Технология "ТРИЗ".
материал (средняя группа)

Перспективный план совместной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами ТРИЗ .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план совместной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами ТРИЗ для средней группы

Сроки

(дата, месяц или неделя)

Тема «Календаря жизни ДОУ»

Содержание совместной образовательной деятельности

1

Сентябрь
1 неделя

«Путешествие в страну вещей»

Словесная игра: «Подбери словечко» (ТРИЗ)
- Д/ игра: «Что лишнее?», Игровое упражнение: «Дорисуй» (ТРИЗ)
Игровое упражнение: «На что похоже?» (ТРИЗ)

2

Сентябрь
2 неделя

«Я и моя семья»

Словесная игра: «Подбери словечко», «Покажи листок, какой скажу». (ТРИЗ)

3

Сентябрь
3 неделя

«Игры и игрушки»

Дидактическая игра «Загадки и отгадки».
«Отгадай растение по описанию», «Подбери пару»
Ситуация: «как узнать, что растение надо полить?»
Словесная игра: «Подбери словечко» (ТРИЗ)

4

Сентябрь
4 неделя

«Во саду ли в огороде»

Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» (ТРИЗ)
Словесная игра: «Подбери словечко»
Игровое упражнение: «Дорисуй» (ТРИЗ)
Игровое упражнение: «На что похоже?» (ТРИЗ)

5

Октябрь
1 неделя

Разбросала осень краски»

Дидактические игры «Кузовок», «Подбери пару»
Словесная игра: «Подбери словечко» (ТРИЗ)

6

Октябрь
2 неделя

«Дикие животные»

Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм.
Составление и отгадывание загадок на тему: «Животные».
РТВ (ТРИЗ)- «Чем медведь гостей угощать будет», «Дорисуй»

7

Октябрь
3 неделя

«Подготовка зверей к зиме»

Словесная игра: «Узнай по описанию»; «Подбери словечко».
Составление и отгадывание загадок на тему: «Животные».
РТВ (ТРИЗ)- Придумывание сказки «Как звери готовились к зиме»».

8

Октябрь
4 неделя

«Птицы»

- Решение проблемной ситуации: «Холодно ли птицам зимой. Как помочь птичкам?»
Словесная игра: «Узнай по описанию»; «Подбери словечко».

9

Ноябрь
1 неделя

«Вместе весело шагать»

(я и мои друзья)

- Дидактическая игра «Угадай, чей листок?»
Составление математической сказки: «Путешествие друзей» (ТРИЗ).

10

Ноябрь 2 неделя

«Домашние животные»

- Дидактические игры «Подзорная труба», «Похож – непохож», «Зеркало». (ТРИЗ)
- Загадывание загадок о домашних животных.

11

Ноябрь
3 неделя

«Заснеженный северный город»

Дидактическая игра «Загадки и отгадки».
«Отгадай растение по описанию», «Подбери пару»
Словесная игра: «Подбери словечко» (ТРИЗ)

12

Ноябрь
4 неделя

«Профессии»

Дидактическая игра «Кто в домике живет»
Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм. (ТРИЗ)
Словесная игра: «Узнай по описанию»; «Подбери словечко». (ТРИЗ)

13

Декабрь
1 неделя

«Здоровячки»

Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Чудесный мешочек»
Д/игра «Подбери пару»
Словесная игра: «Подбери словечко» (ТРИЗ)

14

Декабрь
2 неделя

«Красавица зима.

Зимние забавы»

- Дидактические игры «Закончи предложение», «Зимняя одежда»
- Составление рассказов на тему «Зимние забавы детей»
Словесная игра: «Узнай по описанию»; «Подбери словечко» (ТРИЗ)

15

Декабрь
3 неделя

«Мы исследователи.

