Проект "Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через игровую деятельность"
проект

Алымова Марина Игоревна

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_guppe_rannego_vozrasta.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей  группы раннего возраста через игровую деятельность»

                                                                                           Подготовила и провела

                                                                      воспитатель

                                                                          Алымова М.И.

Тип: нормативный.

Участники дети 1,5;2-3 лет, родители, воспитатели, младший воспитатель, музыкальный руководитель.

Срок реализации: долгосрочный  (ноябрь 2022 года – май 2023 года).

Актуальность

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Проблема

 У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приема пищи, не умеют одеваться – раздеваться.

Цель проекта:

Воспитание у детей 2-3 лет культурно - гигиенических навыков в игровой форме.

Задачи:

1.Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки и лицо личным полотенцем.

2.Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.

3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

4.Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета).

5.Установить доверительные отношения между детским садом и семьей, в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни..

Ожидаемые результаты для детей:

1.  Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;

2.  Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;

3.  Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.

Ожидаемые результаты для родителей:

1.  Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

2.  Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;

3.  Взаимодействие между детским садом и семьей.

Ожидаемые результаты для воспитателей и младшего воспитателя:

1.  Единство требований со стороны персонала группы;

Распределение деятельности по этапам.

1 этап -  подготовительный (ноябрь)

- диагностика

- определение целей и задач

-  составление плана работы        

- сбор информации, материалов  по теме;

- организация  предметно- развивающей среды

- составление перспективного тематического плана;

- разработка цикла  занятий;

2 этап – основной (реализация проекта) декабрь - апрель         

- планирование совместной деятельности с детьми

- практическая деятельность по решению проблемы с детьми

- наглядная информация для родителей        

Перспективное планирование

НОЯБРЬ        

Режимный момент

Питание: пережевывать пищу с закрытым ртом.

Умывание: мыть лицо, руки закатав рукава.

Одевание-раздевание: снять обувь.        

Худ. лит.

А. Барто «Лошадка», «Мишка».

В. Бианки «Лис и Мышонок».

РНС «Колобок».

Занятия

Лепка «День рождения куклы Кати».

Рисование «Украсим платье куклы Кати».        

Совместная деятельность 

Игра-ситуация: «Знакомство с куклами», «У куклы Веры новый шарф».

Чтение потешки: «Водичка, водичка…».

Беседа: «Как нужно заботиться о кукле».        

Практическая деятельность

Дидактическая игра: «Накроем на стол».

Игра-эксперимент: «Мыльные перчатки».        

Работа с родителями

Анкетирование

Оформление стенда в родительском уголке

 «Возрастные особенности детей 2-3 лет».

«Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребенок»?

ДЕКАБРЬ

Режимный момент

Питание: пережевывать пищу с закрытым ртом.

Умывание: сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку.

Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок.        

Занятия

Озн. с предметным окр. «Игрушки для Мишки и Мишутки».

Разв. Речи «Мишка пьет горячий чай».

Худ. лит. Н. Саконская «Где мой пальчик?»

В. Берестов «Больная кукла».

Описательный рассказ: «Расскажи о кукле (Мишке, посуде).

Лепка «Наша Маша маленькая». «Лепим пирожки, лепим булочки».

Рис-е «Матрешки идут на праздник».        

Совместная деятельность 

Игра-ситуация: «Сервируем стол», «Оденем куклу на прогулку».

Чтение потешки: «Моем носик, моем щёчки».

Подвижная игра: «Зайка серый умывается».        

Дид. упр: «Мы едим».

Дид. игра: «Как я умею аккуратно кушать».        

Работа с родителями

Консультация «Формирование КГН у детей 2-3 лет».

ЯНВАРЬ

Режимный момент

Питание: не разговаривать с полным ртом.

Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.

Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок.        

Занятия

Озн. с соц. миром «Кукла спит».

Разв. речи «Поможем кукле стать опрятной».

Худ. лит.

А. Барто «Слон».

М. Ю.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный».

РНС «Маша и медведь».

Л. Толстой «3 медведя».

Лепка «Подарим игрушки Зайке и Мишке».        

Совместная деятельность 

Игра-ситуация: «Укладываем куклу спать», «Кукла Диана стирает».

Чтение потешки: « Ешь, собачка: ам, ам, ам».

Сюжетно-ролевая игра:«Котик простудился».        

Рассматривание картинок: «Предметы личной гигиены».

Дид. игра:«Что ты можешь рассказать о предметах личной гигиены?»        

Работа с родителями

Рекомендации:

«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».

ФЕВРАЛЬ

Режимный момент

Питание: не крошить хлеб на стол и на пол во время приема пищи.

Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.

Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки.        Окр. мир «Кто нас лечит».

Занятия

Разв. речи «Мои помощники».

Худ. лит.

А. Барто «Девочка-ревушка».

С. Капутикян «Маша обедает».

РНС «Маша и медведь».

Рассказывание по предметым картинкам: «Наши игрушки».

Лепка «Мисочка и блюдце для кошечки и собачки». «Конфеты на тарелке».

«Витамины в баночке».

Рис-е «Яблочки».        

