздух вокруг нас,,(на готовом панно дети зачёркивают те объекты, которые загрязняют воздух.)
На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё. Что вы узнали о воздухе.