Нравственное воспитание дошкольников
статья
Опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нравственное воспитание дошкольников | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание дошкольников
Нравственное воспитание детей должно строиться на развитии в них определенной системы ценностей, привитии положительных поступков, что в целом создает правильную личность. Ребенок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми, если он будет понимать значение таких слов, как доброта, дружба, сопереживание, любовь и справедливость. Правильно воспитанные дошкольники более устойчивы к стрессам.
Нравственные нормы лучше усваиваются в дошкольном возрасте, поэтому их воспитание нужно начинать именно в этот период. Образцы поведения, которые устанавливаются обществом, в дальнейшем будут выступать регуляторами поступков детей. Правильно организованное нравственное воспитание позволяет развить в ребенке желание поступать хорошо не из-за одобрения взрослого, а потому что он хочет так поступить и знает — это правильно.
В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью. И педагог, и родители должны уделить внимание этому аспекту в развитии дошкольников. Чтобы оградить детей от грубого мира, необходимо знакомить их с положениями морали, рассказывать об этике, развивать правильные убеждения.
Центром всестороннего развития личности выступает не что иное, как нравственное воспитание. Оно направлено на формирование должного отношения к Родине, окружающим, обществу и самому себе. Оно учит существовать в коллективе и трудиться.
Воспитание нравственности ребенка начинается с семьи. Это среда, в которую малыш попадает сразу после рождения. В ней формируются определенные взаимоотношения между родителями и детьми. Эти связи играют важную роль в нравственном воспитании ребенка.
Именно в семье закладывается первый опыт и накапливаются те знания, которыми владели предыдущие поколения. Взрослый является для ребенка образцом поведения. Глядя на поведение своих родителей, он строит отношения с окружающими. В семье у ребенка появляется чувство заботы о близких, умения уважать их позицию и интересы.
За свой тридцатилетний опыт работы я всегда старалась делать упор на нравственное воспитание детей, приобщая родителей.
Сейчас я работаю с детьми среднего возраста. Уже с младшей группы мы с родителями начали создавать альбомы: «Я и мамочка моя», «Мой папа -защитник Отечества», «Бабушкин Альбом», «Благодарность родителям». Воспитывая, тем самым, в детях любовь и уважение к своему ближайшему окружению.
Рассматривая альбом о маме, говорим о том, что надо заботиться о ней, помогать, стараться не огорчать, радовать хорошими делами. Отмечаем, какого цвета у мамы глаза, волосы, какие мама любит цветы. При нашем быстром ритме жизни у родителей не хватает времени говорить о таких, казалось бы, мелочах. Ведь сейчас многие дети не знают даже простейших вещей: что любит мама, когда у неё день рождения, чем интересуется. Ведь мама – это целый мир, ( как , впрочем и любой другой человек, но для ребёнка мама- человек уникальный).Узнавая её вкусы, интересы, умения, ребёнок обогащает и свой внутренний мир, развивается более интенсивно и гармонично.
Создавая альбом «Мой папа защитник Отечества», замечаю, как дети идентифицируют себя с папой: – Я тоже буду служить в Армии, как папа! Как важно быть сильным и храбрым, чтобы защищать Родину!
«Бабушкин альбом» - помогает нам раскрыть важность «Института семьи». Знать свою родословную. Понимать то, что надо ценить и беречь старшее поколение. Уважение к старшим нужно прививать с раннего возраста.
В альбоме «Благодарность родителям» - дети видят прямой пример своих родителей, которые участвуют в различных конкурсах, помогают облагораживать участок, улучшают развивающую среду в группе, и в дальнейшем будут брать с родителей пример.
Развивая связную речь детей, составляем рассказы о маме, папе, бабушке, опираясь на наши альбомы. В младшей группе небольшие - из двух - трёх предложений, в средней - наполняем рассказы деталями, вносим уточнения: где мама (папа) работает, что делает на работе? Где служил папа? Детям легче рассказывать, опираясь на фотографии родителей. Затем дети спрашивают у родителей о их профессии, а потом рассказывают своим сверстникам. И так с усложнением. Отмечаем важность гендерного воспитания. Мальчики - мужественные, значит какие? (сильные, смелые, отважные – как папа). Девочки – женственные (нежные, ласковые, заботливые, как мама).
Бывает, что мама или папа в длительных командировках, замечаю, что ребёнок загрустил, подхожу, спрашиваю: - Что случилось?
–Я хочу к маме! Обращаю внимание ребёнка на альбом:
- Вот, посмотри, мамочка на тебя смотрит, она тебе улыбается, совсем скоро придёт! Подбадриваю его. И у ребёнка поднимается настроение. Вечером, когда мама пришла, он рассказал ей об этом.
А когда рисовали мамин портрет, к восьмому марта, Артём сказал:
- Я не помню, каким цветом у моей мамы волосы! – А мы сейчас посмотрим! И опять нам помог наш альбом!
В старшем возрасте планируем оформить альбомы «Моя семья» и «Мой любимый детский сад».
Когда выпускаем детей в школу, виден результат проведённой работы: дети становятся более чуткими, внимательными, добрыми, отзывчивыми.
В завершение хотелось бы пожелать всем коллегам терпения и понимания. Нравственное воспитание подрастающего поколения – дело непростое, но воспитанный, любящий и уважающий окружающих ребёнок будет достойным человеком в жизни. Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....