«Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Ткаченко светлана Николаевна

Самостоятельность ребенка для многих родителей – очень желаемое, но порой труднодостижимое качество. Что влияет на его формирование? Как сделать, чтобы дети росли самостоятельными, но не путали это понятие с «вседозволенностью»? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkachenko_svetlana_nikolaevna.docx14.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Ткаченко Светлана Николаевна

         «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста» 

Самостоятельность ребенка для многих родителей – очень желаемое, но порой труднодостижимое качество. Что влияет на его формирование? Как сделать, чтобы дети росли самостоятельными, но не путали это понятие с «вседозволенностью»? Когда уже пора начинать приучать чадо к независимости и самостоятельности? Прежде чем ответить на эти вопросы необходимо разобраться, что значить «быть самостоятельным»? Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

 умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

 умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

  умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

  умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

  умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

 умение переносить известные способы действий в новые условия. Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, можно дать следующие рекомендации родителям.

  В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет.

 Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

  Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками.

Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. И напоследок, семь простых правил установления сотрудничества с детьми, описанные в книге Джона Грэя «Дети с небес»: Просите, а не приказывайте и не требуйте. Используйте следующие фразы, которые приглашают вашего ребенка к сотрудничеству: «Сделай, пожалуйста…», «Не сделаешь ли ты…?». Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка: «Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?». Говорите прямо. Вместо «пустых» фраз используйте позитивные просьбы: «Ведите себя, пожалуйста, тише» (вместо «Дети, вы слишком шумите»), «Не перебивай меня, пожалуйста» (вместо «Ты снова меня перебиваешь»). Откажитесь от объяснений, уже известных ребенку. Не надо объяснять четырехлетнему ребенку, зачем чистить зубы, иначе он будет только сопротивляться вашим доводам. Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?». Откажитесь от лекций. Если лекции нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать. Другое дело, если он сам просит совета. Не пытайтесь манипулировать ребенком с помощью чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

беседа "Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Самостоятельность  - ценное качество,  необходимое  человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять...

Родительское собрание тема: «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взро...

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Информация для родителей о воспитании самостоятельности у детей младшего возраста...

Родительское собрание на тему "Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста"

Цель нашего собрания опредилить оптимальные условия формирования самостоятельности ребенка в процессе трудовой деятельности.Первые проявления самостоятельности наблюдаются у детей в раннем в...

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста

Рекомендации и примеры по воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста...

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста

Как воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать?...

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.

условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности дети могли использовать накопленные знания и опыт...