Технология "ТРИЗ".
материал (средняя группа)
Перспективный план совместной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами ТРИЗ .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_triz_v_sredneystarshey_i_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 43.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план совместной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами ТРИЗ для средней группы
№ | Сроки (дата, месяц или неделя) | Тема «Календаря жизни ДОУ» | Содержание совместной образовательной деятельности |
1 | Сентябрь | «Путешествие в страну вещей» | Словесная игра: «Подбери словечко» (ТРИЗ) |
2 | Сентябрь | «Я и моя семья» | Словесная игра: «Подбери словечко», «Покажи листок, какой скажу». (ТРИЗ) |
3 | Сентябрь | «Игры и игрушки» | Дидактическая игра «Загадки и отгадки». |
4 | Сентябрь | «Во саду ли в огороде» | Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» (ТРИЗ) |
5 | Октябрь | Разбросала осень краски» | Дидактические игры «Кузовок», «Подбери пару» |
6 | Октябрь | «Дикие животные» | Разучивание стихотворений с помощью пиктограмм. |
7 | Октябрь | «Подготовка зверей к зиме» | Словесная игра: «Узнай по описанию»; «Подбери словечко». |
8 | Октябрь | «Птицы» | - Решение проблемной ситуации: «Холодно ли птицам зимой. Как помочь птичкам?» |
9 | Ноябрь | «Вместе весело шагать» (я и мои друзья) | - Дидактическая игра «Угадай, чей листок?» |
10 | Ноябрь 2 неделя | «Домашние животные» | - Дидактические игры «Подзорная труба», «Похож – непохож», «Зеркало». (ТРИЗ) |
11 | Ноябрь | «Заснеженный северный город» | Дидактическая игра «Загадки и отгадки». |
12 | Ноябрь | «Профессии» | Дидактическая игра «Кто в домике живет» |
13 | Декабрь | «Здоровячки» | Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Чудесный мешочек» |
14 | Декабрь | «Красавица зима. Зимние забавы» | - Дидактические игры «Закончи предложение», «Зимняя одежда» |
15 | Декабрь | «Мы исследователи. Ознакомление со свойствами веществ» | Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» (ТРИЗ) |
16 | Декабрь | «Новогодние чудеса» | Дидактическая игра «Кто в домике живет» |
17 | Январь 2 неделя | «Одежда» | Дидактические игры «Загадки и отгадки», «Отгадай растение по описанию», «Подбери пару» |
18 | Январь 3 неделя | «Посуда» | Дидактические игры «Отгадай растение по описанию», «Подбери пару» (ТРИЗ) |
19 | Январь 4 неделя | «Транспорт» | Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» (ТРИЗ) |
20 | Февраль | «Мебель» | Дидактическая игра «Кто в домике живет» |
21 | Февраль | «Животные и птицы зимой» | - Дидактические игры «Лото», «Кто это?» |
22 | Февраль | «Я и мой папа» | Дидактическая игра «Кто в домике живет» |
23 | Февраль | «Неизведанное рядом. Живая и неживая природа» | - Дидактическая игра «Подбери словечко». |
24 | Март | «Милая, нежная» (я и моя мамочка) | Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» (ТРИЗ) |
25 | март | «Детки в клетке» (животные в зоопарке) | Дидактическая игра «Кто в домике живет» |
26 | март | «Весна пришла, весне дорогу» | - Дидактические игры «Чьи это детки?», «Кто что любит?», «Отгадай загадку». |
27 | март | «Неживая природа» | - Опыты с водой. |
28 | Апрель | «Что растёт на нашем огороде?» | - Д/ игра «Найди такое же растение», «Что растениям необходимо для роста?», «Чудесный мешочек», «Какого цвета и размера цветы?» (ТРИЗ) |
29 | Апрель 2 неделя | «Космические дали. Покорители космоса» | - Рассматривание иллюстраций с изображением солнца, луны, звездное небо. |
30 | Апрель 3 неделя | «Айболит в гостях у детей» | Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» (ТРИЗ) |
31 | Апрель 4 неделя | «Знатоки природы» | Дидактическая игра «Кто в домике живет» |
32 | Май | «Рукотворный мир» | Рассматривание иллюстраций с изображением комнатных растений |
33 | Май | «Майский праздник, славный праздник» | Пальчиковая игра «Цветы» |
34 | Май | «Просыпается природа. Насекомые и растения» | Дидактическая игра «Кто в домике живет» |
35 | Май | «Безопасность» | Дидактические игры «Отгадай фрукт по описанию», «Угадай на вкус». «Угадай, чего не стало», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» (ТРИЗ) |
Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей
старшего возраста
Месяц | Тема | Задачи | |
Октябрь | 1.Противоречия в природе, погоде. | Активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы. 1.3накомство с помощником воспитателя. 2. Диалог с игрушкой о погоде 3. Подвижная игра «Солнышко и дождик» 4. Подведение итогов. | |
2. Противоречия в предметах. | Систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов. 1.Классификация игрушек по различным признакам 2.Подвижная игра «Разбежались». 3.Обсуждение противоречий в предметах. 4.Подведение итогов. | ||
Ноябрь | 1. Противоречия в предметах (продолжение).