Совместная деятельность 

Игра-ситуация: «Кукла заболела», «Наводим чистоту в комнате».

Чтение потешки: «Кран откройся…».

Подвижная игра: «Все котятки мыли лапки».        

Дид. игра: «Каждой вещи свое место».

Дид. Игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик».        

Работа с родителями

Папка-ширма: «Как ухаживать за молочными зубами».

МАРТ

Режимный момент

Питание: правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой.

Умывание: пользоваться носовым платком.

Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки и надеть в обратной последовательности        

Занятия

Озн. с соц. миром «Угощение для ребят и зверят».

Разв. речи «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».

Худ. лит.

А. Барто «Зайка»,»Уронили Мишку на пол».

Э. Мошковская «Кран откройся».

Описательный рассказ: о предметах одежды (мебели, посуде).

Лепка «Оладушки для любимой мамочки». «Морковка».        

Совместная деятельность 

Игра-ситуация: «Моем посуду», «Куклы обедают».

Чтение потешки: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…».

Сюжетно-ролевая игра: «Сделаем Леночке прическу».        

Дид. игра: «Сервируем стол».

Дид. Игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы».        

Работа с родителями

Папка-передвижка:

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку».

АПРЕЛЬ

Режимный момент

Питание: тихо выходить по окончании еды из-за стола и благодарить.

Умывание: пользоваться расческой; пользоваться носовым платком.

Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок; снять платье (рубашку), шорты, носки; аккуратно повесить; снять обувь; надеть в обратной последовательности        

Занятия

Окр. С предметным миром «Магазин игрушек».

Разв. речи «Мама купает ребенка».

Худ. лит.

Рассматривание картины «Дети обедают».

Рис-е «Вырос наш зеленый лук».        

Совместная деятельность 

Игра-ситуация: «Купание кукол», «Новая кукла Рита знакомится с кукольным уголком».

Чтение потешки: «Ходит котик с веником».        

Дид. упр. «Туфельки поссорились - подружились».

Дид. упр. «Как мы моем ладошки и вытираем ручки».        

Работа с родителями

Беседа: «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».

МАЙ

Режимный момент

Питание: дети должны уметь пользоваться всеми КГН.

Умывание: Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.

Одевание-раздевание: Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.        

Игра-ситуация: «Мамы гуляют с малышами», «Готовим для кукол обед».

Чтение потешки: «У хозяйки-белочки».

Дид. игра с игрушкой: «День рождение».        

Совместная деятельность 

Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Работа с родителями

Анкетирование:«Каким навыкам самообслуживания научился ваш ребенок посещая д/с».

3 этап  - итоговый (май)        

- итоговая диагностика

- итоговое занятие по КГН.        

Продукт проектной деятельности

Итоговое занятие-развлечение «В гости к чистюлькам».

Фото-выставка: «Самые аккуратные и культурные дети».

 

Приложение

Диагностика уровня сформированности у детей КГН

на начало и конец проекта:

1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

- мыть лицо, руки;

- закатать рукава;

- взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;

- сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;

- пользоваться расческой;

- пользоваться носовым платком.

2.Навыки аккуратной еды включают умение :

-правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;

-не крошить хлеб;

-пережевывать пищу с закрытым ртом;

-не разговаривать с полным ртом;

-тихо выходить по окончании еды из-за стола;

-благодарить.

3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

-расстегнуть пуговицы, замок;

-снять платье (рубашку), шорты, носки;

-аккуратно повесить;

-снять обувь;

-надеть в обратной последовательности.

Критерии оценки

3 балла – выполняет, 2 балла – выполняет с помощью взрослого, 1 балл – не выполняет.

Навыки самообслуживания у детей раннего возраста дома

(анкета для родителей).

Критерии самообслуживания

С помощью взрослого

Самостоятельно

Следит за собой (опрятность) .

Старается быть аккуратным в быту.

Может кушать самостоятельно.

Может пользоваться носовым платком.

Может раздеваться.

Может одеться.

Складывает свои вещи.

Может убрать за собой игрушки.

Ходит в туалет.

Моет и вытирает руки.

Вывод: Результативность проделанной работы показала, что рациональная организация обстановки в группе, систематическая и планомерная  работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников приносит положительные результаты.

Литература:

1.  Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М. А. и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – с.54

2.  Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – с.7

3.  Ефанова З. А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волголград: Учитель, 2003. –с.48, 62, 80

4.  Карпухина Н. А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010.

5.  Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

6.  Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПБ.: «Детство-Пресс»», с.8, 48, 50, 52, 62, 89, 96, 98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу»

laquo;Формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу»...

Проект «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Проект «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение,...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами игровых технологий

Презентация предназначена для педагогов ДОУ, с целью ознакомления с методами и приемами работы над гегиеническими навыками детей....

«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста через игровую деятельность»

Игровая деятельность является ведущий деятельностью детей раннего и дошкольного возраста. По средствам игры ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и обществен...

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста по средствам фольклора и игровой деятельности»

Актуальность выбранной темы:Период раннего и дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функ...