Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду
проект
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду |
Шонина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ-д/с № 119 р.п. Пушкино Педагогический стаж: 6 лет | |
Педагогическое кредо | Уважать, поддерживать и слышать каждого ребенка.
|
Описание самого важного педагогического направления | |
Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, разъединении общества. Если такое случится, перестанет существовать наша великая страна Россия. В этих непростых условиях каждый из нас, как воспитатель, родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать? Как воспитать ребенка, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающего её со своими недостатками и желающего сделать её лучше? Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности - игровой, словесной, продуктивной, интерактивной… Цель: формирование патриотического начала у детей дошкольного возраста. Задачи: -знакомить детей с историей, традициями своего народа; -способствовать развитию познавательной активности, любознательности; -формировать чувство национального достоинства. Чтобы решить поставленные задачи, важна теоретическая база опыта. От того, насколько глубоко погружен воспитатель в патриотическое направление, зависит и познания его воспитанников. Большой вклад в развитие нравственно – патриотического воспитания сделали российские педагоги - К.Д. Ушинский, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптерев, Е.И. Водовозова, А.П. Нечаев, В.А. Сухомлинский. Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А.С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами. Огромное значение имеет отношение родителей моих воспитанников к данному направлению. Провела анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что, несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с историей, традициями и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности. В своей работе по формированию основ нравственно – патриотических чувств у детей я придерживалась важнейших педагогических принципов. Принципы воспитания: - сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ», так как работа не будет эффективна, если не будет установлена тесная связь с родителями детей. Культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок; - формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте; - принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»; - принцип индивидуального и личностного подхода. Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании метода проектной деятельности, при активном сотрудничестве с родителями. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Вся работа была выстроена по нескольким маршрутам. Маршрут № 1. Создание мини-музея боевой славы в чемоданах «Помним! Гордимся!». Вначале своего пути, собрала родительское собрание, познакомила родителей с идеей создания мини-музея. В течение месяца шел сбор материала. Папы и мамы, дедушки и бабушки, родственники – все включились в работу. Они принесли самые ценные вещи в наш музей, помогли в оформлении выставок. Появились книги, фотографии, военные принадлежности, экспонаты. Коллекция пополнялась каждый день. Было решено разместить экспонаты в чемоданах военных лет – это мобильно, можно экскурсию провести на месте, и в другом населенном пункте. Были созданы альбомы. Богатейший материал вызвал интерес не только у детей, но и воспитателей. Рассматривали, общались, делились впечатлениями, а затем были написаны конспекты занятий, появились серии мероприятий, встреч, бесед… Коллекция мини-музея пополнялась. Настало время для торжественного открытия мини-музея. На открытие были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, родители. С детьми была проведена беседа о том, что такое «коллекция» и «музей», какие бывают музеи, зачем нужны музеи. Сначала экскурсоводами были воспитатели и родители, а потом появилось желание у детей вещать о важном. Открытие музея боевой славы мы приурочили к празднику Защитника Отечества. Он совпал с первым этапом муниципального конкурса «Юных экскурсоводов». От детского сада № 119» р.п. Пушкино в конкурсе участвовали воспитанники подготовительной группы, которые выступили со своими докладами. Победителем стала Ульяна Ю., которая в дальнейшем представила наш детский сад на районном конкурсе и заняла первое место с докладом «История музея в моем чемодане». Ульяна не оставила равнодушных всех присутствующих, и ее пригласили выступить на очередное совещание постоянно действующего заседания при главе Советского муниципального района. Необходимо отметить, что у детей появился интерес к такой форме работы. В моей группе прошла встреча с работниками Дома культуры на тему: «Детям о войне». Проведённое мероприятие помогло сформировать чувство патриотизма у детей дошкольного возраста, уважения к героическому прошлому своей страны. В ходе встречи ребята много узнали о тяжёлых трудовых буднях, и о том, как маленькие дети ковали долгожданную победу наравне с взрослыми. Время шагает вперед, и наш музей продолжает пополняться коллекцией военной техники. Музейный материал используется для проведения тематических занятий. Данные мероприятия закладывают в душах детей зернышки патриотизма, чувства долга перед Родиной. Маршрут № 2. «Голос войны». В патриотическом воспитании дошкольников большую роль играет тема Великой Отечественной Войны. