Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ
план-конспект занятия (старшая группа)

Полищук Светлана Степановна

Летом дошкольники практически целый день проводят на улице. Чтобы успешно реализовывать основные воспитательные и образовательные задачи, педагогу необходимо эффективно организовать летний досуг детей. Предлагаю Вашему вниманию краткий обзор игр детей дошкольного возраста и особенности их организации на прогулке в летний период. Данная работа может быть интересна воспитателям ДОУ.

Учитывая особенности летнего периода, следует выбирать игры и мероприятия, не требующие серьезной подготовки воспитателя и детей, но все же, несущие развивающую и воспитательную функции и интересные для воспитанников.

Чтобы с максимальной пользой использовать игровую деятельность дошкольников во время летних прогулок, при планировании летнего досуга воспитателю необходимо рассмотреть все виды игр и особенности их организации.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ

                                                                                       

                                                                                             Полищук Светлана Степановна

                                                                                             МАДОУ д/с №113 г.Калининграда


Летом дошкольники практически целый день проводят на улице. Чтобы успешно реализовывать основные воспитательные и образовательные задачи, педагогу необходимо эффективно организовать летний досуг детей. Предлагаю Вашему вниманию краткий обзор игр детей дошкольного возраста и особенности их организации на прогулке в летний период. Данная работа может быть интересна воспитателям ДОУ.

Учитывая особенности летнего периода, следует выбирать игры и мероприятия, не требующие серьезной подготовки воспитателя и детей, но все же, несущие развивающую и воспитательную функции и интересные для воспитанников.

Чтобы с максимальной пользой использовать игровую деятельность дошкольников во время летних прогулок, при планировании летнего досуга воспитателю необходимо рассмотреть все виды игр и особенности их организации.

Классификация игр детей дошкольного возраста по Н. К. Крупской:

1. Творческие игры: Сюжетно-ролевые; Режиссёрские; Театрализованные; Конструирование.

2. Игры с правилами: Дидактические (настольно-печатные, словесные, с предметами); Подвижные (в зависимости от активности, в зависимости от атрибутов, в зависимости от основных движений, бессюжетные и сюжетные).

Общие правила организации игр для дошкольников на участке:

o Игра должна быть безопасной.

o Игра должна соответствовать возрастной группе, в которой она проводится.

o Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.

o Правила игры должны быть простыми и понятными детям.

o Все дети должны иметь возможность принимать в игре активное участие.

o Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

o Игру нельзя оставлять незаконченной.

I. Организация сюжетно-ролевых игр на прогулке.

Основной вид игры детей дошкольного возраста - сюжетно-ролевая игра. Она развивает детский потенциал и имеет решающее значение для психического развития ребёнка, в ней формируется эмоциональный мир малыша.

Виды сюжетно-ролевых игр:

o Игры на бытовые сюжеты: «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

o Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей: садик, школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, милиция, пожарные, цирк, театр, строительство, армия…

o Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа.

o Игры на темы литературных произведений (мультфильмов). В этих играх дети повторяют эпизоды из литературных произведений (мультфильмов, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

o «Режиссерские» игры, ребенок определяет действия игрушки, направляя все действия, наделяя их определенными признаками.

Режиссёрская игра, являясь частным случаем сюжетно – ролевой игры, является индивидуальной. Поэтому рассматривать организацию таких игр на улице не имеет смысла.

Во время прогулки можно организовывать различные групповые сюжетно-ролевые игры, атрибуты которых можно вынести на улицу. Легче всего использовать такие игры как «Больница», «Почта», «Строительство автодорог».

II. Организация конструирования на прогулке.

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, направленное на получение определенного продукта, тесно связанный с игрой. Способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

Виды детского конструирования.

o Конструирование из строительного материала.

o Конструирование из деталей конструкторов.

o Конструирование из крупных моделей (блоков).

o Конструирование из бумаги.

o Конструирование из природного материала.

o Компьютерное и практическое конструирование.

o Конструирование из разных материалов на участке детского сада.

Дети с удовольствием конструируют на прогулке, используя любой природный материал, найденный на участке (песок, шишки, каштаны, листья, камни, солома, трава и др.). Имеет смысл предложить ребятам для творчества бросовый материал - всевозможные упаковки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и др.

Интересны коллективные работы. Например, строительство города из мокрого песка и подручных материалов, или зоопарк из бумажных коробок. Важно после строительства «обыграть» поделку, добавив машины или животных.

Однако, конструктивная деятельность детей на участке детского сада не может быть успешной и интересной без активного участия воспитателя.

III. Организация театрализованных игр на прогулке.

Театрализованные игры строятся на основе литературного произведения, имеют готовый сюжет и роли. Такие игры формируют у детей чувство партнерства, учат понимать чувства людей, обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес, развивают фантазию, воображение и творческое мышление, способствуют раннему выявлению индивидуальных особенностей ребенка.

Виды театрализованных игр дошкольников:

o Настольные театрализованные игры (настольный театр игрушек или рисунков).

o Стендовые театрализованные игры (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр).

o Игры-драматизации (пальчиковый театр, кукольный театр, с масками или шапочками, импровизация).

Театрализованные игры предполагают подготовительный этап (распределение и разучивание ролей, подготовка реквизитов, что не приемлемо в условиях летних прогулок. Однако, возможно использовать импровизированные игры-драматизации по хорошо знакомым детям произведениям. В качестве костюмов могут быть бумажные маски. Например, в младшей группе можно разыграть сказку «Репка».