Ознакомление со свойствами веществ»

Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» (ТРИЗ)
Словесная игра: «Подбери словечко»
Игровое упражнение: «Дорисуй» (ТРИЗ)
Игровое упражнение: «На что похоже?» (ТРИЗ)

16

Декабрь
4 неделя

«Новогодние чудеса»

Дидактическая игра «Кто в домике живет»
Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм. (ТРИЗ)
Словесная игра: «Узнай по описанию»; «Подбери словечко». (ТРИЗ)

17

Январь 2 неделя

«Одежда»

Дидактические игры «Загадки и отгадки», «Отгадай растение по описанию», «Подбери пару»
Словесная игра: «Подбери словечко»

18

Январь 3 неделя

«Посуда»

Дидактические игры «Отгадай растение по описанию», «Подбери пару» (ТРИЗ)

19

Январь 4 неделя

«Транспорт»

Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» (ТРИЗ)
Словесная игра: «Подбери словечко»
Игровое упражнение: «Дорисуй» (ТРИЗ)
Игровое упражнение: «На что похоже?» (ТРИЗ)

20

Февраль
1 неделя

«Мебель»

Дидактическая игра «Кто в домике живет»
Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм. (ТРИЗ)
Словесная игра: «Узнай по описанию»; «Подбери словечко». (ТРИЗ)

21

Февраль
2
неделя

«Животные и птицы зимой»

- Дидактические игры «Лото», «Кто это?»
Дидактическая игра «Кто в домике живет»
Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм. (ТРИЗ)
Словесная игра: «Узнай по описанию»; «Подбери словечко». (ТРИЗ)

22

Февраль
3 неделя

«Я и мой папа»

Дидактическая игра «Кто в домике живет»
Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм. (ТРИЗ)
Словесная игра: «Узнай по описанию»; «Подбери словечко». (ТРИЗ)

23

Февраль
4 неделя

«Неизведанное рядом.

Живая и неживая природа»

- Дидактическая игра «Подбери словечко».
- Игровое упражнение «Дорисуй» (ТРИЗ)

24

Март
1 неделя

«Милая, нежная»

(я и моя мамочка)

Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» (ТРИЗ)
Словесная игра: «Подбери словечко»
Игровое упражнение: «Дорисуй» (ТРИЗ)
Игровое упражнение: «На что похоже?» (ТРИЗ)

25

март
2 неделя

«Детки в клетке»

(животные в зоопарке)

Дидактическая игра «Кто в домике живет»
Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм. (ТРИЗ)
Словесная игра: «Узнай по описанию»; «Подбери словечко». (ТРИЗ)

26

март
3 неделя

«Весна пришла, весне дорогу»

- Дидактические игры «Чьи это детки?», «Кто что любит?», «Отгадай загадку».
- Рассматривание иллюстраций с изображением весны.
- Наблюдения за природой весной.
- Рассказывание русской народной сказки «Лиса и заяц»

27

март
4 неделя

«Неживая природа»

- Опыты с водой.
- Рассматривание иллюстраций с изображением явлений природы.
Д/игры «Что нужно для умывания?», «Подбери словечко», «Кто живет в воде?».

28

Апрель
1 неделя

«Что растёт на нашем огороде?»

- Д/ игра «Найди такое же растение», «Что растениям необходимо для роста?», «Чудесный мешочек», «Какого цвета и размера цветы?» (ТРИЗ)
- С/р игра «Магазин «Овощи - фрукты».
- Рассматривание иллюстраций «Разные цветы»

29

Апрель 2 неделя

«Космические дали.

Покорители космоса»

- Рассматривание иллюстраций с изображением солнца, луны, звездное небо.
- Конструирование «Космический корабль»
- Наблюдения за звездным небом.
- Дидактическая игра «Разрезные картинки».
- Коллективная работа «Звезды на небе»

30

Апрель 3 неделя

«Айболит в гостях у детей»

Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» (ТРИЗ)
Словесная игра: «Подбери словечко»
Игровое упражнение: «Дорисуй» (ТРИЗ)
Игровое упражнение: «На что похоже?» (ТРИЗ)

31

Апрель 4 неделя

«Знатоки природы»

Дидактическая игра «Кто в домике живет»
Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм. (ТРИЗ)
Словесная игра: «Узнай по описанию»; «Подбери словечко». (ТРИЗ)

32

Май
1 неделя

«Рукотворный мир»

Рассматривание иллюстраций с изображением комнатных растений
Дидактические игры «Что лишнее», «Разрезные картинки».
Раскраски «Цветы»

33

Май
2 неделя

«Майский праздник,

славный праздник»

Пальчиковая игра «Цветы»
Альбом «Комнатные растения»
Дидактическое упражнение «Дорисуй цветок» (ТРИЗ)

34

Май
3 неделя

«Просыпается природа.