| Систематизировать знания детей о профессиях: научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, мышление, память. 1.Беседа о профессиях. 2.Игра «Дрессировщики». 3.Дидактическая игра «Магазин». 4.Подведение итогов. | |
2. Противоречия в ситуациях.
| Обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни. 1.Противоречия в болезни. 2.Игра «Простуда» 3.Анализ ситуаций. 4.Подведение итогов. | Бинт, шарф | |
3.Противоречия в размерах. | Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных. 1.Анализ проблемной ситуации. 2.Игра «Большие», «Маленькие». 3.Упражнение «Расставь по порядку». 4.Подведение итогов. | Кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных. | |
4.Противоречия в количестве. | Активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества. 1.Анализ проблемной ситуации. 2.Игра «Много», «Мало». 3.Противоречия в количестве. 4.Примеры ситуаций. 5.Подведение итогов. | Конфета | |
Декабрь | 1.Противоположные признаки. | Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме (мозгового штурма). 1.Противоречия в зиме. 2.Игра на внимание. 3.Проблемная ситуация. 4.Подведение итогов. | Пакет от подарка |
2. Обучающее занятие по противоречиям. | Систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты, как совокупности противоположностей. | Предметы разные | |
3. Подсистема человека. | Систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать, воображение 1.«Сборка робота». 2.Игра «Руки, ноги, голова». 3.Обсуждение «Что для чего?» | Бумажные части тела робота | |
4.Подсистемы предметов: объект (чайник). | Систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление, умение прогнозировать. 1.Обсуждение «Какой чайник лучше?». 2.Игра-эстафета «Наполни чайник». 3.Анализ подсистем. 4.Подведение итогов | Настоящий и игрушечные чайники | |
Январь | 1.Подсистемы предметов: объект (машина). | Систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание о правилах дорожного движения. 1.Анализ подсистем. 2.Игра «Светофор». 3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению». 4.Подведение итогов. | Машина грузовик, игрушечный или бумажный - светофор, игрушки, рисунки – иллюстрации различных машин. |
2.0бобщающее занятие по подсистемам. | Систематизировать восприятие объектов, как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение. 1.0бсуждение «Конструкторы» 2.Игра «Кто больше?». 3.Сочинение загадок. 4.Подведение итогов. | Разборные игрушки | |
3.Метод «Маленьких человечков». | Познакомить с методом «Маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины 1.Обсуждение «Что не делится на части?» 2.Игра «Назови твердое». 3.Инсценировка «Маленьких человечков» 4.Подведение итогов. | Мяч | |
4.Твердые и жидкие человечки. | Активизировать мышление детей; закрепить представления о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объекта. 1. Решение проблемной ситуации. 2.Сравнение твердых и жидких веществ. 3. Игра «3амри». 4.Моделирование ситуации. 5.Подведение итогов | Бумажная коробка, стакан с водой | |
Февраль | 1.Газообразные человечки. | Активизировать мышление детей, систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться. Работа по схеме, объяснение выбора | Карточки с изображением маленьких человечков |
2.«Цветные человечки». | Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое сознание. 1. Анализ проблемной ситуации. 2.Упражнение «Волшебная дорожка». 3.Игра «Светофор». 4.Подведение итогов. | Краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок | |
3. Обобщающее по ММЧ. | Развивать познавательную активность; умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы. 1.Упражнение «Черный ящик». 2.Беседа о мыльных пузырях. 3.Практическая работа. «Кто больше надует пузырь». 4.Беседа о свойствах вещества (опыт). | «Черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ. | |
4. Функции подсистем. | Систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление. | Кубики | |
Март | 1.«Системный лифт» | Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление, развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте. 1. Упражнение «Назови общее» 2. Анализ противоречий. 3. Упражнение «Лифтовый зверь». 4.Ведение понятия «системный лифт». 4.Подведение итогов. | Детские рисунки, «системньй лифт» (наборное полотно), ручка, грибок, флажок. |
2. Надсистемы и подсистемы объекта | Активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта. 1.Проблемная ситуация. 2.Подведение итогов. | «Системный лифт», игрушки, наборы карточек. | |
3. Обобщающее занятие по над- и подсистемам. | Закрепить представления о над - и подсистемах объектов, умение пользоваться моделью «системный лифт». 1.Упражнение «Назови этаж». 2.Игра «Первый, второй, третий». 3.Игры в группах. 4.Игра с мячом «Чем было раньше?» 5.Подведение итогов (рефлексия). | «Системный лифт», наборы карточек. | |