IV. Организация дидактических игр на прогулке.

Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, развитию речи и социально-нравственному развитию дошкольников.

Виды дидактических игр:

o Игры с предметами (игрушками).

o Настольно-печатные игры.

o Словесные игры.

o Интерактивные дидактические игры.

Самые удобные - словесные дидактические игры могут проводиться в любом месте. Используются с целью закрепления полученных знаний о предмете, а также обобщения и систематизации представлений об окружающем мире. Такие игры развивают связную речь, внимание, быстроту реакции. «Кто летает, бегает, прыгает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Один-много», «Назови ласково», «Назови одним словом», «Доскажи слово», «Так бывает или нет?», «Какая, какой, какое?», «Кто больше назовёт действий», «Загадай, мы отгадаем», «Четвёртый лишний», «Когда ты это делаешь?», «Испорченный телефон», «Нужно – не нужно» и др.

Остальные дидактические игры сложнее организовать в условиях прогулки.

V. Организация подвижных игр на прогулке.

Возрастные особенности, которые следует учитывать при организации подвижных игр.

Младшая группа

Младшие дошкольники с достаточно узким кругозором, активны, мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому им следует предлагать игры с простым сюжетом. Движения, входящие в игры, должны быть простыми и разнообразными: ходьба, бег, прыжки, на равновесие. Не рекомендуются соревновательные игры.

Рекомендуемые игры:

- «Солнышко и дождик»

- «Мыши и кот»

- «Воробушки и автомобиль»

- «Цветные автомобили»

- «По ровненькой дорожке»

- «Поймай комара»

- «Пузырь»

- «Кто бросит дальше мешочек?»

- «Попади мешочком в круг»

Средняя группа

У детей средней группы шире представление об окружающем мире, что дает возможность усложнять сюжет игры и вносить разнообразие. Можно вводить игры, носящие соревновательный характер. Предлагаются игры, сопровождающиеся текстом. Текст дает ритм движению, способствует развитию речи у детей; окончание текста служит сигналом к прекращению действий или к началу новых движений.

Рекомендуемые игры:

- «Найди себе пару»

- «Чья колонна скорее соберется»

- «Самолеты»

- «Мы веселые ребята»

- «У медведя во бору»

- «Гуси-лебеди»

- «Зайцы и волки»

- «Охотник и зайцы»

- «Кто скорей снимет ленту»

- «Кто скорей добежит до флажка»

- «Затейники»

Старшая и подготовительная группы

Старшие дошкольники более самостоятельны и активны. Им следует предлагать игры с более сложными двигательными заданиями. Правила усложняются. Используются те же движения: бег, прыжки, метание, но детям предъявляются более строгие требования в отношении качества движений, правильности и точности их выполнения. Например, в игре «Заморозка» нужно сразу «застыть» после прикасания водящего. Дети в этом возрасте хорошо владеют своими движениями и заинтересованы результатом игры, им интересно коллективное соревнование.

Рекомендуемые игры:

-«Хитрая лиса»

-«Два мороза»

-«Мышеловка»

-«Ловишки из круга»

-«Заморозка»

Детские спортивные состязания. Подходят для детей среднего и старшего возраста. Способствуют развитию ловкости, умению координировать движения, улучшают физическую подготовку, учат детей действовать в команде.

• Игры с обручем и скакалкой.

• Игры с мячом.

• Эстафеты со спортивным инвентарем.

• Эстафеты с бегом, прыжками.

• Эстафета водоносов.

Самые разнообразные конкурсы. «На лучший рисунок», «На лучший костюм из газет», «На лучший танец».

Подвижные игры с дидактической направленностью.

В таких играх дети учатся объединять движение и приобретенные знания, систематизируя их в целостное представление об окружающей действительности: «Мы играем и решаем», «Веселый счет», «Считай и догоняй».

Забавы

о С мыльными пузырями. Подходит для всех возрастов. Приносит массу удовольствия. Прекрасная тренировка легких. Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.

o С шарами. Безопасное, интересное и не дорогое занятие – игры с воздушными шарами.

o С камешками. Можно придумать много игр с камнями. Например, переносить камни лопаткой из одного ведерка в другое, или обложить камешками дерево, можно выкладывать камнями по контуру рисунка на земле, или раскрасить их акварелью. Справедливо отметить, что такая забава подходит далеко не всем группам.

o Пенная вечеринка. Используется в особо жаркие дни во избежание перегрева. Нужна веселая музыка, таз с детской пеной и хорошее настроение.

o Водные перестрелки. Как и пенная вечеринка, используется в качестве профилактики перегрева детей. Потребуются водные пистолеты или их заменители – пластиковые бутылки с дыркой в пробке. Важно напоминать детям правило: НЕ СТРЕЛЯТЬ ВЫШЕ ПЛЕЧ, а у нарушителей - забирать оружие.

На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ"

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущихмест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизнидетей, средство всестороннего развития....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ»

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является о...

Консультация для педагогов по теме «Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ

     Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения...

«Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ».

laquo;Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ»....

Организция разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ

Летом дошкольники практически целый день проводят на улице. Чтобы успешно реализовывать основные воспитательные и образовательные задачи, педагогу необходимо эффективно организовать летний досуг детей...

Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ

Летом дошкольники практически целый день проводят на улице. Чтобы успешно реализовывать основные воспитательные и образовательные задачи, педагогу необходимо эффективно организовать летний досуг детей...

Консультация для педагогов : «Организация разных видов игровой деятельности в летний период в ДОУ»

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можнопрактически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является ор...