Насекомые и растения»

Дидактическая игра «Кто в домике живет»
Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм. (ТРИЗ)
Словесная игра: «Узнай по описанию»; «Подбери словечко». (ТРИЗ)

35

Май
4 неделя

«Безопасность»

Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» (ТРИЗ)
Словесная игра: «Подбери словечко»
Игровое упражнение: «Дорисуй» (ТРИЗ)
Игровое упражнение: «На что похоже?» (ТРИЗ)

Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей

старшего возраста

Месяц

Тема

Задачи

Октябрь

1.Противоречия

 в природе,

 погоде.

Активизировать интерес детей к окружающему миру;

систематизировать их знания о явлениях природы.

1.3накомство с помощником воспитателя.

2. Диалог с игрушкой о погоде

3. Подвижная игра «Солнышко и дождик»

4. Подведение итогов.

2. Противоречия в предметах.

Систематизировать навыки классификации предметов

по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.

1.Классификация игрушек по различным признакам

2.Подвижная игра «Разбежались».

3.Обсуждение противоречий в предметах.

4.Подведение итогов.

Ноябрь

1. Противоречия в предметах (продолжение).

                             

Систематизировать знания детей о профессиях: научить

выделять противоположные признаки объектов; развивать

внимание, мышление, память.

1.Беседа о профессиях.

2.Игра «Дрессировщики».

3.Дидактическая игра «Магазин».

4.Подведение итогов.

2.  Противоречия в ситуациях.

       

Обучать  выделению  противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни.

1.Противоречия в болезни.

2.Игра «Простуда»

3.Анализ ситуаций.

4.Подведение итогов.

Бинт, шарф

3.Противоречия

в  размерах.

Активизировать мышление путем разрешения проблемной

ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.

1.Анализ проблемной ситуации.

2.Игра «Большие», «Маленькие».

3.Упражнение «Расставь по порядку».

4.Подведение итогов.

Кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных.

4.Противоречия в количестве.

Активизировать мышление путем разрешения проблемной

ситуации; формировать понимание относительности

количества.

1.Анализ проблемной ситуации.

2.Игра «Много», «Мало».

3.Противоречия в количестве.

4.Примеры ситуаций.

5.Подведение итогов.

Конфета

Декабрь

1.Противоположные признаки.

Систематизировать знания детей о сезонных изменениях

в природе; активизировать использование антонимов в     речи; активизировать  мышление детей; обучать навыкам  групповой

работы в режиме (мозгового штурма).

1.Противоречия в зиме.

2.Игра на внимание.

3.Проблемная ситуация.

4.Подведение итогов.

Пакет от подарка

2. Обучающее  занятие по противоречиям.

Систематизировать представления детей о противоречиях;

оценить умение воспринимать объекты, как совокупности

противоположностей.

Предметы разные

3. Подсистема человека.

Систематизировать знания о строении человека; развивать

внимание, умение сравнивать, обобщать, воображение

1.«Сборка робота».

2.Игра «Руки, ноги, голова».

3.Обсуждение «Что для чего?»

Бумажные части тела робота

4.Подсистемы предметов: объект (чайник).

Систематизировать знания о посуде; обучить функциональному

подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое

мышление, умение прогнозировать.

1.Обсуждение  «Какой чайник лучше?».

2.Игра-эстафета  «Наполни чайник».

3.Анализ подсистем.

4.Подведение итогов

Настоящий и игрушечные чайники

Январь

1.Подсистемы предметов: объект (машина).

Систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание о правилах  

дорожного движения.

1.Анализ подсистем.

2.Игра «Светофор».

3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению».

4.Подведение итогов.

Машина грузовик, игрушечный  или бумажный - светофор, игрушки,  рисунки – иллюстрации различных машин.

2.0бобщающее занятие по подсистемам.

Систематизировать восприятие объектов, как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения

загадок; развивать воображение.

1.0бсуждение «Конструкторы»

2.Игра «Кто больше?».

3.Сочинение загадок.

4.Подведение итогов.

