"Тонет, не тонет"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Экспериментирование в старшей разновозрастной группе
"Тонет - не тонет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tonet-_ne_tonet.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тонет — не тонет»
Конспект занятия по познанию для старшей разновозрастной группе.
Цель:
- продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды). Объяснить, как люди используют свойства предметов – не тонуть (держаться на поверхности воды) и тонуть (идти ко дну).
- вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
- побуждать высказываться на темы из личного опыта.
- активизировать прилагательные. Уточнить и закрепить правильные окончания слов.
Материалы:гвоздь, салфетка, ткани, кусочки, пластилина, деревянная и металлическая ложки, монеты, пластмассовые фигурки. Тазик с водой. Два надутых воздушных шарика. Иллюстрации с изображением детского надувного круга. Фотографии якоря, людей, плавающих в мертвом море.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» (в обработке А. Н. Толстого).
Ход занятия
На столе у воспитателя лежит много разных предметов, необходимых для проведения занятия. Ребята, вам наверно очень интересно узнать для чего я это все приготовила. Так вот, прежде чем мы начнем об этом говорить, послушайте стихотворение про двух лягушек. Это стихотворение для вас написала Н. Матвеева. Называется оно «Нерешительные» :
По речке
не лодка, не плот,
А старая бочка плывет!
Вскочили на бочку.
Зачем? Для чего?
Для просушки!
И снова попрыгали с бочки.
Зачем? Для чего?
Для промочки!
Не могут лягушки решить:
В воде или в сухости жить?
Ребята, а вы видели лягушек? А кто из вас знает, что еще может плыть по реке, куда еще могут запрыгнуть нерешительные лягушки. (Ответы детей).
Чтобы проверить ваши версии ответов, я предлагаю вам провести испытание предметов, которые лежат у меня на столе.
Сейчас я буду показывать вам предмет, а вы будете мне говорить из какого он материала, тонет ли он, или не тонет, и сразу же будем проверять, правы вы или нет.
Воспитатель проводит эксперимент с погружением разных предметов в воду:
По очереди опускает в тазик с водой, две группы – те, которые тонут, и те, которые не тонут в воде.
Ребята, как вы думаете, почему одни предметы плавают, а другие тонут. (Ответы детей). Правильно! Предметы, которые не тонут, легче воды, те, которые тонут – тяжелее. Люди уже давно заметили, что есть предметы, которые в воде не тонут: ветка или ствол дерева, деревянная палка или доска не опускаются на дно, а плавают на поверхности и могут помочь людям удержаться на воде. Именно из дерева делали первые лодки и корабли. Такое свойство некоторых материалов «не тонуть» используется при изготовлении судов, плотов, корабликов. Но если ствол дерева или ветка очень долго находятся в воде, то они начинают подгнивать и тогда они заполняются водой, становятся очень тяжелыми и тонут. Это опасно для человека. Так, например, купаясь, можно наткнуться на такую ветку и пораниться.
А теперь скажите мне, могут ли пригодиться предметы, которые тонут в воде? (Ответы детей
Ребята, вчера мы с вами читали русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Почему лапоть предложил переплыть речку на пузыре? Что такое пузырь? (Ответы детей) Пузырь ребята, это шарик, который наполнен воздухом. Давайте посмотрим, что же будет, если мы опустим его в воду? (Шарик плавает) Воспитатель пытается силой его опустить, он все равно выскакивает из воды. А теперь давайте сдуем шарик и вновь опустим его в воду. Шарик тонет. Воздух, ребята легче воды и именно воздух не дает надутому шарику утонуть.
После этого воспитатель показывает иллюстрации с изображением детского надувного круга и нарукавников для плавания (или сами предметы, спрашивает, знают ли они, что это такое, для чего их используют. Почему перед тем, как идти в воду купаться, круг и нарукавники надо обязательно надуть. Уже очень давно люди заметили: если надуть воздухом непромокаемую шкуру и зашить ее так, чтобы воздух не выходил, то она не утонет. Так появился первый надувной круг. Только плавали не в нем, а на нем. С помощью шкуры, наполненной воздухом, можно держаться на воде очень долго, самое главное – не выпускать ее из рук. (рассказ воспитателя из детства о надувании наволочки для плавания). Но это не очень удобно. Тогда люди придумали надувной круг; потом надувной жилет, а потом и надувные нарукавники. В этом случае необходимо всегда следить за тем, чтобы не появилась хотя бы очень маленькая дырочка, через которую может выйти воздух.
Значит, мы можем сделать вывод о том, что не тонут те предметы, которые сделаны из материалов, которые легче воды. А тонут те, которые тяжелее воды.
Давайте еще раз рассмотрим предметы, которые у меня на столе. Становитесь в рассыпную. Я буду показывать, а вы будете называть из чего он, и тонет или нет. (Показ предметов) Если предмет тонет, то вы присаживаетесь, если нет, то остаетесь стоять. Все поняли. Тогда иначинаем.
Молодцы, ребята! Хорошо все запомнили. А теперь давайте поиграем в игру, которая так и называется «РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ»
Правила игры:
1)когда пузырь раздувается – двигаться назад, взявшись за руки.
2)На слово «ХЛОП» руки разнимаются, и все бегут к центру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности опыт "Тонет - не тонет, плавает. Чтение потешки "Водичка, водичка..."
Данный конспект включает две части "опыт и чтение". Дети с удовольсвием проделывают опыты с водой. Конспект предназначен для детей первой младшей группы....
Занятие по природному миру "Тонет - не тонет"
Методическая разработка по познавательному развитию "Тонет - не тонет " в группе компенсирующей направленности. Приведен подробный ход....
Конспект СНОД по образовательной области "Познание". Познавательно-исследовательская деятельность на тему "Тонет - не тонет"
Конспект совместной непосредственно-образовательной познавательно - исследовательской деятельности для детей первой младшей группы на тему "Тонет - не тонет"...
Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе на тему «Тонет – не тонет»
Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе на тему «Тонет – не тонет»...
ОПЫТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НАЗВАНИЕ ОД «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».
ОПЫТ «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: познавательно – исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, безопасность....
Тонет,не тонет-плавает.
Занятие по экспериментальной деятельности....
Тонет,не тонет-плавает.
Занятие по экспериментальной деятельности....