Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду
проект

Шонина Любовь Владимировна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель –  патриот своей Родины, ведь страна доверяет ему самое дорогое - своё будущее!

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Шонина Любовь Владимировна

воспитатель

МБДОУ-д/с № 119 р.п. Пушкино

Педагогический стаж: 6 лет

Педагогическое кредо

Уважать, поддерживать и слышать каждого ребенка.

 

Описание самого важного педагогического  направления

Актуальность.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающее наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, разъединении общества. Если такое случится, перестанет существовать наша великая страна Россия.

 В этих непростых условиях каждый из нас, как воспитатель, родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать? Как воспитать ребенка, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающего её со своими недостатками и желающего сделать её лучше?

Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности  - игровой, словесной, продуктивной, интерактивной…

Цель: формирование  патриотического начала у детей  дошкольного возраста.  Задачи:

-знакомить детей с историей, традициями своего народа; 

-способствовать развитию познавательной активности, любознательности;

-формировать чувство национального достоинства.

Чтобы решить поставленные задачи, важна теоретическая база опыта. От того, насколько глубоко погружен воспитатель в патриотическое направление, зависит и познания его воспитанников.  

Большой вклад в развитие нравственно – патриотического воспитания сделали российские педагоги - К.Д. Ушинский, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптерев, Е.И. Водовозова,  А.П. Нечаев, В.А. Сухомлинский.

Значительный вклад в разработку проблемы патриотического воспитания внес А.С. Макаренко. Он считал, что в социалистическом государстве, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.  

Огромное значение имеет  отношение родителей моих воспитанников к данному направлению. Провела анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что, несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с историей, традициями и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.

В своей работе по формированию основ  нравственно – патриотических чувств у детей я придерживалась важнейших педагогических принципов.

Принципы воспитания:

- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ», так как работа не будет эффективна, если не будет  установлена тесная связь с родителями детей. Культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок;

- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте;

- принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»;

- принцип индивидуального и личностного подхода.

Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании метода проектной деятельности, при активном сотрудничестве с родителями. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Вся работа была выстроена по нескольким маршрутам.

Маршрут № 1.  Создание  мини-музея боевой славы в чемоданах

«Помним! Гордимся!».

Вначале своего пути, собрала родительское собрание, познакомила родителей с идеей создания мини-музея. В течение месяца шел сбор материала. Папы и мамы, дедушки и бабушки, родственники – все включились в работу. Они принесли самые ценные вещи в наш музей, помогли в оформлении выставок. Появились книги, фотографии, военные принадлежности, экспонаты. Коллекция пополнялась каждый день. Было решено разместить экспонаты в чемоданах военных лет – это мобильно, можно экскурсию провести на месте, и в другом населенном пункте.  Были созданы альбомы. Богатейший материал вызвал интерес не только у детей, но и воспитателей. Рассматривали, общались, делились впечатлениями, а затем были написаны конспекты занятий,  появились серии мероприятий, встреч, бесед… Коллекция мини-музея пополнялась. Настало время для торжественного открытия мини-музея.  На открытие были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, родители.

 С детьми была проведена беседа о том, что такое «коллекция» и «музей», какие бывают музеи, зачем нужны музеи.

Сначала экскурсоводами были воспитатели и родители, а потом появилось желание у детей вещать о важном.   

Открытие музея боевой славы мы приурочили к празднику Защитника Отечества. Он совпал с  первым этапом муниципального конкурса «Юных экскурсоводов».  От детского сада № 119» р.п. Пушкино в конкурсе участвовали воспитанники подготовительной группы, которые выступили со своими докладами. Победителем стала  Ульяна Ю., которая в дальнейшем представила наш детский сад на районном конкурсе и заняла первое место с докладом «История музея в моем чемодане».

    Ульяна не оставила  равнодушных всех присутствующих, и ее пригласили выступить на очередное совещание постоянно действующего заседания при главе Советского муниципального района.

     Необходимо отметить, что у детей появился интерес к такой форме работы.

В моей группе  прошла встреча с работниками Дома культуры на тему: «Детям о войне». Проведённое мероприятие помогло сформировать чувство патриотизма у детей дошкольного возраста, уважения к героическому прошлому своей страны. В ходе встречи ребята много узнали о тяжёлых трудовых буднях, и о том, как маленькие дети ковали долгожданную победу наравне с взрослыми.  

Время шагает вперед,  и наш музей продолжает пополняться коллекцией военной техники. Музейный материал используется  для проведения тематических занятий. Данные мероприятия закладывают в душах детей зернышки патриотизма, чувства долга перед Родиной.

 Маршрут № 2. «Голос войны».

В патриотическом воспитании дошкольников  большую роль играет тема Великой Отечественной Войны. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Важно знакомить детей с детской литературой, которая рассказывает о событиях Великой Отечественной войны.  Ребятам были предложены для прочтения во время  занятий следующие произведения:

- С. Алексеев «От Москвы до Берлина»;

- Н. Ходза «Дорога жизни»;

-  Ю. Яковлев «Как Сережа на войну уходил»

 Состоялся конкурс чтецов, посвященный Великой Отечественной войне.