Разборные игрушки

3.Метод «Маленьких человечков».

Познакомить с методом «Маленьких человечков»;

обобщить представления детей о свойствах твердых веществ;

развивать воображение, умение инсценировать;

развивать познавательный интерес, умение анализировать

причины

1.Обсуждение «Что не делится на части?»

2.Игра  «Назови твердое».

3.Инсценировка «Маленьких человечков»

4.Подведение итогов.

Мяч

4.Твердые и жидкие человечки.

Активизировать мышление детей; закрепить представления  о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объекта.

1. Решение проблемной ситуации.

2.Сравнение твердых и жидких веществ.

3. Игра «3амри».

4.Моделирование ситуации.

5.Подведение итогов

Бумажная коробка, стакан с водой

Февраль

1.Газообразные человечки.

Активизировать мышление детей, систематизировать

представления детей  о свойствах газообразных веществ

развивать  воображение, умение  перевоплощаться и абстрагироваться.   Работа по схеме, объяснение выбора

Карточки с изображением маленьких человечков

2.«Цветные человечки».

Активизировать мышление детей; развивать воображение,

фантазию; обобщить представления о веществах в различных

агрегатных состояниях; формировать экологическое сознание.

1. Анализ проблемной ситуации.

2.Упражнение «Волшебная дорожка».

3.Игра «Светофор».

4.Подведение итогов.

Краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок

3. Обобщающее  по ММЧ.

Развивать познавательную активность; умение сравнивать

и обобщать; формировать умение моделировать физические

процессы.

1.Упражнение «Черный ящик».

2.Беседа о мыльных пузырях.

3.Практическая работа. «Кто больше надует пузырь».

4.Беседа о свойствах вещества (опыт).

«Черный ящик», мыло, соломинки,

стаканчики с пеной, карточки МЧ.

4. Функции подсистем.

Систематизировать представления о назначении дома

и его составных частей; развивать умение анализировать,

видеть взаимосвязи; формировать диалектическое

мышление.

Кубики

Март

1.«Системный лифт»

Развивать умение анализировать и обобщать; формировать

диалектическое мышление, развивать воображение, умение

инсценировать; познакомить с моделью  анализа объекта

«системный лифт»; систематизировать правила поведения

в лифте.

1. Упражнение «Назови общее»

2. Анализ противоречий.  

3. Упражнение «Лифтовый зверь».

4.Ведение понятия «системный лифт».

4.Подведение итогов.

Детские рисунки, «системньй лифт» (наборное полотно), ручка, грибок, флажок.

2. Надсистемы и подсистемы объекта

Активизировать мышление детей; обучать использовать

модель «системный лифт» для анализа объекта.

1.Проблемная ситуация.

2.Подведение итогов.

«Системный лифт», игрушки, наборы карточек.

3. Обобщающее занятие по над- и подсистемам.

Закрепить представления о над - и подсистемах объектов,

 умение пользоваться моделью «системный лифт».

1.Упражнение «Назови этаж».

2.Игра «Первый, второй, третий».

3.Игры в группах.

4.Игра с мячом «Чем было раньше?»

5.Подведение итогов (рефлексия).

«Системный лифт», наборы карточек.

4.Прошлое.

Обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать

1.Беседа «Что было раньше?».

2.Физкультминутка с инсценировкой.

3.Игра с мячом «Что было раньше»

4.Подведение итогов.

Мяч

Апрель

1.Будущее человека.

Систематизировать представления о единицах измерения

времени; формировать умение прогнозировать; обучать

последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

1.Упражнение «Что потом?».

2. Игра «Карлики и великаны».

3.Беседа «Будущее человека».

4. Подведение итогов.

Мяч

2.Будущее предметов.

Развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.

1.«Что потом?».

2.Игра «Съедобное, несъедобное».

3.Фантазирование.

4.Подведение итогов. Вывод.

Мяч

3.«Системный оператор».

Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»,

 развивать внимание.

1.Знакомство с системным оператором.

2. Игра «Вверх, вниз, вперед, назад».

3.Путешествие по «пятиэкранке»

4.Подведение итогов.

«Пятиэкранка – наборное  полотно», мороженое - изображение, книга.

