Консультация для родителей: "Играем - речь развиваем"
консультация (средняя группа)

ЧЕБУРАХИНА ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА

Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_igraem-rech_razvivaem.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 20»

Консультация для родителей

 

«Играем - речь развиваем»

средняя группа

        Воспитатель: Чебурахина О.А.

г. Ярославль

2019 г.

Большинство родителей полагает, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Успешное обучение в школе невозможно без хорошо развитого фонематического слуха.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?

Развитый фонематический слух – важная предпосылка усвоения в существующей сегодня в школе методики обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Фонематический слух является предпосылкой к развитию фонематического восприятия.

Кроме того, письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха и восприятия, являются потенциальными дисграфиками (детьми с нарушениями письма – как слышу, так и пишу).

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Следует отметить, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи может быть и у детей с чистым звукопроизношением.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи страдает:

• звукопроизношение (может быть: смазанность речи, сжатая артикуляция, отсутствие звука, неправильное произношение звуков: замена звука, искажение или смешение). Часто наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

• фонематический слух – узнавание звука в потоке речи.

• фонематическое восприятие – действия по звуко-слоговому анализу и синтезу.

• лексико-грамматическое развитие - наблюдается бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.

Нарушения развития речи необходимо устранить до поступления ребенка в школу.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Предлагаем вам игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия, которые вы можете провести дома с детьми и, которые помогут вам в интересной форме подготовить ребёнка к школе.

Игры, позволяющие научить ребенка прислушиваться и узнавать неречевые звуки.

Игра «Что ты слышишь?».

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов, шум воды, шелест газеты, звон ложек и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало? Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

Игра «Шумящие мешочки».

Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра «Где позвонили?»

Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос «где звенит?» – слева, спереди, сверху, справа, снизу.

Игра «Что, где, как?»

Можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик,кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.

Игра «Угадай, что звучит».

Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда дети запомнят названия предметов, предлагаем послушать, как они звучатиграет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки.

Игра «Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Игра «ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ».

Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах.

Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

• Жучка будку (булку) не доела;

Неохота, надоело.

• Ехал дядя без жилета (билета)

Заплатил он штраф за это.

• Тает снег, течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей) .

• Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

• На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

• Сели в ложку (лодку) и - айда! По реке туда-сюда.

Игра «ЗАГАДКИ – ОБМАНКИ»

Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.

• Под землею не размокла вся оранжевая. (свекла)

• Когда последний луч потух, в лесу завыл большой… (петух)

• В огороде до сих пор под землею… (помидор)

• Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий… (конь)

• Друга лучше не найдешь, лает громко верный. (еж)

• Он зовется «царь зверей», Потому что… (соловей)

Игра «Сколько звуков».

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Отгадай слово».

Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (мы. о, .ук, ку. ак).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"

Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...

консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".

большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....

Консультация для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»

Проведение семинара – практикума для родителей первой младшей группы...

Консультация для родителей "Играем с мячиком - развиваем речь".

Игры с мячом  вызывают большой интерес и массу положительных эмоций у детей, активизирют весь организм. Игры с мячом могут быть прекрасным инструментом, используемым в коррекции речевого развития...

Консультация для родителей "Игры с мамой развивают речь"

Рекомендации о играх вместе с мамой, когда мама занята на кухне...