Проект "Воспитание культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через игровую деятельность"
проект
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_guppe_rannego_vozrasta.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей группы раннего возраста через игровую деятельность»
Подготовила и провела
воспитатель
Алымова М.И.
Тип: нормативный.
Участники дети 1,5;2-3 лет, родители, воспитатели, младший воспитатель, музыкальный руководитель.
Срок реализации: долгосрочный (ноябрь 2022 года – май 2023 года).
Актуальность
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Проблема
У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, некоторые не умеют: есть самостоятельно жидкую пищу, только с помощью взрослого находят свое полотенце и горшок, не аккуратны за столом во время приема пищи, не умеют одеваться – раздеваться.
Цель проекта:
Воспитание у детей 2-3 лет культурно - гигиенических навыков в игровой форме.
Задачи:
1.Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать руки и лицо личным полотенцем.
2.Закрепить представления о правилах личной гигиены, уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3.Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
4.Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы - умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета).
5.Установить доверительные отношения между детским садом и семьей, в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни..
Ожидаемые результаты для детей:
1. Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;
2. Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
3. Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Ожидаемые результаты для родителей:
1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
2. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
3. Взаимодействие между детским садом и семьей.
Ожидаемые результаты для воспитателей и младшего воспитателя:
1. Единство требований со стороны персонала группы;
Распределение деятельности по этапам.
1 этап - подготовительный (ноябрь)
- диагностика
- определение целей и задач
- составление плана работы
- сбор информации, материалов по теме;
- организация предметно- развивающей среды
- составление перспективного тематического плана;
- разработка цикла занятий;
2 этап – основной (реализация проекта) декабрь - апрель
- планирование совместной деятельности с детьми
- практическая деятельность по решению проблемы с детьми
- наглядная информация для родителей
Перспективное планирование
НОЯБРЬ
Режимный момент
Питание: пережевывать пищу с закрытым ртом.
Умывание: мыть лицо, руки закатав рукава.
Одевание-раздевание: снять обувь.
Худ. лит.
А. Барто «Лошадка», «Мишка».
В. Бианки «Лис и Мышонок».
РНС «Колобок».
Занятия
Лепка «День рождения куклы Кати».
Рисование «Украсим платье куклы Кати».
Совместная деятельность
Игра-ситуация: «Знакомство с куклами», «У куклы Веры новый шарф».
Чтение потешки: «Водичка, водичка…».
Беседа: «Как нужно заботиться о кукле».
Практическая деятельность
Дидактическая игра: «Накроем на стол».
Игра-эксперимент: «Мыльные перчатки».
Работа с родителями
Анкетирование
Оформление стенда в родительском уголке
«Возрастные особенности детей 2-3 лет».
«Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребенок»?
ДЕКАБРЬ
Режимный момент
Питание: пережевывать пищу с закрытым ртом.
Умывание: сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку.
Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок.
Занятия
Озн. с предметным окр. «Игрушки для Мишки и Мишутки».
Разв. Речи «Мишка пьет горячий чай».
Худ. лит. Н. Саконская «Где мой пальчик?»
В. Берестов «Больная кукла».
Описательный рассказ: «Расскажи о кукле (Мишке, посуде).
Лепка «Наша Маша маленькая». «Лепим пирожки, лепим булочки».
Рис-е «Матрешки идут на праздник».
Совместная деятельность
Игра-ситуация: «Сервируем стол», «Оденем куклу на прогулку».
Чтение потешки: «Моем носик, моем щёчки».
Подвижная игра: «Зайка серый умывается».
Дид. упр: «Мы едим».
Дид. игра: «Как я умею аккуратно кушать».
Работа с родителями
Консультация «Формирование КГН у детей 2-3 лет».
ЯНВАРЬ
Режимный момент
Питание: не разговаривать с полным ртом.
Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.
Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок.
Занятия
Озн. с соц. миром «Кукла спит».
Разв. речи «Поможем кукле стать опрятной».
Худ. лит.
А. Барто «Слон».
М. Ю.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный».
РНС «Маша и медведь».
Л. Толстой «3 медведя».
Лепка «Подарим игрушки Зайке и Мишке».
Совместная деятельность
Игра-ситуация: «Укладываем куклу спать», «Кукла Диана стирает».
Чтение потешки: « Ешь, собачка: ам, ам, ам».
Сюжетно-ролевая игра:«Котик простудился».
Рассматривание картинок: «Предметы личной гигиены».
Дид. игра:«Что ты можешь рассказать о предметах личной гигиены?»
Работа с родителями
Рекомендации:
«Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
ФЕВРАЛЬ
Режимный момент
Питание: не крошить хлеб на стол и на пол во время приема пищи.
Умывание: взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло.
Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки. Окр. мир «Кто нас лечит».
Занятия
Разв. речи «Мои помощники».
Худ. лит.
А. Барто «Девочка-ревушка».
С. Капутикян «Маша обедает».
РНС «Маша и медведь».
Рассказывание по предметым картинкам: «Наши игрушки».
Лепка «Мисочка и блюдце для кошечки и собачки». «Конфеты на тарелке».
«Витамины в баночке».
Рис-е «Яблочки».
Совместная деятельность
Игра-ситуация: «Кукла заболела», «Наводим чистоту в комнате».
