«Медитация как нетрадиционная техника релаксации»
консультация

В современном мире ребенок постоянно общается с другими членами группы, получает огромное количество информации, в результате чего у него возникает состояние напряжения и усталости. Самостоятельно ребенку сложно расслабиться, ему нужна помощь взрослого, поэтому в детском саду просто необходимо проводить релаксацию. Это относится к детям с нормальным развитием, и в особенности к детям с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meditatsiya.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

 «Медитация как нетрадиционная техника релаксации»

Подготовила педагог-психолог Евдокимова Е.А

В современном мире ребенок постоянно общается с другими членами группы, получает огромное количество информации, в результате чего у него возникает состояние напряжения и усталости. Самостоятельно ребенку сложно расслабиться, ему нужна помощь взрослого, поэтому в детском саду просто необходимо проводить релаксацию. Это относится к детям с нормальным развитием, и в особенности к детям с ОВЗ.

В последнее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Дети с речевыми нарушениями имеют трудности в удержании внимания, они могут переключаться с одного занятия на другое, так и не закончив первое. Поэтому «речевики» отличаются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неспособностью сосредоточиться и внимательно слушать. Но если же мы смогли заинтересовать ребенка, он способен длительное время удерживать свое внимание.  Такие дети имеют сниженную работоспособность, быстро устают и не умеют контролировать свое внутреннее состояние.

Учитывая особенности таких детей, в своей деятельности я использую нетрадиционные техники воздействия, для целенаправленного внимания, контроля над своей двигательной активностью, снятия эмоциональных зажимов и нервно-психического напряжения.

Одно из таких техник является медитация или так называемое медиативное расслабление. Медитация – полезное для детей занятие. Оно помогает непоседам контролировать свои эмоции, учит их терпению, позволяет развивать здоровые качества личности: уверенность в себе, самооценку. Также детская медитация – это хороший способ расслабиться, сконцентрироваться, отдохнуть, мотивировать себя на творчество и самовыражение.

Для детей разных возрастных групп подходят разные виды медитации. Это связано с особенностями возрастного развития ребенка.

Медитацию целесообразно проводить с детьми начиная с 4х летнего возраста. Сеансы медитации для детей от 4 до 7 лет очень короткие. Не более 5 минут. В этом возрасте у детей преобладает чувственное восприятие и обучение через получение непосредственого нового опыта. Аналитические медитации, включающие в себя логические умозаключения, им не подходят.

Дети ложатся на коврик, я прошу их закрыть глаза и сфокусировать внимание на дыхании. При этом я не прекращаю монолога: «сделайте глубокий вдох, а затем медленно выдохните, дышите через нос, ровно и спокойно». Затем я прошу их расслабить части тела, называя их и давая некоторое время на расслабление.

Когда дети успокоились, расслабились, дышать ровно и спокойно, я предлагаю им представить, что они находятся на море, в лесу, на солнечной поляне, на цветочном поле, в своем самом любимом месте на земле или парят в облаках. Каждый раз это разное место, но всегда очень приятное, позитивное, безопасное.

Затем я спрашиваю, что они там видят, но призываю их не отвечать вслух, а только представлять и наблюдать. И помогаю им, перечисляя предметы, которые гипотетически могут быть в этом месте. Например, на море дети могут увидеть песок, пальмы, волны, корабль, дельфина, черепаху и т.д. Затем я спрашиваю, что они чувствуют, и снова перечисляю. Например, как теплый песок касается их стоп, ласковое солнышко согревает кожу, дует легкий ветерок и трепет волосы. Я стараюсь задействовать различные органы чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.

А затем прошу, чтобы они почувствовали, как любовь, радость и счастье наполняют их, как солнышко заряжает их энергией, они расслаблены и спокойны. Или, например, что они могут поделиться своим секретом с животным, которого они встретят в выбранном месте. Или что они могут вернуться в это место всегда, когда только захотят, если им станет грустно. Я стараюсь каждый раз придумывать что-нибудь новое, но обязательно позитивное и доброе.

На мой взгляд, медитация для детей в первую очередь должна научить их расслабляться, концентрироваться на своих чувствах и ощущениях, и создавать состояния спокойствия и радости.

Сейчас, хочу представить Вам медитацию с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Уважаемые коллеги, а теперь я предлагаю Вам расслабиться, с помощью медитации.

Сядьте удобнее. Закройте глаза. Почувствуйте удивительную легкость внутри Вас. Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду. 

Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча. 

Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата запомните ее... 
Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами... 

Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Упражнения и техники релаксации для детей дошкольного возраста. Особенности мышечной и дыхательной техник релаксации.

Всего несколько минут интересных, простых и эффективных занятий обеспечат малышу хорошее настроение, поднимут уровень его интеллекта, снизят риск нервного срыва. Дети еще не способны самостоятельно сн...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

УПРАЖНЕНИЯ И ТЕХНИКИ РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре. Дыхательные упражнения можно провести в любой момент, почувствовав, что чадо после активной игры не может ...