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Важно знакомить детей с детской литературой, которая рассказывает о событиях Великой Отечественной войны. Ребятам были предложены для прочтения во время занятий следующие произведения: - С. Алексеев «От Москвы до Берлина»; - Н. Ходза «Дорога жизни»; - Ю. Яковлев «Как Сережа на войну уходил»… Состоялся конкурс чтецов, посвященный Великой Отечественной войне. Участвовали все – дети читали стихи, родители переживали за своих детей, бабушки и дедушки поделились воспоминаниями о военном времени, воспитатели вручали заслуженные награды. Маршрут № 3. Выставка рисунков и поделок «Все для Победы!» Беседы о жизни людей во время войны, вызвали интерес у детей. Появилось желание нарисовать рисунки, посвященные Великой Отечественной войне, создать коллекцию поделок на тему «Военная техника». Снова в данной работе все были едины. Важны эмоции, которые дети переживали во время работы вместе с взрослыми. Сегодня ребята пишут письма на фронт, выражая свои мысли рисунками. Маршрут №4 «Спасибо Деду за Победу!». К празднованию 9 мая дети и родители относятся со всей ответственностью. Проводится мероприятие «День Победы», украшаются окна, приглашаются на праздник, выставку рисунков и поделок ветераны. Дети являются активными участниками шествия «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка». Маршрут № 5. «Легендарный поезд». Наш поселок Пушкино – это железнодорожная станция «Урбах». Во время войны по железной дороге отправляли на фронт технику, провожали своих сыновей воевать. Последние десятилетия, в канун праздника Победы, на станцию приходит легендарный поезд с ветеранами войны всей нашей страны. Конечно, дети, родители и воспитатели принимают активное участие в данном событии. Встречают ветеранов песнями, танцами. Дети принимают участия в уроках мужества и правды. Такие встречи играют огромную роль! Последняя встреча состоялась в ноябре месяце 2022 года. Ребята моей группы посетили Передвижной выставочно-лекционный комплекс демонстрации достижений и инновационного развития ОАО «РЖД» установленный на станции Урбах. Один из вагонов был приурочен к годовщине в Великой Отечественной войне. Совместно с родителями воспитанники моей группы принимали участие во встрече «Воинского эшелона» на станции Урбах. Они не только с интересом рассматривали экспонаты военной техники, но и станцевали зажигательный танец Смуглянка на перроне вокзала. Маршрут № 6. Игры «Служу России». Сделали подборку игр. В банк игр входят игры военных лет, а также: - спортивные тематические игры: «Крепость», «Снайперы», «Помоги раненому», «Кто быстрее?», «Защита укрепления», «Партизаны», «Зарница»… ; - сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Пограничники», «На учениях»…; Такой подход позволяет развивать не только физические качества, ловкость и выносливость ребенка, но и чувствовать плечо товарища, быть патриотом своей страны. Маршрут № 7.- Дидактические тематические игры. Патриотическое воспитание не привязывается к праздникам и определенным событиям, оно присутствует в детском саду всегда. Были созданы книжки-раскладушки, презентации по темам: - «Великая Отечественная война. Победа»; - «Наша Родина»; - «Расскажи про свой город»; - «Узнай и назови орден»; - «Народная культура страны»; - «История семьи и Отечества; Маршрут № 8. Рефлексия. « Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее предки, как берегут ее сегодня наши братья, отцы и деды». С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы, был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы. Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». Результаты мониторинга в подготовительной группе следующие: Уровень сформированности у дошкольников МБДОУ – детский сад «№ 119» р.п. Пушкино основ нравственно-патриотического воспитания на начало 2021- 2022 учебного года Вывод: В начале учебного года 2021года 31,6 % детей имели низкий уровень, у 56,9 % детей был средний и 9,5 % высокий уровень. Уровень сформированности у дошкольников МБДОУ - детский сад «№119» р.п.Пушкино основ нравственно-патриотического воспитания на конец 2021 - 2022 учебного года Вывод: К концу 2021-2022 учебного года диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 14,2 %, средний уровень 57,9 % и низкий уровень составил 27,9 % детей Таким образом, анализ результатов диагностики уровня сформированности основ нравственно - патриотической воспитанности детей показывает: - рост уровня сформированности основ нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников. - на занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов; - с удовольствием рассказывают о семье, традициях; - проявляют любовь к родителям, родному дому, семье; - уважительно относятся к человеку и результатам его труда; В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание ребенка – это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие основ нравственных чувств. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе и, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, на то, что мы идем правильными маршрутами. Воспитываем настоящего патриота, любящего свою Родину. Всё в наших руках! Воспитатель – патриот своей Родины, ведь страна доверяет ему самое дорогое – будущее страны! | |
|
Оценка экспертов по возможностям тиражирования и использования практики: | Ограничена рамками учебного предмета | |
Ограничена рамками предметной области | ||
Не ограничена |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду.
Доклад посвящён опыту работы по развитию нравственнно - патриотических чувств с детьми старшего дошкольного возраста....
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду...
Нравственно – патриотическое воспитание детей в детском саду
Патриотическое воспитание дошкольников- это не только воспитание любви к родному дому, семье,городу, но и воспитание уважительного отношения к труженнику и результатам его труда, родной земле, защитни...
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь ...
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, и...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду."
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду." + памятка для родителей (по нравственно-патриотическому воспитанию)....
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду...