"Тонет, не тонет"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Наталья Александровна Чуева

                Экспериментирование в старшей разновозрастной группе

                                                   "Тонет - не тонет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tonet-_ne_tonet.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

         «Тонет — не тонет»

 Конспект занятия по познанию для старшей разновозрастной группе.

Цель:

- продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды). Объяснить, как люди используют свойства предметов – не тонуть (держаться на поверхности воды) и тонуть (идти ко дну).

- вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

- побуждать высказываться на темы из личного опыта.

- активизировать прилагательные. Уточнить и закрепить правильные окончания слов.

Материалы:гвоздь, салфетка, ткани, кусочки, пластилина, деревянная и металлическая ложки, монеты, пластмассовые фигурки. Тазик с водой. Два надутых воздушных шарика. Иллюстрации с изображением детского надувного круга. Фотографии якоря, людей, плавающих в мертвом море.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» (в обработке А. Н. Толстого).

Ход занятия

На столе у воспитателя лежит много разных предметов, необходимых для проведения занятия. Ребята, вам наверно очень интересно узнать для чего я это все приготовила. Так вот, прежде чем мы начнем об этом говорить, послушайте стихотворение про двух лягушек. Это стихотворение для вас написала Н. Матвеева. Называется оно «Нерешительные» :

По речке

не лодка, не плот,

А старая бочка плывет!

Вскочили на бочку.

Зачем? Для чего?

Для просушки!

И снова попрыгали с бочки.

Зачем? Для чего?

Для промочки!

Не могут лягушки решить:

В воде или в сухости жить?

Ребята, а вы видели лягушек? А кто из вас знает, что еще может плыть по реке, куда еще могут запрыгнуть нерешительные лягушки. (Ответы детей).

Чтобы проверить ваши версии ответов, я предлагаю вам провести испытание предметов, которые лежат у меня на столе.

Сейчас я буду показывать вам предмет, а вы будете мне говорить из какого он материала, тонет ли он, или не тонет, и сразу же будем проверять, правы вы или нет.

Воспитатель проводит эксперимент с погружением разных предметов в воду:

По очереди опускает в тазик с водой, две группы – те, которые тонут, и те, которые не тонут в воде.

Ребята, как вы думаете, почему одни предметы плавают, а другие тонут. (Ответы детей). Правильно! Предметы, которые не тонут, легче воды, те, которые тонут – тяжелее. Люди уже давно заметили, что есть предметы, которые в воде не тонут: ветка или ствол дерева, деревянная палка или доска не опускаются на дно, а плавают на поверхности и могут помочь людям удержаться на воде. Именно из дерева делали первые лодки и корабли. Такое свойство некоторых материалов «не тонуть» используется при изготовлении судов, плотов, корабликов. Но если ствол дерева или ветка очень долго находятся в воде, то они начинают подгнивать и тогда они заполняются водой, становятся очень тяжелыми и тонут. Это опасно для человека. Так, например, купаясь, можно наткнуться на такую ветку и пораниться.

А теперь скажите мне, могут ли пригодиться предметы, которые тонут в воде? (Ответы детей

Ребята, вчера мы с вами читали русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Почему лапоть предложил переплыть речку на пузыре? Что такое пузырь? (Ответы детей) Пузырь ребята, это шарик, который наполнен воздухом. Давайте посмотрим, что же будет, если мы опустим его в воду? (Шарик плавает) Воспитатель пытается силой его опустить, он все равно выскакивает из воды. А теперь давайте сдуем шарик и вновь опустим его в воду. Шарик тонет. Воздух, ребята легче воды и именно воздух не дает надутому шарику утонуть.

После этого воспитатель показывает иллюстрации с изображением детского надувного круга и нарукавников для плавания (или сами предметы, спрашивает, знают ли они, что это такое, для чего их используют. Почему перед тем, как идти в воду купаться, круг и нарукавники надо обязательно надуть. Уже очень давно люди заметили: если надуть воздухом непромокаемую шкуру и зашить ее так, чтобы воздух не выходил, то она не утонет. Так появился первый надувной круг. Только плавали не в нем, а на нем. С помощью шкуры, наполненной воздухом, можно держаться на воде очень долго, самое главное – не выпускать ее из рук. (рассказ воспитателя из детства о надувании наволочки для плавания). Но это не очень удобно. Тогда люди придумали надувной круг; потом надувной жилет, а потом и надувные нарукавники. В этом случае необходимо всегда следить за тем, чтобы не появилась хотя бы очень маленькая дырочка, через которую может выйти воздух.

Значит, мы можем сделать вывод о том, что не тонут те предметы, которые сделаны из материалов, которые легче воды. А тонут те, которые тяжелее воды.

Давайте еще раз рассмотрим предметы, которые у меня на столе. Становитесь в рассыпную. Я буду показывать, а вы будете называть из чего он, и тонет или нет. (Показ предметов) Если предмет тонет, то вы присаживаетесь, если нет, то остаетесь стоять. Все поняли. Тогда иначинаем.

Молодцы, ребята! Хорошо все запомнили. А теперь давайте поиграем в игру, которая так и называется «РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ»

Правила игры:

1)когда пузырь раздувается – двигаться назад, взявшись за руки.

2)На слово «ХЛОП» руки разнимаются, и все бегут к центру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности опыт "Тонет - не тонет, плавает. Чтение потешки "Водичка, водичка..."

Данный конспект включает две части "опыт и чтение". Дети с удовольсвием проделывают  опыты с водой. Конспект предназначен для детей первой младшей группы....

Занятие по природному миру "Тонет - не тонет"

Методическая разработка  по познавательному развитию "Тонет - не тонет " в  группе компенсирующей направленности. Приведен подробный ход....

Конспект СНОД по образовательной области "Познание". Познавательно-исследовательская деятельность на тему "Тонет - не тонет"

Конспект  совместной непосредственно-образовательной познавательно - исследовательской деятельности для детей первой младшей группы на тему "Тонет - не тонет"...

Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе на тему «Тонет – не тонет»

Конспект организованной образовательной деятельности по экспериментированию  в первой младшей группе на тему  «Тонет – не тонет»...

ОПЫТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. НАЗВАНИЕ ОД «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».

ОПЫТ «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  познавательно – исследовательская, игровая,  чтение художественной литературы,  продуктивная,  безопасность....

Тонет,не тонет-плавает.

Занятие по экспериментальной деятельности....

Тонет,не тонет-плавает.

Занятие по экспериментальной деятельности....