Консультация для родителей: "Играем - речь развиваем"
консультация (средняя группа)
Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_igraem-rech_razvivaem.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20»
Консультация для родителей
«Играем - речь развиваем»
средняя группа
Воспитатель: Чебурахина О.А.
г. Ярославль
2019 г.
Большинство родителей полагает, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Успешное обучение в школе невозможно без хорошо развитого фонематического слуха.
Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?
Развитый фонематический слух – важная предпосылка усвоения в существующей сегодня в школе методики обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.
Кроме того, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Следует отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть и у детей с чистым звукопроизношением.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи страдает:
• звукопроизношение (может быть: смазанность речи, сжатая артикуляция, отсутствие звука, неправильное произношение звуков: замена звука, искажение или смешение). Часто наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.
• фонематический слух – узнавание звука в потоке речи.
• фонематическое восприятие – действия по звуко-слоговому анализу и синтезу.
• лексико-грамматическое развитие - наблюдается бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.
Нарушения развития речи необходимо устранить до поступления ребенка в школу.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).
Предлагаем вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам в интересной форме подготовить ребёнка к школе.
Игры, позволяющие научить ребенка прислушиваться и узнавать неречевые звуки.
Игра «Что ты слышишь?».
Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов, шум воды, шелест газеты, звон ложек и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало? Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
Игра «Шумящие мешочки».
Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Где позвонили?»
Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос «где звенит?» – слева, спереди, сверху, справа, снизу.
Игра «Что, где, как?»
Можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик,кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.
Игра «Угадай, что звучит».
Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки.
Игра «Похлопаем».
Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра «ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ».
Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах.
Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
• Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
• Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
• Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей) .
• Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
• На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
• Сели в ложку (лодку) и - айда! По реке туда-сюда.
Игра «ЗАГАДКИ – ОБМАНКИ»
Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.
• Под землею не размокла вся оранжевая. (свекла)
• Когда последний луч потух, в лесу завыл большой… (петух)
• В огороде до сих пор под землею… (помидор)
• Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий… (конь)
• Друга лучше не найдешь, лает громко верный. (еж)
• Он зовется «царь зверей», Потому что… (соловей)
Игра «Сколько звуков».
Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Отгадай слово».
Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (мы. о, .ук, ку. ак).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"
Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...
консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".
большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....
Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»
Проведение семинара – практикума для родителей первой младшей группы...
Консультация для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"
Играя пальчиками, развивам речь...
Консультация для родителей "Играем с мячиком - развиваем речь".
Игры с мячом вызывают большой интерес и массу положительных эмоций у детей, активизирют весь организм. Игры с мячом могут быть прекрасным инструментом, используемым в коррекции речевого развития...
Консультация для родителей "Игры с мамой развивают речь"
Рекомендации о играх вместе с мамой, когда мама занята на кухне...
Консультация для родителей "Играем пальчиками - речь развиваем"
Пальчиковая гимнастика...