4.Обобщение игровой ситуации по системному оператору.

Закрепить умение системного анализа объекта;

закрепить умение пользоваться моделью

«пятиэкранка»; формировать диалектическое

мышление.

1.Анализ противоречий.

2.Игоа «Хорошо – плохо»

3.Работа с системным оператором.

4.Подведение итогов.

«Пятиэкранка», мешочек, различные предметы.

Май

1.Анализ сказки по «системному оператору»

Формировать умение системного анализа сказки;

развивать умение анализировать, обобщать; обучать  

использованию приема «наоборот», развивать воображение,

эмпатию.

1.Упражнение «Какую сказку загадали?»

2.Анализ сказки по системному оператору.

3.Подвижная игра «Лиса и колобок».

4.Фантазирование.

Сказка «Колобок», рисунок или игрушка колобка, «пятиэкранка».

2.Использование ресурсов для сочинения сказки.

Обучать приемам сочинения загадок; развивать

умение сравнивать и обобщать; развивать навыки

фантазирования активизировать

мышление путем разрешения проблемных

ситуаций.

1.Сочинение загадок.

2.Игра «Колючий, не колючий».

3. Прием «Сочинение сказки».

4.Подведение итогов.

Рисунки колобка и ежика.

3. Другая точка зрения.

Систематизировать представления детей о жанре

сказки; познакомить с приемом описания объектов

с другой точки зрения, развивать эмпатию.

1.Беседа «Сказка, не сказка»

2.Игра «Замри, отомри».

3. Прием «Другая точка зрения».

4.Подведение итогов.

«Волшебная палочка»

4.Обобщение за год пройденного материала.

Задания на противоречия, «ситемный лифт», ММЧ,

другая точка зрения, ресурсы. В виде праздника,

от лица игрушки, либо КВН.

Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей

подготовительного возраста

Месяц

Тема

Оборудование

октябрь

Повторение пройденного

Карточки с рисунками, «пятиэкранка».

Прием фантазирования «Дробление — объединение.

Рисунки мифологических существ.

Метод фокальных объектов (МФО)

Различные игрушки.

Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение»

Мяч.

Ноябрь

Свойства и признаки

Карточки с рисунками.

Развитие ассоциативности

Карточки с рисунками, бумага, чернила.

Развитие ассоциативности (продолжение)

«Черный ящик», расческа

Прием фантазирования «Оживление»

Рисунки или игрушки сказочных персонажей.

Декабрь

Волшебник Времени

«Чем отличаются похожие?»

Волшебник Времени (продолжение)

Несколько наручных часов, наборы карточек

«Чем похожи различные?»

Январь

Морфологический анализ

«Черный ящик», рисунок дома.

Прием фантазирования «Наоборот».

Обобщающее занятие по приемам фантазирования

Карточки с рисунками, «пятиэкранка».

Февраль

Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы

Рисунки отдельных предметов, сюжетная картина.

Рассказ по картинке: «системный оператор»

Сюжетная картина, схема на наборном полотне.

Рассказ по картине: выразительные средства речи

Рисунки для раскрашивания.

Обобщающее занятие по рассказу по картинке

Март

Прогнозирование: объект «больница»

 Градусник.

Прогнозирование: объект «самолет»

Фантазирование (объект «магазин»)

Прием фантазирования: эвроритм (объект: велосипед).

Карточки с рисунками.

Апрель

Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое).

Конверт с «письмом», картинки с рисунками.

Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов.

Понятие о классификации.

Карточки: цветы (2-3 вида), деревья (1-2 вида), звери (1-2 вида), птицы (2-3 вида), рыбы (1-2 вида), мебель, транспорт, посуда, одежда — по 1-3 карточки каждой темы. Могут быть использованы и другие тематические группы, но при этом необходимо внести изменения в содержание занятия

«Род — вид»

Называние родовых понятий («фрукты», «обувь», «насекомые») и т. д., а дети должны назвать как можно больше видов.

Май

Классификация животного мира.

Карточки с рисунками, «пятиэкранка».

Сочинение сказок про животных.

Классификация растительного мира.

Карточки с рисунками, «пятиэкранка».

Обобщающее занятие за год.