Как на Ивана да на Купала.
план-конспект занятия (средняя группа)

Волкова Е.Н.

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazd_iv_kup_moy.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Волкова Е. Н.

Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к народному творчеству.

2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные навыки и умения.

2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.

3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.

Образовательные:

1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.

2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.

3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой»«улиткой».

4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Оборудование: музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры, стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.

Предварительная работа:

- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;

-просмотр мультфильма «Цветок папоротника» (1979);

-разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Заря-Заряница»«Водяной»«Ручеек»«Бояре»«Бабка-Ёжка»;

- изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).

Ход мероприятия:

Праздник проводится на спортивной площадке.

Девица (встречает детей на площадке): - Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малые! Смотрю, вы уже все собрались.

Да и я пришла, не опоздала.

К празднику собиралась,

Венок плела, наряжалась.

Ведь праздник сегодня не простой.

Праздник волшебный, цветной.

В честь батюшки нашего главного

Ивана Купала славного!

Сегодня праздник огня, воды

и матушки Земли!

Иван Купала - древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зелёного покоса. Ещё этот праздник называли Иван Травник или Иван Цветной. Считалось, что все травы, собранные в эти дни, обладают целебной силой. Какие вы знаете целебные травы? (беседа с детьми о цвете липы, зверобое и др.). Ну-ка, отгадайте загадки!

Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть всегда её готовы (трава).

Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи (ромашка).

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок — и нет цветка (одуванчик).

Путник часто ранит ногу

Вот и лекарь у дороги (подорожник).

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? – Запах. (Мяты)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар (одуванчик).

Девица: В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала.

Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.

А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.

Дети: 1. Как собрал нас здесь праздник древности.

Праздник летний наш, почитаемый.

Будем петь, плясать,

Клад лесной искать.

2. По легенде той, что дошла до нас,

Есть в Иванов день необычный час.

Расцветает в ночь огненный цветок,

Но найти его там не всякий мог.

Девица: Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»

ХОРОВОД «На Ивана Купала» («Волшебники двора»)

Пока дети водят хоровод, влетает Водяной.

Водяной:

Нет, ребята, вам прощенья.

Ждал от вас я угощенья,

Только вижу я, друзья,

Все забыли по меня.

Бегает по участку, пугает детей.

Девица:

Ой, смотрите, кто же это?

В тине весь и с бородой.

Кто пришёл на праздник летний?

Ну конечно … Водяной!

Водяной:

В тихой заводи речной

Сохраняю я покой,

Только очень в день рожденья

Хочется и мне веселья.

Девица:

Что ж, поможем Водяному?

Дети: Да!

Девица:

В день рожденья Водяного

Будем бегать и скакать

В игры разные играть!

Водяной:

Есть весёлая игра

Подходите детвора.

Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)

Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,

Выходи на чуточку, на одну минуточку.

Водяной:

Ох, воды скорей несите.

Помогите, помогите!

Поиграем в ручеёк,

Остит на всех поток.

Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)

Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.

Кикимора:

Я – Кикимора лесная,

Я – колдунья деловая!

Делать пакости люблю;

И лягушку и змею

Положу я на обед

Вместо булок и конфет.

Я испортить праздник рада –

Лучше ничего не надо!

Здравствуй братик дорогой!

Рада встречи я с тобой!

Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей)

Девица: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!

(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора (дрожит):

Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!

Уберите их отсюда,

Кабы не было мне худо…

Я не буду вам мешать,

С вами буду я играть.

Девица:

Хорошо, ты оставайся

С нами вместе развлекайся.

Водяной:

Вот сестричка. Рад я встречи.

Ну чего ты там ворчишь?

В праздник мой пришла к нам в гости,

Заходи и веселись.

Кикимора:

У подруги есть метла и весёлая игра.

В круг скорее становитесь, и со мной повеселитесь.

Бабка-Ёжка. Для этой игры нам понадобится метла или веник, ведь какая может быть «Бабка-Ёжка» без метлы. Дети встают в круг, «Бабка-Ёжка» встает в середину круга. Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку»:

Бабка-Ёжка, костяная ножка.

Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко,

Съела человечка.