4.Прошлое. | Обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать 1.Беседа «Что было раньше?». 2.Физкультминутка с инсценировкой. 3.Игра с мячом «Что было раньше» 4.Подведение итогов. | Мяч | |
Апрель | 1.Будущее человека. | Систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации. 1.Упражнение «Что потом?». 2. Игра «Карлики и великаны». 3.Беседа «Будущее человека». 4. Подведение итогов. | Мяч |
2.Будущее предметов. | Развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать. 1.«Что потом?». 2.Игра «Съедобное, несъедобное». 3.Фантазирование. 4.Подведение итогов. Вывод. | Мяч | |
3.«Системный оператор». | Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки», развивать внимание. 1.Знакомство с системным оператором. 2. Игра «Вверх, вниз, вперед, назад». 3.Путешествие по «пятиэкранке» 4.Подведение итогов. | «Пятиэкранка – наборное полотно», мороженое - изображение, книга. | |
4.Обобщение игровой ситуации по системному оператору. | Закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление. 1.Анализ противоречий. 2.Игоа «Хорошо – плохо» 3.Работа с системным оператором. 4.Подведение итогов. | «Пятиэкранка», мешочек, различные предметы. | |
Май | 1.Анализ сказки по «системному оператору» | Формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать; обучать использованию приема «наоборот», развивать воображение, эмпатию. 1.Упражнение «Какую сказку загадали?» 2.Анализ сказки по системному оператору. 3.Подвижная игра «Лиса и колобок». 4.Фантазирование. | Сказка «Колобок», рисунок или игрушка колобка, «пятиэкранка». |
2.Использование ресурсов для сочинения сказки. | Обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций. 1.Сочинение загадок. 2.Игра «Колючий, не колючий». 3. Прием «Сочинение сказки». 4.Подведение итогов. | Рисунки колобка и ежика. | |
3. Другая точка зрения. | Систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения, развивать эмпатию. 1.Беседа «Сказка, не сказка» 2.Игра «Замри, отомри». 3. Прием «Другая точка зрения». 4.Подведение итогов. | «Волшебная палочка» | |
4.Обобщение за год пройденного материала. | Задания на противоречия, «ситемный лифт», ММЧ, другая точка зрения, ресурсы. В виде праздника, от лица игрушки, либо КВН. |
Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей
подготовительного возраста
Месяц | Тема | Оборудование |
октябрь | Повторение пройденного | Карточки с рисунками, «пятиэкранка». |
Прием фантазирования «Дробление — объединение. | Рисунки мифологических существ. | |
Метод фокальных объектов (МФО) | Различные игрушки. | |
Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение» | Мяч. | |
Ноябрь | Свойства и признаки | Карточки с рисунками. |
Развитие ассоциативности | Карточки с рисунками, бумага, чернила. | |
Развитие ассоциативности (продолжение) | «Черный ящик», расческа | |
Прием фантазирования «Оживление» | Рисунки или игрушки сказочных персонажей. | |
Декабрь | Волшебник Времени | |
«Чем отличаются похожие?» | ||
Волшебник Времени (продолжение) | Несколько наручных часов, наборы карточек | |
«Чем похожи различные?» | ||
Январь | Морфологический анализ | «Черный ящик», рисунок дома. |
Прием фантазирования «Наоборот». | ||
Обобщающее занятие по приемам фантазирования | Карточки с рисунками, «пятиэкранка». | |
Февраль | Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы | Рисунки отдельных предметов, сюжетная картина. |
Рассказ по картинке: «системный оператор» | Сюжетная картина, схема на наборном полотне. | |
Рассказ по картине: выразительные средства речи | Рисунки для раскрашивания. | |
Обобщающее занятие по рассказу по картинке | ||
Март | Прогнозирование: объект «больница» | Градусник. |
Прогнозирование: объект «самолет» | ||
Фантазирование (объект «магазин») | ||
Прием фантазирования: эвроритм (объект: велосипед). | Карточки с рисунками. | |
Апрель | Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое). | Конверт с «письмом», картинки с рисунками. |
Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов. | ||
Понятие о классификации. | Карточки: цветы (2-3 вида), деревья (1-2 вида), звери (1-2 вида), птицы (2-3 вида), рыбы (1-2 вида), мебель, транспорт, посуда, одежда — по 1-3 карточки каждой темы. Могут быть использованы и другие тематические группы, но при этом необходимо внести изменения в содержание занятия | |
«Род — вид» | Называние родовых понятий («фрукты», «обувь», «насекомые») и т. д., а дети должны назвать как можно больше видов. | |
Май | Классификация животного мира. | Карточки с рисунками, «пятиэкранка». |
Сочинение сказок про животных. | ||
Классификация растительного мира. | Карточки с рисунками, «пятиэкранка». | |
Обобщающее занятие за год. |