Чтение потешки: «Кран откройся…».
Подвижная игра: «Все котятки мыли лапки».
Дид. игра: «Каждой вещи свое место».
Дид. Игра «Научим Мишку складывать вещи в шкафчик».
Работа с родителями
Папка-ширма: «Как ухаживать за молочными зубами».
МАРТ
Режимный момент
Питание: правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой.
Умывание: пользоваться носовым платком.
Одевание-раздевание: снять платье (рубашку), шорты, носки и надеть в обратной последовательности
Занятия
Озн. с соц. миром «Угощение для ребят и зверят».
Разв. речи «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку».
Худ. лит.
А. Барто «Зайка»,»Уронили Мишку на пол».
Э. Мошковская «Кран откройся».
Описательный рассказ: о предметах одежды (мебели, посуде).
Лепка «Оладушки для любимой мамочки». «Морковка».
Совместная деятельность
Игра-ситуация: «Моем посуду», «Куклы обедают».
Чтение потешки: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…».
Сюжетно-ролевая игра: «Сделаем Леночке прическу».
Дид. игра: «Сервируем стол».
Дид. Игра «Поучим Зайку застегивать пуговицы».
Работа с родителями
Папка-передвижка:
«Как правильно одевать ребёнка на прогулку».
АПРЕЛЬ
Режимный момент
Питание: тихо выходить по окончании еды из-за стола и благодарить.
Умывание: пользоваться расческой; пользоваться носовым платком.
Одевание-раздевание: расстегнуть пуговицы, замок; снять платье (рубашку), шорты, носки; аккуратно повесить; снять обувь; надеть в обратной последовательности
Занятия
Окр. С предметным миром «Магазин игрушек».
Разв. речи «Мама купает ребенка».
Худ. лит.
Рассматривание картины «Дети обедают».
Рис-е «Вырос наш зеленый лук».
Совместная деятельность
Игра-ситуация: «Купание кукол», «Новая кукла Рита знакомится с кукольным уголком».
Чтение потешки: «Ходит котик с веником».
Дид. упр. «Туфельки поссорились - подружились».
Дид. упр. «Как мы моем ладошки и вытираем ручки».
Работа с родителями
Беседа: «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».
МАЙ
Режимный момент
Питание: дети должны уметь пользоваться всеми КГН.
Умывание: Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.
Одевание-раздевание: Дети должны уметь пользоваться всеми КГН.
Игра-ситуация: «Мамы гуляют с малышами», «Готовим для кукол обед».
Чтение потешки: «У хозяйки-белочки».
Дид. игра с игрушкой: «День рождение».
Совместная деятельность
Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»
Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».
Работа с родителями
Анкетирование:«Каким навыкам самообслуживания научился ваш ребенок посещая д/с».
3 этап - итоговый (май)
- итоговая диагностика
- итоговое занятие по КГН.
Продукт проектной деятельности
Итоговое занятие-развлечение «В гости к чистюлькам».
Фото-выставка: «Самые аккуратные и культурные дети».
Приложение
Диагностика уровня сформированности у детей КГН
на начало и конец проекта:
1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
- мыть лицо, руки;
- закатать рукава;
- взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
- пользоваться расческой;
- пользоваться носовым платком.
2.Навыки аккуратной еды включают умение :
-правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-не крошить хлеб;
-пережевывать пищу с закрытым ртом;
-не разговаривать с полным ртом;
-тихо выходить по окончании еды из-за стола;
-благодарить.
3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
-расстегнуть пуговицы, замок;
-снять платье (рубашку), шорты, носки;
-аккуратно повесить;
-снять обувь;
-надеть в обратной последовательности.
Критерии оценки
3 балла – выполняет, 2 балла – выполняет с помощью взрослого, 1 балл – не выполняет.
Навыки самообслуживания у детей раннего возраста дома
(анкета для родителей).
Критерии самообслуживания | С помощью взрослого | Самостоятельно |
Следит за собой (опрятность) . | ||
Старается быть аккуратным в быту. | ||
Может кушать самостоятельно. | ||
Может пользоваться носовым платком. | ||
Может раздеваться. | ||
Может одеться. | ||
Складывает свои вещи. | ||
Может убрать за собой игрушки. | ||
Ходит в туалет. | ||
Моет и вытирает руки. |
Вывод: Результативность проделанной работы показала, что рациональная организация обстановки в группе, систематическая и планомерная работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников приносит положительные результаты.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М. А. и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – с.54
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – с.7
3. Ефанова З. А. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волголград: Учитель, 2003. –с.48, 62, 80
4. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2010.
5. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
6. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПБ.: «Детство-Пресс»», с.8, 48, 50, 52, 62, 89, 96, 98
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством игровых приемов и художественного слова"
Консультация...
«Формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу»
laquo;Формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста через дидактическую куклу»...
Проект «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Проект «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...
Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение,...
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста средствами игровых технологий
Презентация предназначена для педагогов ДОУ, с целью ознакомления с методами и приемами работы над гегиеническими навыками детей....
«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста через игровую деятельность»
Игровая деятельность является ведущий деятельностью детей раннего и дошкольного возраста. По средствам игры ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и обществен...
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста по средствам фольклора и игровой деятельности»
Актуальность выбранной темы:Период раннего и дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функ...