А потом и говорит.

И «Бабка-Ёжка»говорит: У меня живот болит.

После этих слов, она начинает крутить метлу по кругу над землей, а дети должны подпрыгивать, так чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела.

Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на метлу и забирает к себе в избушку. Играют до тех пор, пока «Бабка-Ёжка» не переловит всех играющих, а потом все вместе катаются на метле.Есть и другой вариант игры: до кого «Бабка-Ёжка» дотронется метлой, тот становится «Бабкой-Ёжкой» и игра начинается сначала.

Девица:

На метле вы прокатили,

А венки сплести забыли.

Кикимора:

Ой, ребята, помогите,

И букет нам соберите.

Эстафета «Собери букет»

Дети садятся в колонне на присядки. Первый добегает до конца за него берётся последний ребёнок и они вместе возвращаются. Потом эти два ребёнка бегут в конец, за них цепляется следующий и они возвращаются назад и т. д.

После того как все дети соберутся в одну цепочку, они становятся в круг. Получается венок.

Водяной:

Эй, Кикимора моя,

Сплети веночек для меня!

Кикимора:

Ой, какой ты, Водяной,

Забери веночек мой.

Игра «Возьми венок». Число участников игры должно быть на одного человека больше числа венков. Дети встают в хоровод, в центре которого лежат венки. Пока играет музыка, все водят хоровод, но как только музыка прекращается, все стараются быстро поднять венок и одеть его на голову. Кому не хватило веночка, выбывает из игры, число участников уменьшается, число венков так же должно уменьшиться на один, и так до тех пор, пока не останется два участника и один венок. Победитель тот, кто первым схватит последний венок.

В конце игры Водяной остаётся без венка.

Водяной:

Ах, изволите мутить?

Ну, теперь уж мне водить!

Зря я что ли Водяной?

Много шума натворю,

Всех сейчас я намочу!

Игра "Пятнашки с водой"

Дети бегают по всей территории участка. Ведущие (взрослые) из водных пистолетов и брызгалок стараются "запятнать детей". Дети уворачиваются от струй воды. На кого попала вода, считается пойманным.

Водяной и Кикимора после игры грустные ходят по участку.

Девица:

Плохо стало Водяному.

И Кикимора грустна.

Что случилось? Заболела?

Пересохла вся она.

Водяной:

Дети, дети, помогите,

Намочите, намочите.

Девица:

Дети, нечисть пересохла.

Что же делать, как нам быть,

Надо нечисть намочить.

Игра «Собери капельки дождя». У каждого в руке по одной капельки. Первые стоящие бегут до тучки, вешают капельку, возвращаются назад и встают в конец колонны. Когда дети повесят все капельки - начинается дождь (герои брызгают из бутылок).

Водяной:

Вот какой мой день рожденья.

Много радости веселья,

Но домой нам всем пора.

До свиданья детвора!

Девица:

Славно мы повеселились.

С Водяным мы тут сдружились.

Мне Кикимора на ушко

Рассказала как подружке,

Где то там, в лесной глуши,

Пусть поищут малыши,

Папоротника яркий цвет.

И найдём от них привет.

Дети ищут и находят угощенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ивана Купала

Знакомство детей с историей народного праздника....

Сценарий праздника Ивана Купала

Сценарий праздника Ивана Купала. "Как на Ивана Купала". Из опыта работы музыкального руководителя Ловдиковой О.М....

Обряд Ивана Купала

Как народ омечал летний праздник Ивана Купала...

Праздник Ивана-Купала

Знакомство детей с праздником Ивана-Купала и с его особенностями ....

Сценарий игровой программы «Как на Ивана, да на Купала»

Цели: Приобщение детей к форме культурного досуга.Создание атмосферы праздника и добра....

Сценарий игровой программы «Как на Ивана, да на Купала»

Сценарийигровой программы«Как на Ивана, да на Купала» Цели: Приобщение детей к форме культурного досуга.Создание атмосферы праздника и добра.Задачи: Закрепить полученные зна...

Играем "Ой, на Ивана, дай на Купала"

Авторское переложение для игры на детских музыкальных инструментах....