Участвовали все – дети читали стихи, родители переживали за своих детей, бабушки и дедушки поделились воспоминаниями о военном времени, воспитатели вручали заслуженные награды.

Маршрут № 3. Выставка рисунков и поделок «Все для Победы!»

Беседы о жизни людей во время войны, вызвали интерес у детей. Появилось желание нарисовать рисунки, посвященные Великой Отечественной войне, создать коллекцию поделок  на тему «Военная техника». Снова в данной работе все были едины. Важны эмоции, которые дети переживали во время работы вместе с взрослыми. Сегодня ребята пишут письма на фронт, выражая свои мысли рисунками.

Маршрут №4 «Спасибо Деду за Победу!».

К празднованию 9 мая дети и родители относятся со всей ответственностью. Проводится мероприятие «День Победы», украшаются окна, приглашаются на праздник,   выставку рисунков и поделок ветераны. Дети являются активными участниками шествия «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка».

Маршрут № 5. «Легендарный поезд».

Наш поселок Пушкино – это железнодорожная станция «Урбах». Во время войны по железной дороге отправляли на фронт технику, провожали своих сыновей воевать. Последние десятилетия,  в канун праздника Победы, на станцию приходит легендарный поезд с ветеранами войны всей нашей страны. Конечно, дети, родители и воспитатели принимают активное участие в данном событии. Встречают ветеранов песнями, танцами. Дети принимают участия в  уроках мужества и правды. Такие встречи играют огромную роль! 

Последняя встреча состоялась в ноябре месяце 2022 года. Ребята моей группы посетили Передвижной выставочно-лекционный комплекс демонстрации достижений и инновационного развития ОАО «РЖД» установленный на станции Урбах. Один из вагонов был приурочен к годовщине в Великой Отечественной войне. Совместно с родителями воспитанники моей группы принимали участие во встрече «Воинского эшелона» на станции Урбах. Они не только с интересом рассматривали экспонаты военной техники, но и станцевали зажигательный танец Смуглянка на перроне вокзала.

Маршрут № 6.  Игры «Служу России».

Сделали подборку игр. В банк игр входят игры военных лет, а также:

- спортивные тематические игры: «Крепость»«Снайперы»«Помоги раненому», «Кто быстрее?» «Защита укрепления»«Партизаны», «Зарница»… ;

- сюжетно-ролевые игры «Моряки»«Пограничники»«На учениях»…;

Такой подход позволяет  развивать не только физические качества, ловкость и выносливость ребенка, но и чувствовать плечо товарища, быть патриотом своей страны.

Маршрут № 7.- Дидактические тематические игры.

Патриотическое воспитание не привязывается к праздникам и определенным событиям, оно присутствует в детском саду всегда.

 Были созданы книжки-раскладушки, презентации по темам:

- «Великая Отечественная война. Победа»;

-  «Наша Родина»;

-  «Расскажи про свой город»;

-  «Узнай и назови орден»;

- «Народная культура страны»;

- «История семьи и Отечества;

Маршрут № 8. Рефлексия.

« Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее предки, как берегут ее сегодня наши братья, отцы и деды».

С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы,  был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.

Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

Результаты мониторинга в подготовительной группе следующие:

Уровень сформированности у дошкольников

МБДОУ – детский сад «№ 119» р.п. Пушкино

основ нравственно-патриотического воспитания

на начало 2021- 2022 учебного года

Вывод:  В начале учебного года 2021года  31,6 % детей имели низкий уровень, у 56,9 % детей был средний и 9,5 % высокий уровень.

Уровень сформированности у дошкольников

МБДОУ - детский сад «№119» р.п.Пушкино

основ нравственно-патриотического воспитания

на конец  2021 - 2022 учебного года 

Вывод: К концу  2021-2022 учебного года диагностические срезы показали, что высокий уровень составил 14,2 %, средний уровень 57,9 % и низкий уровень составил 27,9 % детей

Таким образом, анализ результатов диагностики уровня сформированности основ нравственно - патриотической воспитанности детей показывает:

- рост  уровня сформированности основ нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

- на занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;

- с удовольствием рассказывают о семье, традициях;

- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание ребенка – это  сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие основ нравственных чувств. Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе и, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, на то, что мы идем правильными маршрутами. Воспитываем настоящего патриота, любящего свою Родину. 

Всё в наших руках!

Воспитатель – патриот своей Родины, ведь страна  доверяет ему самое дорогое – будущее страны!

 

Оценка экспертов по возможностям тиражирования и использования практики:

Ограничена рамками учебного предмета

Ограничена рамками предметной области

Не ограничена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду.

Доклад посвящён опыту работы по развитию нравственнно - патриотических чувств с детьми старшего  дошкольного возраста....

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду...

Нравственно – патриотическое воспитание детей в детском саду

Патриотическое воспитание дошкольников- это не только воспитание любви к родному дому, семье,городу, но и воспитание уважительного отношения к труженнику и результатам его труда, родной земле, защитни...

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, и...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду."

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду." + памятка для родителей (по нравственно-патриотическому воспитанию)....

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду...